Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации

Корреляционно-регрессионный анализ

Для проведения многофакторного корреляционно-регрессионного анализа были взяты следующие показатели:

Y1 -Динамика изменения государственных расходов в РФ (результирующий показатель)

X1 – Динамика изменения затрат на исследования и разработки в научной сфере в РФ(фактор 1)

X2 – Динамика изменения расходов государства на оборону РФ (фактор 2)

X3 – Динамика изменения рождаемости в РФ (фактор 3)

X4 – Динамика изменения доходов государства России (фактор 4)

X5 - Динамика изменения инфляции в России (фактор 5)

X6 - Динамика изменения цены за баррель нефти (фактор 6)

X7 - Динамика изменения затрат на образование РФ (фактор 7)

X8 - Динамика изменения внешнего долга РФ (фактор 8)

X9 - Динамика изменения затрат на здравоохранение РФ (фактор 9)

X10 - Динамика изменения курса доллара (фактор 10)

В результате анализа необходимо перейти к функциональной зависимости вида:

Y1=f(X1, X2, X3, X4, X5, X6, X7, X8, X9, X10)

Свободная таблица показателей имеет следующий вид (см.табл.2.13).

Далее были рассчитаны парные коэффициенты корреляции между результативным признаком Y и факторными признаками X1, X2, X3, X4, X5, X6, X7, X8, X9, X10, а также каждой пары факторных признаков. Коэффициент корреляции признака с самим собой равен 1.

Таблица 2.1

Сводная таблица показателей для расчета многофакторного корреляционно-регрессионного анализа расходов государства РФ

Год Y1 X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 X9 X10
116,08 117,75 137,92 97,00 77,76 92,93 132,50 42,20 193,03 129,15 102,56
125,16 125,14 119,44 102,76 120,35 82,49 142,00 129,26 120,58 104,37 94,07
147,40 128,49 137,80 107,51 120,64 131,89 120,20 129,59 121,77 136,99 94,08
107,51 116,17 118,12 106,45 120,44 111,88 111,20 123,91 148,28 115,42 101,19
128,52 112,60 101,06 102,79 121,88 66,27 157,80 107,17 103,32 107,62 120,22
109,55 107,83 103,42 101,55 63,69 99,77 63,40 106,19 97,19 103,61 102,66
107,79 116,63 120,32 100,43 127,09 69,48 128,60 117,84 104,76 121,36 102,36
117,91 114,64 114,76 105,55 133,19 107,87 139,50 114,63 110,32 118,12 94,34
106,54 107,12 108,34 100,26 109,22 97,95 100,40 112,60 118,09 101,52 107,76
104,28 113,06 106,54 102,43 105,48 176,26 97,70 105,43 114,54 109,26 171,89
111,25 117,15 170,02 102,07 111,14 81,87 49,60 176,63 82,25 107,34 117,57

В результате вычислений получена таблица парных коэффициентов корреляции, которую можно представить в виде треугольной матрицы (табл.2.2).

Таблица 2.2

Матрица парных коэффициентов корреляции для анализа расходов государства

РФ

Y X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 X9 X10
Y                    
X1 0,71                  
X2 0,17 0,50                
X3 0,47 0,40 -0,03              
X4 0,27 0,38 0,03 0,56            
X5 -0,05 0,04 -0,15 0,34 -0,09          
X6 0,45 0,33 -0,37 0,09 0,49 -0,21        
X7 0,07 0,20 0,39 0,52 0,48 -0,08 -0,43      
X8 0,04 0,21 0,04 -0,27 -0,27 0,12 0,39 -0,76    
X9 0,52 0,61 0,36 0,21 0,13 0,17 0,34 -0,30 0,50  
X10 -0,38 -0,33 -0,18 -0,15 -0,10 0,58 -0,24 -0,02 -0,18 -0,30

В узлах матрицы находятся парные коэффициенты корреляции, характеризующие тесноту взаимосвязи между признаками. Анализируя эти коэффициенты, необходимо отметить, что чем больше их абсолютная величина, тем большее влияние оказывает соответствующий факторный признак на результативный показатель.

Анализ полученной матрицы осуществляется в два этапа.

1 .Если есть коэффициенты корреляции, для которых |ryx|≈0, то соответствующие признаки из модели исключаются. В данном случае в первом столбце матрицы коэффициентов корреляции таких значений нет.

2. Анализируя, парные коэффициенты корреляции факторных признаков друг с другом (ryx), характеризующие тесноту взаимосвязи, необходимо оценить их независимость друг от друга, поскольку это необходимое условие для дальнейшего проведения регрессионного анализа. Но так как в экономике абсолютно независимых признаков нет, необходимо выделить, по возможности максимально независимые признаки. Факторные признаки, находящиеся в тесной корреляционной зависимости, называются мультиколлинеарными. Включение в модель мультиколлинеарных признаков делает невозможной экономическую интерпретацию регрессионной модели, так как изменение одного фактора влечет за собой изменение факторов, с ним связанных, что может привести к изменению модели.

Критерий мультиколлинеарности факторов выглядит следующим образом:

|ryx| ≥ 0,8

В полученной матрице парных коэффициентов корреляции этому критерию не отвечает ни один из показателей, значит все предложенные факторы находятся в тесной зависимости друг с другом.

Далее необходимо перейти к регрессионному анализу на основе оставшихся восьми факторов (табл.2.3).

Таблица 2.3

Регрессионная таблица для расчета многофакторного корреляционно-регрессионного анализа расходов государства РФ

Год Y1 X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 X9 X10
116,08 117,75 137,92 97,00 77,76 92,93 132,50 42,20 193,03 129,15 102,56
125,16 125,14 119,44 102,76 120,35 82,49 142,00 129,26 120,58 104,37 94,07
147,40 128,49 137,80 107,51 120,64 131,89 120,20 129,59 121,77 136,99 94,08
107,51 116,17 118,12 106,45 120,44 111,88 111,20 123,91 148,28 115,42 101,19
128,52 112,60 101,06 102,79 121,88 66,27 157,80 107,17 103,32 107,62 120,22
109,55 107,83 103,42 101,55 63,69 99,77 63,40 106,19 97,19 103,61 102,66
107,79 116,63 120,32 100,43 127,09 69,48 128,60 117,84 104,76 121,36 102,36
117,91 114,64 114,76 105,55 133,19 107,87 139,50 114,63 110,32 118,12 94,34
106,54 107,12 108,34 100,26 109,22 97,95 100,40 112,60 118,09 101,52 107,76
104,28 113,06 106,54 102,43 105,48 176,26 97,70 105,43 114,54 109,26 171,89
111,25 117,15 170,02 102,07 111,14 81,87 49,60 176,63 82,25 107,34 117,57

Регрессия используется для анализа воздействия на отдельную зависимую переменную значений независимых переменных (факторов) и позволяет корреляционную связь между признаками представить в виде некоторой функциональной зависимости:

Y= f (X1, X2, X3, X4, X5, X6, X7, X8, X9, X10)

называемой уравнением регрессии или корреляционно-регрессионной моделью (см. табл. 2.4).

Таблица 2.4

Заключение

Самое сильное влияние на изменение расходов государства оказывают три фактора:

1. Расходы государства на оборону нашей страны

2. Цена за баррель нефти

3. Доходы государства

Полученная модель может использоваться для прогнозирования доходов коммерческого банка при определенных факторных значениях. Применяя различные их значения, можно спрогнозировать и сам результативный признак.

Значения таких показателей, как инфляция, курс доллара, взяты из данных сайта Центрального Банка [2], рождаемость взята из данных государственного комитета статистики [3]. Данные по затратам на исследования, образование, оборону, здравоохранение, внешний долг взяты с сайта Министерства финансов [4].Цена за баррель нефти взята с сайта Новости Яндекс. Прогноз расходов государства получен статистической функции «тенденция». Затем, подставив прогнозные значения факторов в уравнение регрессии, получим значение расходов государства (см. табл. 17).

Таблица 2.6

Рис. 2.1 Прогноз расходов государства РФ

Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации - student2.ru

Рис. 2.2 Прогноз расходов государства РФ

Полученный прогноз на 2016 год показывает, что большое значение имеет динамика затрат на оборону, рождаемость населения, инфляция, цена за баррель нефти ,затраты на образование. Между этими показателями имеется устойчивая корреляция. Из данного графика можно сделать о том, для того чтобы уровень расходов государства был выше, государству следует обратить внимание на уровень доходов государства . Нахождение нашей страны в тяжелом экономическом положении , путями решения данной проблемы будут являться: расширение тех сфер деятельности и отраслей, которые могу пополнить бюджет РФ, например сельскохозяйственное; поиск иностранных инвестиций и экспорт «за валюту» новых видов продукции; провести ценовую политику на субъектах федерации и т.д.

Все эти меры помогут государству повысить доход, что повлияет на затраты в нуждающиеся сферы государства РФ. Бюджет России на 2015-2017 годы будет дефицитным. Расходы на оборону и государственное управление растут, а на образование, здравоохранение и социальное обеспечение сокращаются. Номинальный ВВП России, как и любой сырьевой экономики, обусловлен не столько ростом реальной экономики, сколько ценами на сырьевые товары.

Список использованной литературы

1. «Моделирование экономических процессов» - Грачева М.В. – Учебник, издательство «Юнити», 2005 год, стр. 7

2. Данные Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.cbr.ru/- заголовок с экрана

3. Данные государственного комитета статистики РФ [Электронный ресурс]: государственный комитет статистики РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/ – заголовок с экрана

4. Данные Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]: Министерство финансов РФ. Режим доступа: http://www.info.minfin.ru/-заголовок с экрана

5. Аналитические сведения РФ [Электронный ресурс]: Совет по науке и образованию. Режим доступа: http://www.snto.ru/- заголовок с экрана

Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации

Дляпостроенияаналитическо-прогнозной модели динамики уровня государственных расходов РФ были отобраны следующие факторы:

1. Динамика затрат на исследования и разработку в научной сфере в РФ;

2. Динамика расходов государства на оборону РФ;

3. Динамика рождаемости в РФ;

4. Динамика доходов государства РФ;

5. Динамика изменения уровня инфляции в РФ;

6. Динамика изменения цены за баррель нефти ;

7. Динамика расходов государства на образование в РФ;

8. Динамика общего внешнего долга РФ;

9. Динамика расходов государства на здравоохранение;

10. Динамика изменения курса доллара в РФ;

В качестве результирующего показателя выступает динамика роста населения с наивысшим доходом в РФ (в среднем около 46%).

Причины выбора именно этих факторов заключается в следующем:

1. Динамика затрат на исследования и разработку в научной сфере в РФ – Важнейшим фактором, определяющим состояние научного потенциала и в конечном итоге результативность научной и научно-технической деятельности, является ее финансирование, которое должно осуществляться за счет государства

2. Динамика расходов государства на оборону РФ. Ведущая составная часть военных расходов государства на подготовку вооруженных сил и страны к действиям по обеспечению обороны, их осуществлению и ликвидацию некоторых их последствий. Экономические источники расходов государства на оборону – валовый внутренний продукт и национальное богатство страны, а в определенных случаях – внешнеэкономические ресурсы.

3. Динамика рождаемости в РФ. Увеличение численности населения связанно с увеличением налогов РФ, поступающих в бюджет государства. Так же рождаемость влияет на увеличение государственных расходов на различные социальные нужды.

4. Динамика доходов государства РФ- показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства.

5. Динамика изменения уровня инфляции в РФ- последствия инфляции носят негативный характер. Они сказываются на развитии хозяйственного процесса, социальных условиях, различных сторонах общественной жизни. Ухудшается экономическое положение. Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета— также причина инфляции.

6. Динамика изменения цены за баррель нефти- цены на нефть оказывают колоссальное влияние на российскую экономику, в частности показатели реального и номинального ВВП, а также торговлю и валютный курс. Высокие цены на нефть пока позволяют поддерживать уровень государственных расходов

7. Динамика расходов государства на образование в РФ, стабильно занимают высокую долю в общем объеме расходов территориальных бюджетов. При этом в отдельных субъектах РФ на финансирование образования уходит до 40% средств бюджета региона, а в других аналогичный показатель не превышает 7-8%.
Динамика расходов на образование имеет важную отличительную черту: она коррелирует с двумя основными показателями — уровнем оплаты труда работников бюджетной сферы и темпами роста доходов территориальных бюджетов.

8. Динамика общего внешнего долга РФ- чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

9. Динамика расходов государства на здравоохранение. Часть государственного бюджета, предусматривающая ассигнования на содержание лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, научно-исследовательских учреждений и медицинских учебных заведений, включая приобретение оборудования, капитальный ремонт зданий и сооружений.

10. Динамика изменения курса доллара в РФ. Рост мировых цен на нефть – прибыль от продажи этого энергоносителя составляет значительную часть дохода бюджета России.

При построении модели результирующим показателем признается динамика изменения государственных расходов. (см. Таблица 1.11)

Таблица 1.1

Динамика затрат на исследования и разработку, % к предыдущему году

Годы
Затраты на исследования и разработку, в % 117,75 125,14 128,49 116,17 112,60 107,83 116,63 114,64 107,12 113,06 117,15

Проанализировать динамику затрат на исследования РФ и спрогнозировать её удобнее с помощью графика (рис.1.1).

Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации - student2.ru

Рис 1.1 Динамика затрат на исследования и разработку,% к предыдущему году

На данном графике мы видим, что затраты на исследования и разработку в научной сфере РФ имеют неравномерный характер, так в 2007 году государство увеличило финансирование НИОКР, но в связи с Мировым финансовым кризисом, расходы значительно снижаются ,включая период 2010 года, после наблюдаем небольшое увеличение расходов до 2011 года, после данного периода, мы видим уменьшение расходов до 2014 года. В период с 2014по 2016 года наблюдается тенденция роста затрат на разработку и исследования в научной сфере РФ.

Основная причина проблем финансирования фундаментальной науки в России заключается в том, что результативность в этой сфере отложена во времени и имеет качественные характеристики, трудно поддающиеся количественной оценке. Вовлечение научных организаций, в том числе занимающихся фундаментальными исследованиями, в рыночные отношения приводит к деформации собственно научного процесса. Необходимость привлечения финансовых ресурсов привела к увеличению объемов исследований, выполняемых на заказ, зачастую характеризующихся низким качеством исполнения.

Таблица 1.2

Динамика барреля нефти, % к предыдущему году

Годы
Баррель нефти,% 132,50 142,00 120,20 111,20 157,80 63,40 128,60 139,50 100,40 97,70 49,60

Проанализировать динамику изменения курса евро отобразим с помощью графика (рис1.2)

Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации - student2.ru
Рис.1.2. Динамика барреля нефти, % к предыдущему году

Средняя цена нефти в 2007 году — 72,4 доллара за баррель — на 11,5% выше, чем в прошлом году. Одна из причин этого роста ослабление доллара: так, с 2002 года доллар упал по отношению к евро на 40%, что эквивалентно снижению реальных цен на нефть более чем на 10 долларов за баррель.. Мировые цены на нефть достигли максимума 11 июня 2008 года. Стоимость углеводородов составила $147,27 за баррель. По оценке политиков и большинства экспертов цена барреля нефти до конца года должна была достичь $200. При ограниченности возможностей увеличения добычи, повышенный спрос на углеводороды должен был подталкивать цены вверх. Министерство финансов РФ считало снижение стоимости нефти возможным не ранее 2011-2012 годов. Подчеркивалось, что даже в отдаленной перспективе ожидать существенного удешевления углеводородов не приходится. Вопреки прогнозам нефть начала быстро дешеветь. В августе баррель упал ниже $115, к концу сентября опустился к $90.

На фондовых биржах произошло историческое снижение курса российского рубля по отношению к евровалюте, это происходит в первую очередь в связи с усугублением геополитических конфликтов между Россией и Украиной. В некоторых регионах России в банках отмечается нехватка валюты. Зарубежные же аналитики считают, что падение курса рубля и рост евро будут продолжаться. Причина — в ухудшении экономического положения в России. Частные зарубежные инвесторы продолжают выводить свои средства из страны, рост ВВП в России упал на 1% по сравнению с 5% в мае 2013 года.

Ситуация усугубляется снижением спроса в Европе на природный газ. В настоящее время Россия экспортирует 70% природного газа, однако в будущем газ намереваются поставлять в Европу из США и Израиля. Это может привести к падению цен на это сырьё и ещё большему ограничению доступа России к твёрдой валюте.

Нефть является важнейшим стратегическим сырьем, служащим основой производства горюче-смазочных материалов. Соответственно, цена на нефть влияет на широкий спектр секторов реального сектора экономики. Нет ничего удивительного в том, что цены на нефть являются краеугольным камнем мировой экономики. Цена на нефть способна вызвать сильное движение в сторону роста или падения на фондовых рынках. Особенно сильно цены на нефть влияют на развивающиеся рынки, ориентированные на экспорт нефти.

Таблица 1.3

Динамика изменения рождаемости,% к предыдущему году

Годы
Рождаемость в % 96,90 102,76 107,51 106,45 102,79 101,55 100,43 105,55 100,26 102,43 102,07

Наглядно данные отобразим на графике ( 1.3)

Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации - student2.ru

Рис 1.3 Динамика изменения рождаемости,% к предыдущему году

На данном графике мы наблюдаем, что динамика рождаемости неустойчива. В последние 10 лет в России сформировалась достаточно устойчивая тенденция роста числа родившихся – исключение составили только 2005 , 2011, 2013 годы. . в 2005 и 2006 годах было зарегистрировано несколько меньше родившихся, чем в 2004 году. После введения мер поддержки семей с детьми (в первую очередь, материнского капитала в случае рождения второго или более высокой очередности ребенка) число родившихся в 2007 году увеличилось на по сравнению с 2006 годом. Однако затем темп прироста рождений стал быстро замедляться до 2011 года . В 2012 году прирост числа родившихся вновь ускорился.

В 2013 году появились признаки приостановки тенденции роста числа родившихся В 2014 году рост числа родившихся возобновился.

В 2015 году снижение числа родившихся возобновилось. Существует Дифференциация российских регионов по уровню общей рождаемости. Она связана не только с различиями в истинной интенсивности рождаемости, но и с особенностями возрастной структуры населения. Регионы европейской части с более старой возрастной структурой населения отличаются самыми низкими показателями общей рождаемости. В регионах Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, население которых моложе по своей возрастной структуре, эти показатели выше.

Тенденцию уменьшения рождаемости, можно объяснить так же нестабильность экономического положения нашей страны, значительным ростом цен, при этом снижение заработной платы во многих сферах деятельности.

Таблица 1.4

Динамика общего внешнего долга , % к предыдущему году

Годы
динамика общего внешнего долга в % 193,03 120,58 121,77 148,28 103,32 97,19 104,76 110,32 118,09 114,54 82,25

На графике это выглядит таким образом ( рис 1.4)

Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации - student2.ru

Рис 1.4 Динамика общего внешнего долга ,% к предыдущему году

В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный с улучшением налогового законодательства и ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

В абсолютном выражении российский внешний долг (государственный долг) на 19 декабря 2013 года составил 55,8 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны. Внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Период с 2011 г. по 2014г. в целом охарактеризовать ростом госдолга. Особенно он был значительным в 2013 г., когда произошло увеличение на 41,9 млрд. долларов. Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме предоставления государственных гарантий.

Таблица 1.5

Динамика доходов государства, % к предыдущему году

Годы
Динамика доходов гос-ва в % 77,76 120,35 120,64 120,44 121,88 63,69 127,09 133,19 109,22 105,48 111,14

Отобразим данные на графике ( рис 1.5)

Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации - student2.ru

Рис. 1.5 Динамика доходов государства, % к предыдущему году

На рисунке наблюдается значительный упадок доходов государства в 2010 году. Самые большие доходы поступают в бюджет за счет внешнеэкономической деятельности, что значительно больше доли других статей доходов. Однако стоит заметить, что большое количество поступлений в бюджет осуществляется за счет всех налогов. Их общая сумма на 2012 год составила 6383,8 млрд. руб., что составляет 49,6% от общей суммы всех доходов федерального бюджета России. Сложившаяся конъюнктура мировых цен на ряд товаров российского экспорта, а также недостаточная степень точности прогнозируемых параметров основных макроэкономических показателей, учтенных в расчетах к федеральному бюджету на 2006 год, привели к получению уже в первой половине года значительных объемов дополнительных доходов. Это создало условия для их расходования в течение второго полугодия 2006 года с нарушением требований бюджетного законодательства и способствовало увеличению остатков средств федерального бюджета на счетах Минфина России, обесценению бюджетных ассигнований.

Исполнение федерального бюджета в 2009 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2009 год", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год" и утвержденной росписью доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 год.

Бюджет 2009 также профицитен. На рост доходов федерального бюджета выше запланированного уровня в начале 2009 года оказали влияние следующие основные факторы:

-сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Средняя мировая цена на нефть марки "URALS" за январь-май т.г. составила 24.3 доллара США за баррель против 21.4 доллара США за баррель, принятой при расчете федерального бюджета на 2009 год. В связи с этим наблюдался рост поступлений экспортных пошлин (в январе-мае 2009 г. экспортные пошлины в номинальном выражении выросли на 29,8 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года);

-рост поступлений НДС в связи с увеличением с начала 2009 года его доли, поступающей в федеральный бюджет до 100% (рост поступления НДС за январь-май 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. составил в номинальном выражении 72,2 млрд. руб.);

-рост поступления акцизов на газ за счет увеличения платежей "Газпрома" и индексации специфических ставок (рост акцизов на природный газ за январь-май т.г. составил в номинальном выражении 17,3 млрд. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.);

-улучшение финансового состояния предприятий (доля прибыльных предприятий увеличилась с 58.3% по итогам 2006 года до 60% в январе-апреле 2009 г.);

-рост поступлений подоходного налога в консолидированный бюджет в январе-мае 2009 г. (по предварительным данным, в номинальном выражении на 58,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Следует отметить, что с учетом извлечения уроков последнего финансового кризиса в мире (2008 г.) можно утверждать, что бюджетные резервы России действительно необходимы, так как степень зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры по-прежнему высокая. Более того, кризис показал, что негативное влияние падения цен на нефть не ограничивается снижением нефтегазовых доходов бюджета. Косвенные эффекты от падения цен и внешнеэкономической нестабильности обусловливают экономический спад, который, в свою очередь, вызывает падение и не нефтегазовых доходов бюджета. Именно поэтому за счет средств Резервного фонда пришлось компенсировать дефицит не нефтегазовых доходов.

Таблица 1.6

Динамика расходов государства на образование, % к предыдущему году

Годы
расходы государства на образование в % 42,10 129,26 129,50 123,91 107,17 106,19 117,84 114,63 112,60 105,43 176,63

Графически данные выглядят таким образом ( рис. 1.6)

Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации - student2.ru

Рис 1.6 Динамика расходов государства, % к предыдущему году

На данном графики мы видим ,что уменьшение расходов государства в основном приходится на 2005, 2009-2010 и 2014 года.

В 2006 году расходы федерального бюджета на образование резко выросли по сравнению с 2005 годом. Особенно заметным был рост в высшем образовании, которое, согласно разграничению полномочий между уровнями власти, отнесено к федеральному ведению. В 2005 году произошла передача практически всех учреждений НПО в ведение субъектов Российской Федерации (в федеральном ведении осталось только 250 учреждений НПО из более 3800) и части учреждений СПО. Соответственно большая часть федеральных расходов на образование оказалась сосредоточена на финансировании высшего образования.

В структуре расходов федерального бюджета на образование в 2008–2010 годах наибольшая доля приходится на расходы на высшее профессиональное образование. Расходы на ВПО в первые два года должны расти практически теми же темпами, что и расходы на образование в целом, однако в 2010 году темп роста расходов на высшее образование ниже темпа роста общих расходов на образование в федеральном бюджет , связано это с мировым экономическим кризисом.

Расходы федерального бюджета на программу «Развитие образования» на 2013–2020 годы в 2016 году сократятся на 9,4% по сравнению с 2015, до 404,89 млрд руб. Об этом говорится в проекте федерального бюджета на 2016 год, опубликованном в электронной базе документов Госдумы.

Федеральная программа «Развитие образования» состоит из шести программ. В 2016 году планируется, в частности, на 96,1% по сравнению с текущим годом сократить финансирование программы «Содействие развитию дошкольного и общего образования»: в следующем году на нее планируют выделить 1,28 млрд руб. (в 2015 году – 33,27 млрд руб.).

Таблица 1.7

Динамика изменения уровня инфляции, % к предыдущему году

Годы
Динамика изменения уровня инфляциив % 92,93 82,49 131,89 111,88 66,27 99,77 69,48 107,87 97,95 176,26 81,87

Данные отображены на графике, для более точного представления изменений уровня инфляции ( рис 1.7)

Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации - student2.ru

Рис 1.7 Динамика изменения уровня инфляции, % к предыдущему году

На графике мы видим, что динамика уровня инфляции выглядит скачкообразно.

Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

За период с 2005 по 2015 года национальные деньги в России обесценились на 148.56%., Согласно прогнозам Центробанка РФ, уровень (индекс) инфляции в 2016 году, снизится ориентировочно до 8% , приблизительно такой же прогноз, а именно 7-8% обещает и Минэкономразвития. В свою очередь, эксперты МВФ, менее оптимистичны в данном вопросе, поскольку, по их мнению, несмотря на то, что официальная инфляция в России, безусловно в следующем году начнет снижаться, ее уровень все же будет высок и составит, вероятнее всего – 10 %.

Аналитики Альфа-Банка, после проведенного аналитического исследования, заявили о том, что официальная инфляция 2016 в России, будет находится в диапазоне от 8 до 10 %.

Инфляция характеризуется обесцениванием национальной валюты и может привести к разрушительным последствиям. Имеет как открытый характер – это рост цен, так и скрытый – в виде исчезновения или нехватки товаров, а также снижения их качества. В каждом государстве свои факторы и особенности этого процесса. В последние 2 года инфляция в России обретает новые черты и зависит от ряда следующих факторов:

· Внешней конъюктуры

· Сбалансированности внешней политики ЦБ

· Валютного курса

· Роста монополий

Главной проблемой 2016 года останется обесценивание денег и падение покупательской способности. После опыта 90-х годов инфляции в Российской Федерации уделяется особое значение. Из ее расчета делают прогнозы по росту экономики, реальных доходов граждан и потребительской корзины.

Таблица 1.8

Динамика расходов государства на оборону,% к предыдущему году

Годы
Расходы государства на оборону в % 137,92 119,44 137,70 118,12 101,06 103,42 120,32 114,76 108,34 106,54 170,02

Графически это выглядит таким образом ( рис 1.8)

Анализ факторов прогнозной модели Государственных расходов в Российской Федерации - student2.ru

Рис. 1.8 Динамика расходов государства на оборону, % к предыдущему году

На графике мы видим, неравномерность расходов государства на оборону.

В 2005 году значительное качественное совершенствование и обновление ВС, стержневым элементом чего названо резкое повышение обеспеченности ВС материальными ресурсами. увеличить расходы по такой статье оборонного бюджета, как закупки современных вооружений и военной техники (ВВТ). Резкий рост расходов на оборону начался с 2011 года, после утверждения новой программы закупок вооружения до 2020 года. До этого, на протяжении практически двух десятилетий вооружение и техника российской армии обновлялись лишь за счет единичных поставок, и потому расходы на оборону были гораздо скромнее. Они росли, но этот рост был обусловлен увеличением российской экономики в 2000-е годы. Так, например, в 2004 и 2008 годах Россия тратила 2,4% ВВП на оборонные статьи. Но в реальном выражении цифры отличались – 411 млрд и 1 трлн руб. соответственно. Поэтому 3,15% ВВП в 2013 году составляли уже 2,1 трлн руб., а к 2016 году планируется выделить 3,3 трлн руб., что будет равняться 3,9% ВВП.

Надо отметить, что в этих суммах почти половину составляют деньги Госпрограммы вооружений – средства на покупку военным ведомством нового оружия. Изначально на закупки техники и заказ военных разработок планировалось потратить около трлн руб. в 2013 году, до 1,2 трлн руб. в 2014 году и 1,7 трлн руб. в 2015 году. Однако осенью 2013 года Минобороны заявило, что часть расходов будет перенесено с 2014–2015 годов на период 2016–2020 годов. Объясняется такой шаг не только недостатком денег в бюджете, но и тем, что российские производители не готовы освоить весь объем средств, запланированных в Госпрограмме вооружений, и наладить серийный выпуск изделий. По мере завершения перевооружения армии военные расходы будут постепенно сокращаться, а их доля относительно ВВП уменьшится.

Сегодня основные расходы госбюджета по переоснащению российской армии совпадают с периодом стагнации российской экономики. Однако руководство страны не пла

Наши рекомендации