Предмет истории политических
И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Курс «История политических и правовых учений»является историко-теоретической (историко-юридической) дисциплиной,содержанием которой выступают учения о государстве и праве, о наиболее эффективных формах организации и управления обществом.
Вместе с тем, при определении круга проблем, составляющих содержание истории политических и правовых учений как науки, мы сталкиваемся с определенной методологической трудностью, обусловленной необходимостью разведения понятий «объект»и «предмет»науки.
Объектом истории политических и правовых учений являются такие реалии социальной жизни как политика, власть, государство иправо, выступающие объектами изучения множества гуманитарных наук (юриспруденции, философии, этики, истории, экономики, политологии).
Однако специфическим предметом исследования каждой из них являются те стороны, отношения, причинно-следственные связи, которые вычленены из объективной реальности и включены исследователем в процесс познания с целью выявления сущности и закономерностей их развития.
История политических и правовых учений в качестве самостоятельной научной дисциплины конституировалась в эпоху Просвещения (XVIII в.) как попытка объяснить закономерности происхождения, природу и социальное назначение государства и права, найти оптимальную модель их устройства. =>
Предметистории политических и правовых учений – совокупность учений (доктрин), дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их возникновения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в конкретных странах.
Под «учениями» («доктринами») подразумеваются различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения, конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений. |
Предмет истории политических и правовых учений специфиченв нескольких смыслах:
1. Его содержание составляют только те политические и правовые воззрения мыслителей прошлых эпох, которые достигли уровня целостной и завершенной системы взглядов,формулирующей закономерности развития государства и права. Отдельные догадки и идеи философов не входят в предмет истории политических и правовых учений, а выступают лишь культурным фоном, позволяющим уяснить отличия теоретического знания от обыденного и фрагментарного.
2.Исторически сменяющие друг друга теоретические концепции, идеи и конструкции выступают в форме целостного политического и правового учения(доктрины),т.е. системы теоретических положений, обладающей сложной структурой.
Структураполитико-правовогоучения
1. Теоретическое содержание учения.
2. Политическая идеология.
3. Доктринальные основы.
1) По значимости первым (системообразующим) элементом доктрины выступает политическаяидеология – устойчивая система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения различных социальных групп к государству и праву.
На основе наличной системы ценностей и идеалов социальные группы оценивают существующие политико-правовые учреждения, формулируют цели и задачи по их совершенствованию или переустройству.
Политические идеологии (либерализм, консерватизм, радикализм и т.п.) являются продуктом Нового времени. До этого момента роль политического мировоззрения выполняла религия.
2) В соответствии с оценками существующего государства и права в значительной мере появляется второй компонент политико-правового учения – теоретико-методологическаяоснова, – система выводов и положений,раскрывающая природу, сущность, формы государства и права, закономерности их развития, устройство государства и отношения государства и личности.
3) Третьим элементомполитико-правового учения являяется собственноконцепция (доктринальныеосновы) – совокупность приемов, средств познания и способов интерпретации государства и права, их сущности, т.е. парадигма(теологическая, философская, натуралистическая, антропологическая, социальная), которые понимаются как стандарт, образец истолкования государственно-правовых явлений, преобладающий в конкретный исторический период.
Данный компонент составляет содержание политико-правовой доктрины, которое обусловлено выбором теоретико-методологической основы учения.
Например, понимание государства как общественного договора, сложившееся в XVII в., вытекает из доктрины естественного права, выступавшей методологией объяснения (доктринальная основа) политико-правовой действительности и объективно отражавшей интересы зарождавшейся буржуазии (политическая идеология).
2.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ