Тема 6. Теория политических систем
План
1. Политическая система: понятие, структура, функции.
2. Государство как центральный институт политической системы.
3. Гражданское общество и правовое государство.
6.1. Понятие «политическая система» является одним из ключевых в политологии. Его применение позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними. Термин «политическая система» был введен в политологию в 50-х -60-х гг. XX в. Его использование отражало нарастающее понимание системного характера политики, осознание сложности и многомерности властных отношений, которые уже нельзя было свести только к деятельности государственных структур. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Основателем системного подхода в политической науке принято считать американского политологаД. Истона, который определял политику как «волевое распределение ценностей». Ученый в своих работах «Политическая система», «Модель для политического исследования» и «Системный анализ политической жизни» изложил основы анализа любой политической системы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем. По Истону политическая система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов и т.п. Выход информации - результат функционирования политической системы - осуществляется в виде политических решений и политических действий, которые оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения соответствуют ожиданиям многочисленных слоев и групп населения. Таким образом, Истон выделил две основные функции политической системы: 1) система должна быть в состоянии распределять ценности в обществе так, чтобы удовлетворять потребности основных социальных групп; 2) система должна убедить граждан принять это распределение как обязательное. Эта теория подверглась критике за поверхностный учет психологических аспектов политического взаимодействия, а также за отсутствие анализа внутренней жизни самой политической системы. Указанные недостатки попытался преодолеть другой американский политолог Г. Алмонд, рассматривавший политическую систему как множество взаимодействий, поведений как государственных, так и негосударственных структур. Модель Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Истона. Она учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий; импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. Вход информации, по его мнению, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, политических коммуникаций. Функции выхода информации состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность), формализации правил и т.д. В данной модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.
Современные интерпретации политических систем отличаются разнообразием концепций. В целом же можно утверждать, чтополитическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и социальный порядок на основе использования государственной власти. Завершая разговор о системном подходе к теории политических систем, отметим основные преимущества этого подхода: во-первых, он дает понимание политики как целостности, открывая возможности анализа способов и форм ее взаимодействия с окружающей средой; во-вторых, позволяет представить политическую жизнь как систему поведения людей, установить характер влияния политических действий на политические институты общества; в-третьих, представляет политическую систему как средство интеграции общества.
Политическая система - это сложное многомерное образование, состоящее из подсистем, каждая из которых также является сложным структурным компонентом. Политическая система представляет собой, с точки зрения структуры, совокупность государственных и общественных организаций, объединений; правовых и политических норм, принципов организации и осуществления власти в обществе. В структуре политической системы выделяются следующие подсистемы:
институциональная - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии, общественно-политические движения, СМИ и т.д.;
нормативно-регулятивная - включает политические и правовые нормы, существующие в виде конституции, уставов и программ партий, политических традиций и процедур, регулирующих политическую жизнь;
функциональная - состоит из форм и направлений политической деятельности, из различных политических отношений и процессов, способов и методов осуществления власти;
информационно-коммуникативная - охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политической и экономической системами общества, а также между политическими системами разных стран;
идеологическая - политическое сознание, включающее в себя идеологию, политическую психологию, которые в каждой политической системе имеют свою специфику.
Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций:
выявление, обобщение и реализация интересов субъектов политической жизни общества;
определение целей и задач общества;
мобилизация и распределение ресурсов в соответствии с целями;
контроль за распределением ресурсов;
интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.
С точки зренияструктурно-функционального анализа набор функций меняется, так как во главу угла ставятся интересы самой системы:
установление и детализация целей самой политической системы;
интеграция различных элементов системы в единое целое;
сохранение и адаптация политической системы;
взаимосвязь и взаимодействие политической системы с экономической и социальной средой;
поддержание сбалансированных отношений политической системы с окружающей средой.
Неспособность политической системы реализовать свои важнейшие функции вызывает ее кризис, проявлениями которого являются:
неприятие членами общества норм регуляции политических отношений;
формирование структур государственных институтов вопреки традициям и историческому опыту народа;
неспособность государственного аппарата содействовать улучшению социума.
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. В качестве критериев политологи чаще всего предлагают следующие:
характер общественного строя;
политический режим;
форма государственного устройства;
господствующая в обществе идеология;
тип политической культуры общества.
Рассмотрим основные черты некоторых из них.
Типы политических систем по характеру общественного строя (марксистский подход). Марксизм рассматривает политическую систему как надстройку над социально-экономическим базисом общества. В зависимости от типа общественно-экономической формации выделяютсярабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая политические системы.
Типы политических систем по характеру политической культуры общества (типология Г. Алмонда). В соответствии с этим подходом выделяются 4 типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная политические системы. При этом Алмонд акцентирует внимание на том, как соответствуют идеалы и ценности общества тем формам, в которые эти общества организованы.
Типы политических систем по характеру политического режима. Политический режим - это совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимодействия власти, общества и личности. По этому критерию выделяют три типа политических систем:тоталитарная, авторитарная и демократическая. Рассмотрим эту типологию более подробно.
Характерные черты тоталитарной политической системы следующие:
всеобщая политизация и идеологизация общества, в стране господствует только одна идеология;
отсутствие легальной политической оппозиции;
монопольное правление одной партии;
сращивание государственного и партийного аппаратов;
полная ликвидация прав и свобод граждан;
действует принцип «запрещено все, что не приказано».
Характерные черты авторитарной политической системы следующие:
концентрация власти в руках главы государства, отказ от принципа разделения властей;
ограничение или ликвидация основных прав и свобод граждан;
запрещение оппозиционных партий, угрожающих режиму;
в обществе доминирует одна идеология, хотя допускается ограниченный плюрализм для лояльных к правящему режиму течений;
действует принцип «все, что не разрешено законом, запрещено».
Характерные черты демократической политической системы следующие:
соблюдение принципа разделения властей;
признание прав и свобод граждан в объеме, позволяющем легально действовать оппозиции;
осуществление на практике принципов конституционности и законности;
отсутствие единой, официальной идеологии; в условиях плюрализма мнений сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности;
действует принцип «все, что не запрещено законом, разрешено».
6.2. Центральным институтом политической системы является государство.Государство - это особая организация политической власти общества, располагающая аппаратом принуждения и выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа. Государство возникает в результате разложения родоплеменного строя под воздействием ряда экономических (развитие общественного разделения труда, возникновение частной собственности и др.), демографических (рост численности и плотности населения, переход от кочевого к оседлому образу жизни, запрет инцеста и др.) и психологических факторов. Сущность государства проявляется в его характерных признаках:
отделение публичной власти от общества, появление слоя профессионалов-управленцев;
суверенитет, т.е. независимость государственной власти от других видов власти внутри страны и вовне;
территория, очерчивающая границы государства;
монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения;
право на взимание налогов и сборов с населения.
Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят свое выражение в функциях, которые связаны с основными направлениями деятельности. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, культурно-воспитательную и т.д. Среди внешних функций выделяют функцию взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими государствами и функцию обороны страны.
Если сущность государства как политического института едина, то формы государства многообразны. К элементам формы государства относятся:
форма правления, т.е. организация высших органов власти в государстве;
форма государственного устройства, т.е. территориальная структура государства;
политический режим, т.е. система методов, способов и средств осуществления государственной власти.
В зависимости от формы правления государства делятся намонархические и республиканские. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар), где управление осуществляется без конституций и нередко без парламента; конституционная монархия, где король или королева царствуют, но не правят. В этом случае полномочия главы государства ограничены конституцией. Конституционная монархия, в свою очередь, делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх, хотя и наделен преимущественно исполнительной властью, имеет частично и законодательные права; и парламентскую, в которой монарх считается главой государства, но фактически обладает лишь представительскими функциями. Подавляющее большинство современных парламентских монархий немногим отличаются от республиканской формы правления (Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Швеция и т.д.).
В республиках, где высшие органы власти избираются гражданами, источником власти считается народное большинство. Различают три современные формы республиканского правления: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская). Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, который назначает правительство. Он (парламент) может отозвать правительство, выразить ему вотум недоверия. Правительство отчитывается перед парламентом и обладает исполнительской властью, а иногда и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (канцлер, премьер-министр) официально не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Роль президента в парламентской республике мало, чем отличается от роли главы государства в парламентских монархиях.
Президентская республика отличается от парламентской тем, что и президент, и парламент избираются независимо друг от друга на отдельных выборах, что усиливает самостоятельность каждой из ветвей власти. Президент формирует правительство, которое отчитывается перед ним, а не перед парламентом. Он руководит внешней и внутренней политикой страны, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент не вправе распускать парламент, а парламент не может вынести правительству вотум недоверия. Лишь в исключительных случаях парламент может осуществить процедуру импичмента президента. Отношения между президентом и парламентом основываются на продуманной системе сдержек и противовесов, а также на взаимозависимости (США).
Особенность смешанной республики состоит в том, что при такой форме правления общество стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта - двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. Парламент и президент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент с обязательным объявлением даты внеочередных парламентских выборов. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом введения чрезвычайного положения в стране (теряя при этом право распустить парламент). Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также обладает правом вынесения ему вотума недоверия (Португалия, Польша, Франция и др.).
Поформе государственного устройства различаются государстваунитарные, федеративные и конфедерации. Унитарные государства - единые государства с единой конституцией, с единым гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Как правило, это мононациональные государства. Федерации - государства, которые имеют в своем составе государственные образования (республики, штаты), обладающие определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным управлением и законодательством. В федеративных государствах функционирует двухпалатный парламент. Он создается по национальному и территориальному принципам. Конфедерация - временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Сохраняется гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан упрощен.
6.3. Понятие«гражданское общество», как правило, используется в сопоставлении с понятием государства. Оба эти понятия отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.Гражданское общество - это система независимых и самостоятельных от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовных сфер и их воспроизводства. Государство, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого.Правовое государство - это государство, в котором господствуют конституция и закон. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивиду свободу и права личности. Правовое государство имеет следующие отличительные признаки:
верховенство закона во всех сферах жизни общества;
гарантии прав личности, возможности ее свободного развития через осуществление принципа невмешательства государства в дела гражданского общества;
взаимная ответственность государства и личности на основе принципа правозаконности.
Таким образом, правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиняющим власть воле суверенного народа. Гражданское общество обеспечивает права человека, а правовое государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, но в первом случае - о праве отдельного человека на жизнь, свободу, стремление к счастью, а во втором случае - о политических правах гражданина. Основные функции гражданского общества заключаются в следующем:
с помощью независимых от государства средств и санкций заставляет человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан;
защищает граждан, их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства государства и его органов;
способствует формированию органов государственного управления, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
В гражданском обществе в отличие от государства преобладают не вертикальные (руководство - подчинение), а горизонтальные связи (конкуренция и солидарность). В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Условно гражданское общество может быть представлено трехуровневой структурой, в основе которой лежит неравнозначность повседневных интересов граждан.
Первый уровень структуры гражданского общества составляют экономические отношения, удовлетворяющие базовые потребности человека (в пище, одежде, жилье). Этот уровень межличностных и межгрупповых связей реализуется через возможность иметь собственность и пользоваться ее результатами при соблюдении интересов личности и общества (такие общественные институты, как частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и т.д.).
Второй уровень гражданского общества - это социокультурные отношения, удовлетворение потребности в продолжении рода, сохранении здоровья, воспитании детей, духовном совершенствовании и т.д. Сюда входят семейно-родственные связи в рамках таких институтов, как семья, церковь, творческие союзы.
Третий уровень гражданского общества составляют отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии и связаны с индивидуальным выбором социальных, политических и культурных предпочтений индивидов и их ценностных ориентаций. Культурно-политические предпочтения реализуются с помощью групп интересов, политических партий, общественных движений.
В разных странах предпосылки возникновения гражданского общества складывались как продукт их конкретно-исторического развития и проявлялись по-разному. Тем не менее, существуют и некие общие условия формирования гражданского общества:
-процесс этот чаще всего совпадал с оформлением правового государства и появлением у граждан возможности обретения экономической самостоятельности на базе частной собственности;
-политическим условием возникновения гражданского общества стало подчинение государства закону, децентрализация властных механизмов на основе принципа разделения властей;
-развитие самоуправления, доступ граждан к участию в политике через расширение избирательных прав и деятельность политических партий;
-плюрализм не только в политической и социально-экономической, но и в культурной и духовной жизни.