Понятие государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с законодательством государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (С. 125ГК РФ).

Собственность субъектов Федерации по своей природе является разновидностью государственной собственности. Эта форма собственности является экономической базой осуществления различных по характеру функций субъектов РФ, имеющих широкий круг полномочий.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственная собственность и государственное имущество рассматриваются, как синонимы.

Помимо права собственности в гражданском законодательстве существуют и другие вещные права:право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265 ГК); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья268 ГК);сервитуты (статьи 274, 277ГК);право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом (статья 296).

Характеристика государственной собственности:

- выражает общенациональные интересы;

- право государственной собственности осуществляется такими субъектами, как народ, нация, народность, население региона;

- субъекты права наделены публично-властными полномочиями;

- особенность объектов - наиболее значимые, уникальные ресурсы с точки зрения обеспечения власти народа, суверенности государства и самостоятельности власти государственных образований[1];

- право государственной собственности охватывает нормы конституционного, гражданского, государственного, административного, финансового, земельного и других видов права.

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами (предприятиями и учреждениями) на ограниченных, но самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в хозяйственном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц.

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования.

Считается, что любое государство нуждается в экономических ресурсах для выполнения тех функций, ради которых оно существует. Здесь есть несколько подходов.

Государство может управлятьвсеми социально-экономическими процессами и иметь в своей собственности практически все ресурсы (командно-административная система). С другой стороны, размеры государственной собственности и масштабы государственного управления могут быть минимальными (либеральные концепции классики и неоклассики).

Муниципальная собственность.Становление местного самоуправления является одним из главных направлений современных реформ. В федеральном законодательстве понятие о муниципальной собственности впервые упоминается в 1991 году (Закон «О местном самоуправлении», Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и другие, ныне уже не действующие законодательные акты).

Наиболее важным законодательным актом для становления института муниципальной собственности, наполнения её реальным содержанием стало постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

В настоящее время базовым законодательным актом федерального уровня в сфере муниципального управления является Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, экономические и другие принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления.

В указанном федеральном законе приводится перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности различных типов муниципальных образований. В соответствии со статьей 49 ФЗ № 131 экономическую основу МСУ составляют:

· имущество, находящееся в муниципальной собственности;

· средства местных бюджетов;

· имущественные правамуниципальных образований.

В соответствии с ГК РФ (ст. 215) муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. То есть основными признаками муниципальной собственности признаются ее вещный состав и принадлежность к муниципальному образованию.

Согласно статье 130 Конституции РФ основным субъектом такого права является население муниципального образования, владеющее, пользующееся и распоряжающееся муниципальной собственностью.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В ст. 50 Ф3№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано имущество, которое может находиться в муниципальной собственности:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке трансфертов;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решениякоторых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее вышеуказанным требованиям, подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Следует подчеркнуть, что муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности.

В научной литературе различие между муниципальной собственностью и государственной собственностью проводится по следующим признакам:

1. По субъекту права. Субъектом права государственной собственности является народ Российской Федерации и органы государственной власти, а субъектом права муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.

2. По объекту права. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество, а объектом права муниципальной собственности – любое имущество, по составу соответствующее перечню, предусмотренному федеральным законодательством, а по целевому назначению – перечню вопросов местного значения.

3. По основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения и прекращения права государственной собственности не являются основаниями приобретения и прекращения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор).

4. По содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены. Например, это относится к праву распоряжения собственностью (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами).

Право муниципальной собственности прекращается:

· в случае гибели или уничтожения имущества;

· при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации;

· при разграничении муниципальной собственности;

· в случае обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законодательством РФ или договором;

· по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

3. Роль государственной собственности в обеспечении национальных
интересов России и ее экономической безопасности.

Сейчас происходят существенные изменения в мировой экономике, связанные с факторами структурной динамики: кризис рыночных механизмов и экономики постиндустриального типа, создание инновационного производства и наукоемкой экономики, неравномерное экономическое развитие государств, преимущественное развитие финансового сектора в ущерб реальному сектору экономики, формирование наднациональных структур управления, создание интернационального класса новой глобальной управленческой элиты, концентрация мирового богатства в руках немногих сверхбогатых, создание глобальной информационно-коммуникационной инфраструктуры управления.

Все это требует защиты национальных интересов России и определить свое место в мировой экономической системе.

Основа современных подходов к понятию «безопасность» сформировалась в работах В. Парето. Он характеризовал безопасность как сочетание экономического процветания, политической стабильности и обороноспособности государства. Все эти составляющие безопасности подвержены влиянию внутренних и внешних факторов.

Широкое распространение термин «экономическая безопасность» получил после великой депрессии. Ф. Рузвельт создал в 1934 г. комитет по экономической безопасности (КЭБ). Этот кабинет занимался выработкой пенсионного и страхового законодательства, нормализацией социальной среды. Основной упор был сделан на создание основы экономической безопасности личности, государства и общества[2].

Таким образом, понятие «экономическая безопасность» является составной частью более широкого понятия «национальная безопасность», включающего в себя такие составляющие, как политическая стабильность, экономическое процветание, обороноспособность государства.

Необходимо рассмотреть реальные угрозы экономической безопасности РФ в настоящее время и показать какую роль в их предотвращении может сыграть государственная собственность.

Государственная собственность может выступить неким амортизатором, более или менее сглаживающим социально-экономическую и политическую напряженность.

В частности, с помощью государственной собственности можно:

- исключить возможность возникновения социальных, трудовых, межнациональных конфликтов;

- обеспечить территориальную целостность в рамках существующих границ;

- обеспечить устойчивое функционирование жизненно важных отраслей производства и социальной сферы;

- поддержать высокий научно-производственный потенциал и устранить негативные процессы в экономике.

Основанием для существенного расширения государственной соб­ственности являются в настоящее время также проблемы обеспечения технической безопасности (например, технологические процессы с использованием атомной энергии, газов, высокого давления, ядовитых и высокотоксичных веществ). Даже крупнейшие транс­национальные корпорации не могут в одиночку обеспечить эффективное функ­ционирование наукоемких производств. Необходимо учитывать и оборонно-промышленное значение высокотехнологичных государственных предприятий, которые также ни в коем случае не должны приватизироваться или продаваться по частям, тем самым, разрушая единую технологическую цепочку.

Еще одним аргументом в пользу развития государственной собственности является то, что при государственной форме собственности большая часть прибыли предприятий, достается или всему обществу, или региону.

Государственная собственность может также способствовать преодолению монополизма в экономике, ибо в условиях монополии субъект получает возможность злоупотреблять своим по­ложением на рынке. Не случайно в числе первых в странах Запада были национализированы отрасли естественных монополий (водо- и газоснабжение, подача электроэнергии, проводная телефонная связь, железные дороги и др.)

Следует обратить внимание на то, что в концепции национальной безопасности РФ записано, что необходимо сохранять традиционный для данной страны образ жизни. Следовательно, национальная хозяйственная система должна стремиться к сохранению исторически сложившегося цивилизационно-культурного пространства.

Россия сильно отличается от других стран как формами жизнедеятельности (структура, механизмы и технологии труда и быта, типы поселений, технологии земледелия, традиции, обычаи и менталитет), так и культурно-историческим наследием.

Учет всего этого многообразия факторов возможен только при наличии экономического субъекта, владеющего всеми возможными ресурсами и имеющего возможность и желание использовать эти ресурсы на благо всего общества. Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от идеалов и ценностей власти.

По нашему мнению, единственным экономическим субъектом, который может быть инициатором сохранения и развития России, объединяющим все слои общества, является государство, которое осознает свою роль в определении исторических перспектив страны и реализует свою политику как долгосрочную программу социально-экономического развития с учетом угроз экономической безопасности.

Наши рекомендации