Особенность организационно-правовой формы унитарных предприятий в РФ.
Одним из объектов управления государственной собственностью в РФ являются государственные унитарные предприятия. Правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется
Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". В нем определены права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия[123].
Унитарные предприятия имеют ряд особенностей:
во-первых, они всегда создаются собственником-государством или муниципальными органами власти;
во-вторых, унитарное предприятие имеет имущество, которое передано ему собственником на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
в-третьих, собственник имущества определяет направления и цели его деятельности, утверждает устав, принимает решение о назначении руководителя, устанавливает контроль за использованием имущества предприятия по назначению;
в-четвертых, унитарные предприятия имеют целевую функцию своей деятельности;
в-пятых, хозяйственная самостоятельность унитарных предприятий ограничена уставом предприятия;
в-шестых, существует многосубъектность в управлении унитарными предприятиями.В частности, правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия «Гидрографическое предприятие», учредителем которого является Российская Федерация, осуществляют сразу три органа – Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В-седьмых, унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица: другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), не вправе выступать учредителем (участником) кредитных организаций, но может создавать филиалы и представительства.
В-восьмых, не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Следует также отметить, что от имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия могут осуществлять государственные корпорации "Росатом", "Роскосмос", а также федеральные государственные бюджетные учреждения "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского"и "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".
Государственные унитарные предприятия создаются в следующих случаях:
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Казенное предприятие может быть создано в случае:
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Следует отметить, что в соответствии с государственной программой «Управление федеральным имуществом» к 2018 году унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, должны совсем прекратить свое существование. Предусматривается возможность для их реструктуризации: преобразование в ОАО, ООО, АНО, либо в казенные предприятия. Закон № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса» отменил право хозяйственного ведения уже с 2015 г., оставляя возможность функционирования только для казенных предприятий на праве оперативного управления.
Основное отличие между унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и казенными предприятиями заключается в том, что казенные предприятия являются менее самостоятельными как в распоряжении имуществом, так и в хозяйственной деятельности, чем предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения.
Другая отличительная черта казенных предприятий – это возможность убыточной или нерентабельной деятельности с целью решения стратегических для страны задач. Этот факт свидетельствует о том, что казенные предприятия можно отнести к некоммерческим организациям. Например, в целях создания казенных предприятий указываются некоммерческие цели (дотирование продукции, установление минимальных цен, закупочные и товарные интервенции)[124].
Это приводит к противоречиям в деятельности унитарных предприятий, так как они являются коммерческими организациями, созданными для получения прибыли (п. 2 ст. 50 ГК РФ; п. 1 ст. 2 161-ФЗ/2002). Показатель прибыльности казенного предприятия является одним из важнейших, по которому оценивается эффективность управления казенным предприятием. Росимущество ставит перед руководством казенными предприятиями задачи по выполнению данного показателя. Об этом свидетельствует статистика. В 2000 г. прибыль составляла всего 5676,5 млн. руб. После усиления государственного контроля над унитарными предприятиями прибыль, перечисляемая ими в государственный бюджет, выросла до 45163,8 млн. руб. в 2014 г.[125]
Большую роль казенные предприятия могут играть в решении проблем инфраструктуры. В настоящее время активизировалась работа по созданию казенных предприятий в этой сфере. В связи с необходимостью решения проблемы региональных авиаперевозок, восстановления и поддержания небольших региональных аэропортов и аэропортового хозяйства, на баланс вновь создаваемых казенных предприятий перейдут объекты аэропортовой инфраструктуры в регионах России.
Сейчас региональные бюджеты обременены долгами, они не в состоянии содержать дорогостоящую и затратную аэропортовую инфраструктуру, поэтому решение данной задачи ложится на федеральные казенные предприятия. В 2014 г. 55 региональных аэропортов из 300, которые числятся в реестре Минтранса, вошли в федеральные казённые предприятия[126].
Третьей отличительной чертой двух форм унитарных предприятий является то, что государство или муниципальное образование отвечает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности
у него собственных средств, а по обязательствам унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения – не отвечает.
Сложным является вопрос о банкротстве казенных предприятий. Возможность банкротства казенного предприятия определяется уполномоченным органом государственной власти и находится вне судебной компетенции. Статья 65.1 ГК РФ исключает казенное предприятие из списка юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами по решению суда.
Из вышеизложенного становится ясно, что организационно-правовая форма казенного предприятия в наибольшей степени способствует защите государственного имущества от неправомерного отчуждения.