Гражданское общество, его происхождение и особенности.
Политическое пространство любых общностей основывается на определенной исторически устоявшейся системе общественных отношений. Влияние на формирование этой системы отношений оказывает политическая культура, политическая идеология и политический режим. В свою очередь, система общественных связей способствует достижению общегражданского консенсуса. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм политической активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Таким образом, гражданское общество выполняет функцию объединения социума, соединения частного и общественного интереса, посреднической роли между личностью и государством.
Гражданское общество существует в двух взаимосвязанных измерениях: социальном и институциональном.
Социальная составляющая гражданского общества – это его исторический опыт: коллективный и индивидуальный. Исторически обусловленный характер общественных отношений оказывает значительное влияние на все последующие действия основных участников политического процесса, тем самым косвенно определяя границы политического поведения, образа мыслей и других аспектов межличностных отношений. Институциональное измерение гражданского общества – это совокупность общественных организаций и ассоциаций неполитического и политического характера, выражающих интересы различных сегментов общества и реализующих их независимо от государства. Формы гражданского участия интегрируются в государственную деятельность. Кроме того, гражданское общество всегда основано на определенной правовой системе, обеспеченной мерами государственной защиты и принуждения. "Гражданское общество – одна из наивысших ступеней развития общества, такая совокупность самоуправляющих общественных институтов и отношений, которые, функционируя наряду с другими элементами общественной системы, обеспечивают приоритетное место человеку (со своими правами, свободами и обязанностями)".
Понятие гражданского общества имеет длительную историю. Основы понимания "гражданского общества" заложили античные философы, мыслители европейского Средневековья и Нового времени.
Исходные категории в осмыслении гражданского общества можно найти еще в античном мире (Платон, Аристотель), однако, безусловно, самого этого явления там не могло быть: "политика" представляла собой неразделимо слитное существование общества и государства, гражданина и политика. В эпоху средневекового общества сформировалось понимание субъектов будущего гражданского общества: монашеские ордена, ремесленные корпорации, купеческие гильдии и т.д. В эпоху Нового времени понятие "гражданское общество" входит в употребление и главный его смысл заключается в том, что сообщество граждан, имея свои законы, не должно зависеть от грубого вмешательства государства. Отделение государства от гражданского общества стало возможным в условиях утверждения политической практики формирования государственной власти на основе принципов представительно-парламентской демократии. Разделение общества на гражданское и политическое свидетельствовало не об "уходе" государства из общества, а лишь о приобретении гражданским обществом автономии но отношению к государству.
Как вполне различимая самостоятельная политическая категория гражданское общество рассматривается Дж. Локком. В "Двух трактатах о государственном правлении" одна из глав называется "О политическом и гражданском обществе". Дж. Локк по существу признает за государством только тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. По мысли родоначальника классического либерализма, государство возникает только тогда, когда в обществе возникает в этом потребность, из чего следует вывод о том, что государство не является вечным атрибутом общества, оно вторично по отношению к этому обществу. Основу гражданского общества Локк видел в наличии собственности, которую призвана регулировать и сохранять политическая власть. В контексте теории "общественного договора" единодушие в признании верховенства гражданского общества над государством высказывали такие мыслители эпохи Просвещения, как: Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсон. Монтескье рассматривал гражданское общество как результат исторического развития, как следующую ступень человеческой истории после естественного состояния, семьи и героического времени. По мысли Ж.-Ж. Руссо, гражданское общество – это общество, преобразованное в государство с помощью общественного договор. А. Фергюсон в труде "Опыт истории гражданского общества" (1767), разделяя политическую и социальную сферы, писал о том, что "решение проблем гражданского общества предполагает не только использование власти, но и талантов, мудрости, силы убеждения".
Иммануил Кант развил представления о гражданском обществе и выявил главный путь его формирования – сочетание свободы каждого со свободой других. По представлению Канта, гражданское общество основывается на априорных принципах, а именно свобода члена общества как человека; равенство человека с другими как подданного; самостоятельность члена общества как гражданина.
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством принадлежит Г. Гегелю. Гражданское общество, но Г. Гегелю, представляет собой сферу частного интереса, в которую включаются семейное и сословное устройство, религии, правовые отношения, понятия морали и образованности, приверженность законности и соблюдение взаимных юридических интересов. Гражданское общество и государство рассматриваются Гегелем как самостоятельные институты. Государство и гражданское общество представляют собой противоречивое единство, при этом в государстве представлена общая воля граждан, в гражданском обществе – особенные частные интересы отдельных индивидов. Гражданское общество противоречиво, плюралистично и имеет динамичную тенденцию развития. В основе гражданского общества лежит всеобщее и формальное равенство граждан, оформленное законами, а также частная собственность, общность интересов людей и защита их от случайных событий. По мысли немецкого философа, гражданское общество является частью государства, его основой и механизмом функционирования, но оно находится в зависимости от государства и поглощается им. Общество становится "гражданским" в силу того, что оно управляется государством.
К. Маркс и Ф. Энгельс провели анализ гражданского общества с материалистической точки зрения. Таким образом, гражданское общество рассматривалось как сфера материальной и экономической жизни людей. По К. Марксу, гражданское общество – это общественная организация, развивающаяся непосредственно из производства и обращения, это совокупность экономических и производственных отношений, соответствующих определенному уровню производительных сил. Гражданское общество первичноно отношению к государству и их взаимоотношения развиваются в рамках компромисса между индивидуальной свободой гражданина и властью государства, выступающего основополагающим элементом политической организации жизни общества. Представителями гражданского общества у К. Маркса выступают институты семьи, сословий, классов, определяемые уровнем развития материального производства, что существенно упрощает сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. К. Маркс считал, что гражданское общество не должно иметь представительства в государственных политических структурах, так как ио своему определению оно аполитично. Наделяя себя политическими функциями, гражданское общество по сути отрицает себя и не реализуется. Маркс отождествляет гражданское общество с "буржуазным обществом", основанным на частной собственности, т.е. фактически соотносит его со сферой труда, производства и обмена. Данная политическая доктрина получила свое дальнейшее развитие в социал-демократической традиции, которой присуще стремление к справедливости и равенству.
Антонио Грамши (1891 – 1937), последователь марксистской точки зрения, рассматривал гражданское общество в историческом контексте и представлял его обществом, которое в будущем поглотит государство и перерастет в общество саморегулирующееся гражданами. Грамши считал, что гражданское общество и государство – это два уровня политики, и системообразующими институтами гражданского общества выступают политические партии и объединения. Итальянский мыслитель искал оптимальные формы соотношения государства и гражданского общества: "...можно было бы сказать, что государство = политическое сообщество + гражданское общество", при этом он полагал, что "государству суждено исчерпать себя и раствориться в упорядоченном обществе", т.е. в "этическом государстве или гражданском обществе"[6]. Грамши обосновывал понятие "активного гражданского общества", как общества политически активных граждан, которые сознательно берут на себя политические функции и являются революционной силой.
В теоретических исследованиях гражданского общества прослеживаются два основных подхода. Согласно одному подходу "гражданское общество" – это характеристика определенного состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа – демократического, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Подчеркивается взаимозависимость этих феноменов: расцвет гражданского общества достигается только в условиях демократии, демократия же развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Более того, чем меньше развито гражданское общество, тем более вероятно проявление авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти.
Демократические основы гражданского общества характеризуются следующими признаками:
– отстаивается естественное право человека на жизнь и свободную деятельность;
– признается верховенство закона и равенство всех граждан перед ним;
– отстаиваются демократические принципы общественного управления;
– признается и обосновывается положение о разделении властей и формировании правового государства.
Согласно другому подходу гражданское общество представлено как определенная сфера социума – сфера внегосударственных отношений и институтов. Основой функционирования данной автономной частной сферы общественных отношений являются благоприятные или неблагоприятные условия, создаваемые государством для его развития.
Многочисленные дискуссии о взаимоотношениях государства и гражданского общества можно объединить на основании обобщения необходимых условий формирования и основных характеристик гражданского общества:
– наличие в обществе многообразных интересов, каналов и механизмов их выражения, обоснования и защиты;
– потребности к волеизъявлению и самоорганизации у субъектов политики, наличие у последних чувства гражданской ответственности, наличие в обществе свобод для реализации подобной деятельности;
– возможность проявления самостоятельной активности и деятельности создаваемых гражданами автономных от государства организаций;
– наличие правового демократического государства, с одной стороны, ограничивающего себя правовыми рамками по отношению к гражданскому обществу, с другой – взаимодействующего с ним в решении актуальных социально значимых проблем и удовлетворении потребностей.
В характере взаимосвязи двух явлений "общество – государство" определяющую роль играет гражданское общество. Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, деятельность государственных органов всегда должна была быть в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства. Таким образом, гражданское общество формирует, направляет и контролирует систему государственной власти. В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.
Исходя из данных теоретических построений, можно сделать вывод, что гражданское общество представляет собой многоуровневую структуру общественных отношений, включающую в себя экономические, социальные и политические, лежащие вне государства отношения. На каждом уровне гражданского общества реализуются свойственные их природе общественные потребности различных слоев и групп населения. В различных сферах общественной жизни возникают многочисленные организации и объединения, отличающиеся значительной независимостью от государства и возможностями влияния на него.
В экономической сфере частными структурными элементами гражданского общества выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан, товарищества, корпорации, т.е. любые добровольные объединения граждан любых форм собственности. Объединение предпринимателей в профильные ассоциации ориентировано, главным образом, на взаимодействие власти и бизнес-сообщества, на лоббирование своих интересов в государственных органах власти, на обеспечение своего участия в проектировании законодательных актов и правительственных экономических программах. Отношения распределения, обмена и потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической сферы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой сферы – социальной.
Социально-духовная сфера гражданского общества прежде всего включает институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. Помимо этого, в эту сферу включаются отношения между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов и учреждений: образовательных, научных, культурных и религиозных. Многочисленные общественные организации в этой сфере отличает крайнее разнообразие форм и направлений деятельности. К ним относят: общественные организации и движения (демографические, гендерные, профильные, национальные и т.д.); органы общественного самоуправления трудовых коллективов и жилищного сегмента; ассоциации и организации, оказывающие благотворительную, финансовую, правовую, техническую и иную помощь населению; различные профильные попечительские советы; литературные, творческие, научные и иные ассоциации; независимые информационные центры и СМИ, обеспечивающие свободу массмедиа. Существование подобных организаций выполняет функцию компенсации ограниченной возможности государственной деятельности в решении социально значимых проблем населения. Законодательная, финансовая и налоговая поддержка системы общественных объединений и организаций государством является инструментом смягчения социальной напряженности, повышения качества социальных услуг и осуществления необходимой социальной политики.
Политическую сферу гражданского общества формируют отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему на всех этапах ее существования. В политической сфере реализуются, прежде всего, различные формы участия населения в политической жизни страны. Она представлена такими организациями, как: политические партии, политические организации, движения и ассоциации. В совокупности система рекрутирования политических лидеров, политических партий, избирательные процессы в целом обеспечивают систему суверенитета власти народа, его представительство на разных уровнях законодательной и исполнительной власти.
Среди функций, характеризующих гражданское общество, выделяются следующие:
– выражение и всеобъемлющая защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, удовлетворение интересов каждого члена общества;
– формирование правовой, социальной, экономической, политической среды для свободного взаимодействия граждан, конкуренции и согласования интересов;
– обеспечение свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности, рыночной экономики, правового государства;
– согласование интересов, регуляция взаимоотношений частных лиц, групп и всех социальных субъектов гражданского общества посредством гражданского права;
– формирование цивилизационных форм межкультурного, межнационального, межконфессионального общения и мирных способов разрешения социально-политических конфликтов, достижение общегражданского консенсуса;
– обеспечение самоорганизации граждан и широкое самоуправление во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;
– защита граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов;
– интегративная функция посредничества между личностью и государством на основе соединения личных и публичных интересов;
– укрепление и развитие правового государства, демократического развития всей политической системы общества.
Для формирования гражданского общества как особой формы человеческой общности требуются определенные общественно-политические условия, а именно: целенаправленная политика со стороны государственной власти и нормы частной жизнедеятельности. Зрелое гражданское общество выступает как равноправный и полноценный партнер государства. Оно является основой стабильного развития государства и политической системы в целом. Становлению и развитию гражданского общества способствуют:
– классовое, профессиональное или групповое сознание;
– мотивированность действий к участию в общественных акциях;
– развитие договорных и правовых начал;
– формирование рациональной модели социального поведения.
Важным условием функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многоуровневой и многофункциональной социальной структуры.
Таким образом, с одной стороны, гражданское общество представляет собой относительно автономную сферу самостоятельных действий граждан, структура которой соотносится с основными сферами деятельности людей, с другой – имеет функциональный характер взаимодействия свободных субъектов политики. Горизонтальность их взаимоотношений имеет сложный характер: от конкуренции и противоборства до солидарности и сотрудничества.