Политическая власть; её сущность и характеристика.

Значения власти:

Философия— власть над объективными законами в обществе

Социология — социальная

Экономика — хозяйственная

Юриспруденция — государственная

Политология — политическая

Польский политолог Ежи Вятр описал 6 подходов к определению власти:

Бихевиористский – поведение одного человека определяет поведение второго;

Телеологический – власть ради достижения определенных целей;

Инструменталистский – власть как инструмент достижения определенных целей;

Структуралистский – власть как особые отношения между управляющим и управляемым;

Психологический – власть как влияние, оказываемое на других;

Конфликтный – власть как способ разрешения конфликтов.

Политическая и государственная власть отличаются. Политическая — общественный характер, проявляется через функционирование специализированных структур, предполагает принуждение, традиционное моральное влияние, системы идеологических и правовых норм. Основные признаки: наличие субъекта и объекта, угроза насилия (санкций), механизм подчинения, общественные нормы, закрепленные полномочия субъекта власти.

Государственная — продукт политической власти политического характера, главная задача: методами управления и руководства удержать стабильность, обеспечить бескризисное развитие общества, не допускать конфликтов.

Политическая власть — система нормативно закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования определенной группы, используется прерогатива государства для распределения государственных ресурсов в интересах своих членов => Ни политическая власть не сводится к государственной, т.к. включает власть политических партий, лидеров, общественных организаций, ни государственная к политической, т.к. государство выполняет неполитические задачи.

С позиции сущностной характеристики политическая власть включает:

источник власти (по Веберу: авторитет, насилие и право);

субъект;

объект;

функции;

механизмы осуществления;

К субъектам политической власти относятся:

социальные общности;

государство;

политические партии и организации;

правящие элиты, бюрократия, группы давления (лобби);

групповое и индивидуальное лидерство;

личная власть;

отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

толпа (охлос).

Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.

Различают субъекта и носителя власти. Субъект осуществляет свою власть посредством носителей власти независимо от того, кому они служат. Осуществление политической власти класса посредством её носителей создаёт иллюзию, что собственная власть носителей независима в целом от власти доминирующего класса.

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

Определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

Обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

Регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

Осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

Основные ветви власти и принцип «разделения властей». Особенности разделения политической власти в современной России.

Разделе́ниевласте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Германия

Федеративная Республика Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

Федеральный президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель, сроком на пять лет. Избрание вновь на следующих выборах допускается только один раз. Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Исполнительные функции президента. Федеральный президент издает предписания и распоряжения, для действенности которых необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников и офицеров. Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе с федеральным канцлером, который избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Канцлер может ходатайствовать о доверии. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера. Если избран новый канцлер, право роспуска утрачивается. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Индия

Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Локсабхи» (Народной палаты).

Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом), возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.

Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21 Высшего суда, и большого количества нижестоящих судов.

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Наши рекомендации