Правовые основы предоставления государственной социальной помощи
Российская Федерация как правовое государство определяет понятие государственной социальной помощи не иначе как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе "О государственной социальной помощи", социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров[6].
Указанный закон устанавливает определенные принципы, на основе которых оказывается социальная помощь нуждающимся в ней гражданам. Важнейшим принципом социальной защиты является адресность (ст.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Она основана на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Другим Законом, непосредственно связанным с темой исследования, является Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Данный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении жителям Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
ФЗ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"[7] определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"[8] устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"[9] регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"[10] устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы"[11] регулирует определенную денежную выплату лицам, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы.
Система законодательства, регулирующая вопросы социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в Российской Федерации, предусматривает другие социальные законы в этой сфере.
Впервые в истории отечественной юриспруденции было введено понятие тяжелая жизненная ситуация в Федеральном законе от 22.08.2004 № 122-ФЗ[12], однако данный институт недостаточно регламентирован нормами в сфере социального законодательства, и требует дальнейшего изучения.