Бюджет как инструмент государственного регулирования экономики.П.Р. Пайкович

Современная социальная и экономическая жизнь характеризуется сочетанием рыночных и государственных начал. В настоящее время и государство, и рынок в неразрывном единстве. Для переходной экономики актуальна проблема трансформации положения государства из тотального собственника и единственного экономического агента в орган регулирования экономики при осуществлении важнейших социально-экономических функций. От всех других участников экономической деятельности государство принципиально отличается тем, что оно олицетворяет политическую организацию общества и в этом качестве имеет право законодательной деятельности и административного управления. Такие экономические функции, как сбор налогов, эмиссия денег, являются исключительной прерогативой государства. Вместе с тем государство при управлении государственной собственностью выступает в роли собственно экономического субъекта, получает доход, воздействует на другие экономические субъекты через цены, налоги, пошлины и иные финансовые механизмы. Используя различные экономические инструменты, государство принимает меры по поступательному развитию экономики.

При выполнении экономических функций государство опирается на административно-правовую базу (обязательные для экономических агентов законы, постановления, распоряжения.) Важно отметить, что административно-правовые функции государства в экономике являются первичными по отношению к функциям собственно экономическим. Такое утверждение лежит в основе современной концепции развития экономики – теории хозяйственных порядков. Ее принято называть ордолиберализмом. Видным представителем ордолиберализма является В. Ойкен. Определение ведущей роли государства в поддержании экономического порядка отличает ордолиберальную теорию от институционализма , который сосредоточивает свое внимание не на механизмах реализации, а на содержании правил, теоретической базы переходных экономик. Если первая теория делает упор на обеспечении государством конкурентных условиях хозяйствования, то вторая – на защиту прав собственности.

В России весьма слабы импульсы для перехода к устойчивому стабильному росту, поскольку еще не в полной мере созданы эффективные рыночные механизмы. На сложившейся институциональной основе возможен рост прежде всего добывающих отраслей. Поддержание и наращивание производства продукции этих отраслей не сопровождаются освоением новых залежей, обновлением оборудования, расширением производственной инфраструктуры. Современное состояние российской экономики характеризуется неустойчивым равновесием со слабой тенденцией к росту. Переход к экономическому росту на рыночной основе возможен только при наличии развитой финансовой системы, которая в со- стоянии обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов и их рациональное использование.

Бюджетная система государства, которая включает федеральный, региональные и местные бюджеты, а также внебюджетные фонды –
важнейшая составная часть хозяйственного механизма развитых стран. Одновременно это и рычаг государственного воздействия на весь
процесс производства и распределения. В любой стране бюджетная система выполняет 3функции:
- фискальную – бюджеты призваны обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности, т. е. для реализации расходов на военные, экономические и социальные
программы, а также на само существование правительства;

- экономического регулирования – налоги и расходы используются как рычаги управления хозяйственной деятельностью и достижения определенных целей экономической политики.

- выравнивания доходов – бюджетная система является важнейшим инструментом перераспределения национального дохода с помощью прогрессивной системы налогообложения, а также системы трансфертных платежей.

С помощью бюджета государство может менять соотношение между накопляемой и потребляемой частью национального дохода. Оно может стимулировать расширение потребительского спроса, либо, напротив, поощрять сбережение и накопление, менять их структуру. Бюджеты широко используются для проведения социальной, антициклической, антиинфляционной политики, стимулирования или сдерживания темпов экономического роста.

Становление в России рыночного хозяйства и государства демократического типа определили необходимость концептуальных измене- ний в системе государственных финансов. Обострилась проблема воссоздания общепринятых форм управления, разделения полномочий меж- ду законодательной и исполнительной властью по распоряжению финансовыми ресурсами. Возникла потребность расчленения единого консо- лидированного государственного бюджета на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. При этом возросло число участников процесса определения объема и пропорций бюджета.

Общественные финансы (Public Finance) –более широкая система финансовых отношений, чем непосредственно государственные финансы. Она включает, кроме финансов государства, еще и новые для России формы финансовых отношений, также связанные с финансированием общественных потребностей. Имеются в виду:- финансы населения, т. е. принятие гражданами важных финансовых решений (по поводу формирования и расходования своего бюджета, инвестиций и др.), самостоятельно, не
делегируя никакому другому органу права принимать такие решения;
- формирование частных финансовых инвестиционных фондов, финансирующих НИОКР, экологические программы, социальные проекты,
систему образования, культурные, благотворительные мероприятия и др.

В экономической теории принято различать три основные функции государственных финансов в рыночной экономике:
- более эффективное распределение ресурсов, когда не срабатывают рыночные механизмы;
- достижение относительно справедливого распределения доходов и богатства;
- обеспечение стабилизации общего уровня экономической активности и разумных темпов роста.

XXI век характеризуется неуклонным и постоянным ростом значимости финансов, что определяется:
- стремительным усложнением социальных и производственно-технологических процессов;
- увеличением ресурсоемкости процессов разработки товаров, степени и форм конкуренции;
- ростом числа источников и вероятностей реализации рисков;
- переходом предприятий от сбытовых к маркетинговой стратегии на большинстве товарных и финансовых рынков.

Финансы становятся все более значимыми в связи с развитием демократии и территориальной самостоятельности регионов. Особую
роль приобретают важнейшие финансовые институты (государственная финансовая система, фондовая биржа, банковские и финансовые учреждения и др.) и финансовые инструменты (государственный бюджет, ценные бумаги, кредит, трансферты, дотации, субвенции, налоги и др.) В периоды экономических кризисов финансовые институты и финансовые инструменты используются в качестве эффективнейших средств обеспечения выхода из кризиса.
В нашей стране существенный интерес к федеральному бюджету возник лишь с переходом на рыночные отношения. Это связано с тем, что в централизованной экономике действовали все специфические законы, поэтому не возникало острой необходимости в анализе проблем
равновесия или принятия решений экономическими субъектами. Переход к рынку, впервые в истории осуществленный в таких масштабах и в
такие сроки, обнаружил значимость бюджетной проблематики, затрагивающей жизненные интересы каждого человека. В связи со спецификой предмета теории бюджета практически все известные публикации по данной проблеме значительно различаются как по структуре, логике и характеру изложения рассматриваемых вопросов, так и по глубине анализа.

Среди финансовых методов, с помощью которых государство обычно пытается воздействовать на экономику, наиболее распространенными являются бюджетные (связанные с использованием системы расходов) и налоговые. Расширяя объем своих капиталовложений, государство вызывает повышение спроса на оборудование, материалы, рабочую силу, что обычно
дает импульс росту промышленного производства, расширению частных инвестиций, оживлению хозяйственной конъюнктуры. Финансовая политика государства представляет собой совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Финансовая система есть совокупность
финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление его функций. Главным звеном финансовой системы является федеральный бюджет – крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. С его помощью правительство концентрирует в своих руках подавляющую часть национального дохода и перераспределяет его финансовыми методами. Это делает бюджет основной финансовой базой для осуществления государством своих функций, направленных на сохранение и воспроизведение экономических отношений. В этом звене финансовой системы сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В бюджете находят органическую увязку основные финансовые инструменты – налоги, внутренние и внешние займы, расходы.
В современных условиях с расширением сферы экономических отношений политическая, экономическая и социальная роль федерального
бюджета как звена финансовой системы возрастает. Федеральный бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Как координирующий центр, он оказывает финансовую поддержку местным, региональным бюджетам в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий.

Таблица по динамике и структуре основных параметров бюджета муниципального образования город-курорт Геленджик

Таблица – Динамика основных показателей бюджета муниципального образования, млн. руб.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. (прогноз) 2016 г. в % к
2014 г. 2015 г.
Доходы, всего 2 987 064,9 2 529 214,0 2 572 235,4 86,1 101,7
Налоговые доходы 932 053,3 970 070,5 1 015 336,4 108,9 104,6
Неналоговые доходы 803 471,4 689 325,9 703 692,7 87,5 102,0
Безвозмездные поступления 1251540,2 869817,6 853206,3 68,1 98,0
Расходы, всего 3 026 127,8 2 687 214,0 2 550 235,4 84,2 94,9
Дефицит (-), профицит (+) -39 062,9 -158 000,0 22 000,0

Рисунок 1- динамика основных показателей бюджета.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Налоговые доходы
Неналоговые доходы
Безвозмездные поступления
Всего доходов 100,0 100,0 100,0

Таблица – Структура доходов бюджета муниципального образования, %

Анализ структуры доходов бюджета в динамике с 2014 до 2016 года показывает, что доля налоговых и неналоговых доходов увеличивается, тогда, как безвозмездные поступления уменьшаются. Снижение поступлений по безвозмездным поступлениям из краевого и федерального бюджетов.

В основу расчетов формирования доходной части бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 года положены прогнозные данные индикативного плана социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Геленджик. Учтены налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

Наши рекомендации