Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики.
В общем понимании бюджет — это план образования и использование финансовых ресурсов для обеспечения функций определенной организации. Для обеспечения государственных функций разрабатывается и утверждается государственный бюджет, который обеспечивает целенаправленное решение макроэкономических задач. Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов государства, в котором мобилизуются денежные средства для финансирования общегосударственных расходов на протяжении бюджетного периода. Доходы бюджета — это все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взыскание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, дары, гранты). Государственные доходы - это доля ВВП, которая используется государством для осуществления своих функций. Они образовываются за счет поступлений от уплаты юридическими и физический лицами налогов, собрания, обязательного платежей и других предусмотренных законодательством поступлений.
Источники наполнения бюджета государства: 1) налоги на доходы и прибыль, налоги на собственность, 2) сборы за специальное использование природных ресурсов, 3) внутренние налоги за товары и услуги (НДС, АЗ), 4) налоги на международную торговлю и внешние операции (ввозная пошлина), 5) неналоговые поступления от собственности и предпринимательской деятельности, 6) административные сборы и платежи ( государственная пошлина, таможенные сборы), 7) поступления от штрафов и финансовых санкций, 8) собственные поступления бюджетных учреждений, 9) официальные трансферты от зарубежных стран и международных организаций, 10) целевые фонды.
Важную роль в удовлетворении нужд социально-экономического развития страны играют расходы государственного бюджета.
Государственные расходы осуществляются по статьям и направлениям на основании бюджетной классификации. По функциональному назначению их объединяют в несколько групп: 1. Финансирование государственных услуг общего назначения -Государственное управление, судебная и правоохранительная деятельность, международная деятельность, национальная оборона и безопасность и т.п. 2. Финансирование производства общественных благ -наука, образование, здравоохранение, культура и искусство, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации и т.п. 3. Финансирование услуг, связанное с экономической деятельностью -расходы на развитие областей материального производства, реализацию целевых комплексных программ и т.п. 4. Расходы государственных целевых фондов -охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и т.п. 5. Другие расходы -обслуживание государственного долга, создание резервных фондов и запасов и т.п.
С помощью бюджета государство осуществляет финансирование развития отдельных областей, регионов и сфер деятельности.
Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов является не менее сложной проблемой, чем их формирование. Эффективность использования финансовых ресурсов в значительной мере предопределяется экономическим механизмом управления хозяйственной деятельностью в стране, состоянием национальной экономики, мотивационными стимулами и другими факторами.
Согласно экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие, капитальные, кредитование с учетом погашения долга.
Средства государственного бюджета тратятся лишь на цели и в объемах, утвержденных законом о государственном бюджете.
При невыполнении доходных статей бюджета и ограниченности средств проводится секвестр (сокращение) расходов - пропорциональное их уменьшение с учетом специально защищенных статей.
Защищенными считаются текущие расходы — заработная плата в бюджетной сфере, трансферты, приобретения медицинских препаратов и т.п.
Бюджетный процесс регламентируется соответствующим законодательством. Основными его этапами есть:
1) принятие бюджетной резолюции; 2) составление проекта бюджета; 3) рассмотрение бюджета 4) утверждение бюджета;5) выполнение бюджета; 6) составление, рассмотрение, утверждение отчета о выполнении бюджета.
Государственный бюджет должен быть сбалансированным. Это означает, что расходы государства должны равняться доходам. Если доходы превышают расходы, то имеет место излишек финансовых ресурсов, который называют профицитом бюджета. Если расходы большие чем доходы, то возникает дефицит бюджета.