Политическая культура и мораль.
Политическая культура — обусловленная ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенная на практике совокупность норм, правил поведения, стиля его деятельности как участника политического процесса. Политическую культуру можно характеризовать и как ценностно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества.
Критерии политической культуры:
1. Уровень культурного развития личности, соответствующий характеру социальных отношений общества.
2. Понимание природы политической власти государства и проводимой им политики.
3. Знание политики, идеологии и психологии группы, слоя, класса, интересы которых отстаивает личность.
4. Убежденность в объективности (научности) и правоте политических взглядов.
5. Наличие опыта, навыков политической деятельности.
6. Активное участие в общественно-политической жизни.
Уровни политической культуры личности:
1. высокоактивный;
2. активный;
3. пассивный;
4. аполитичный.
Структура политической культуры:
1. политические ценности;
2. информированность носителей политической культуры;
3. политические нормы поведения;
4. средства достижения и реализации политических идеалов;
5. политическая ориентация (готовность субъекта к определенному типу политического действия: радикальному или реформистскому).
Функции политической культуры заключаются в:
1. идентификации, раскрывающей постоянную потребность индивида в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
2. ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
3. адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении в изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
4. интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
5. социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
6. коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и др. средств информации и языка общения.
1. Мораль — древнейший ("моложе" политики) институт регулирования поведения людей.
2. Разные носители: у политики — большие и малые социальные общности, у морали — весь род людской (общечеловеческая мораль).
3. Различная ориентационная функция: политика предпочитает лучшее, наиболее полезное из возможного, мораль - лучшее само по себе.
4. Несхожая реализация своих функций: политика "разговаривает" с обществом языком властных распоряжений, законов и т. д.; мораль — языком апелляции к совести, убеждения, увещевания, заповеди (внеинституционным способом).
5. Императивы морали носят характер идеалов, а требования политики — конкретны.
6. Политика направлена вовне и целесообразна, мораль же оценивает субъективно внутреннее переживание поступков.
7. Политика ситуативна, требования морали в своей основе универсальны.
8. Мораль всегда индивидуальна, политика же носит групповой, коллективистский характер.
9. Политика опирается на силу, мораль в принципе осуждает насилие.
10. Политика по сути конфликтна, мораль характеризует лишь частные межличностные конфликты, не достигающие политической остроты.
В мировой социальной жизни выделяются четыре подхода к взаимоотношению политики иморали:
1. "морализаторский" — политика должна иметь не только нравственные цели и средства, но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (моральный абсолютизм);
2. "пессимистический" — принцип несовместимости политики (зло) и морали (добро); политика и мораль настолько специфичны, что все попытки установить взаимосвязь между ними несостоятельны;
3. "политика вне морали" — автономность: мораль — дело гражданского общества, личной ответственности; политика же — область противоборства групповых интересов, свободна от нравственности;
4. "компромиссный" — взаимодействие морали и политики ставится в непосредственную зависимость от ситуации, в которой она проявляется. Этот подход, преобладающий среди ученых и политологов, признает необходимость воздействия нравственности на политику и учитывает специфику последней.