Формы собственности. Особенности, специфика муниципальной собственности Муниципальная собственность

Любой объект собственности должен иметь своего хозяина. Принадлежность объекта собственности тому или иному субъекту определяет форму собственности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации [6] и Гражданским кодексом РФ «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»[1]. В Российской Федерации «Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».[2]

Федеральное законодательство выделяет муниципальную собственность в самостоятельную форму собственности, которая составляет экономическую основу местного самоуправления в России. Под муниципальной собственностью принято понимать все имущество, находящееся в собственности муниципального образования. Например, Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 215, пункт 1 определяет, что «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».

Особенность муниципальной собственности: с одной стороны муниципалитет использует муниципальную собственность для того, чтобы воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов в интересах населения и извлекать доход от использования муниципальной собственности [7, 53], с другой стороны - муниципальная собственность должна служить для удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования (уборка улиц, противопожарная служба, общественный транспорт, оказание ритуальных услуг и др.), т.е. имеет социальное значение. Поэтому муниципальная собственность носит двойственный характер и сочетает в себе принципы доходности и социальной пользы. Не всякая муниципальная собственность может приносить доход, а потому доходную муниципальную собственность необходимо использовать так, чтобы была возможность получения средств на содержание бездоходной (а иногда и убыточной) муниципальной собственности. Иными словами, не доход ради дохода, а доход ради содержания бездоходной муниципальной собственности, имеющей социальное значение.

Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют одно целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного значения: удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения муниципального образования, но с другой – исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга местных вопросов, в частности используются для обеспечения дохода местного бюджета (за счет реализации муниципального имущества, его арендного использования), для укрепления социальной инфраструктуры территории (через развитие институтов социальной защиты населения и обеспечения занятости), для развития инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, бытовых и инженерных коммуникаций), для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, создания и укрепления рыночной инфраструктуры.

1.6. Состав и классификация объектов муниципальной собственности

Состав имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления.

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения поселений, муниципального района и городского округа. Общими для всех типов муниципальных образований являются вопросы формирования, утверждения и исполнения соответствующих бюджетов, контроль их исполнения, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Остальные вопросы местного значения четко разграничены между поселениями и муниципальными районами, а за городскими округами закреплены все вопросы местного значения поселений и муниципальных районов.

В ряде случаев органам местного самоуправления предписывается создание условий для предоставления определенных услуг населению, т.е. их деятельность должна быть направлена на развитие необходимой инфраструктуры, находящейся в иных формах собственности. В зависимости от этого решается вопрос о возможности нахождения тех или иных объектов имущества в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов имеют право на основе соглашений взаимно передавать осуществление части своих полномочий, в результате чего может произойти перераспределение объектов собственности [10, 60].

Таким образом, в соответствии ФЗ № 131 в муниципальной собственности может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно ФЗ № 131 с учетом изменений по Федеральному закону №199 от 31.12.2005[3] в состав муниципального имущества входит: имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения; жилищный фонд социального использования для малоимущих граждан и имущество, необходимое, для его содержания; пассажирский транспорт и другое имущество для транспортного обслуживания населения; имущество, предназначенное для тушения пожаров, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; имущество библиотек поселений; имущество, для организации досуга жителей поселения; объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения; имущество для развития физической культуры и массового спорта; имущество для благоустройства и озеленения поселения; имущество для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; его утилизации и переработки; имущество, включая земли, для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; имущество для опубликования правовых нормативных правовых актов, иной официальной информации; земли, отнесенные к муниципальной собственности; обособленные водные объекты на территории поселения; леса в границах поселения; имущество для создания лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка; имущество, предназначенное для обеспечения образования и организации отдыха детей; имущество, предназначенное для оказания первичной и амбулаторной медицинской помощи; архивные фонды, кадастр землеустроительной и градостроительной документации [1].

Исходя из анализа существующих классификаций объектов муниципальной собственности, автором систематизированы и дополнены критерии классификации муниципальной собственности (таблица 1) [12].

Таблица 1 – Классификация объектов муниципальной собственности

Критерии классификации Виды объектов муниципальной собственности
Видовой состав - материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты); - нематериальные (интеллектуальная собственность)
Назначение - для осуществления хозяйственной деятельности; - для обеспечения выполнения управленческих и иных нехозяйственных функций
Режим функционирования - находящиеся в муниципальной казне; - переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципаль­ным предприятиям; - переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям; - находящиеся в безвозмездном пользовании
Функциональное назначение, т.е. сферы удовлетворяемых общественных потребностей - объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; - транспорт и связь; - торговля, бытовое обслуживание, строительство; - недвижимость, прежде всего земельные ресурсы
Характер выражения объектов - стоимостной; - вещественный
Степень доходности - доходообразующие; - самофинансируемые; - бюджетообременительные
Происхождение - естественные или природные; - искусственные, т.е. созданные человеком
Степень готовности к эксплуатации - готовые к использованию; - предназначенные для реконструкции и капитального ремонта; - незавершенные строительством

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения можно разделить на две группы: имущество, с помощью которого осуществляется хозяйственная деятельность, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

В соответствии с гражданским законодательством имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (это право подлежит отмене) и оперативного управления.

Другая часть имущества, т. е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, согласно ст. 215 ГК РФ составляет муниципальную казну соответствующего муниципального образования. При этом муниципальное унитарное предприятие, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, не вправе распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления.[4]

Согласно Гражданскому кодексу материальные объекты муниципального имущества могут быть разделены на движимое и недвижимое имущество.

Четкое исчерпывающее определение термина «недвижимая вещь» дается в ст. 130 ГК РФ, в которой понятия «недвижимая вещь», «недвижимое имущество», «недвижимость» рассматриваются как синонимы, что, на наш взгляд, вполне справедливо, поскольку все они характеризуют одни и те же материальные объекты. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к недвижимому имуществу добавлены жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Однако необходимо различать понятие недвижимого имущества как совокупности физических объектов и недвижимой собственности, включающей кроме материальных объектов интересы, преимущества и права, связанные с собственностью на эти объекты.С 2007 года в соответствии с изменениями в ст. 130 ГК РФ исключены из состава объектов недвижимости: обособленные водные объекты, леса и многолетние насаждения.

На рисунке 2 представлена классификация объектов недвижимого имущества, разработанная на основании положении ст. 130 ГК РФ и в соответствии с ФЗ № 122 от 21.07.1997 г. «О государственной регистра-ции прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [13].

 
  Формы собственности. Особенности, специфика муниципальной собственности Муниципальная собственность - student2.ru

Рисунок 2– Классификация объектов недвижимости

В предлагаемой классификации муниципальной собственности в отдельную группу выделяется муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне, но передаваемое в аренду (рисунок 3) [14] .


 
  Формы собственности. Особенности, специфика муниципальной собственности Муниципальная собственность - student2.ru

Рисунок 3 – Классификация объектов муниципальной собственности



[1] Конституция Российской Федерации. С. 8 п.2.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.94 г. № 51-ФЗ (ред. от 12.08.96 г.), часть вторая от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (ред. от 24.10.97 г.).

[3] Федеральный закон от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [11].

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.94 г. № 51-ФЗ (ред. от 12.08.96 г.), часть вторая от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (ред. от 24.10.97 г.)

Наши рекомендации