Классика геополитической мысли и критерии оценки геополитической мощи стран по европейским школам геополитики

За длительную историю геополитической мысли, мыслители различных школ перебрали огромное количество критериев оценки геополитической мощи страны. Ещё до нашей эры Аристотель выделял особенное значение острова Крит, который, как он говорил, как бы предназначен для превосходства над Грецией, потому как у того было прекрасное географическое положение. В виду самой сущности геополитики, название которойуказывает на большую роль географической мысли в науке, львиная доля геополитических критериев связаны с географическими понятиями. К таким критериям можно отнести географическое положение страны, размер её территории, природа границ, доступ к морю, качество и количество материковой части и так далее. Чтобы понять суть данных критериев, рассмотрим несколько классических направлений геополитической мысли.

Основными представителями германской школы геополитики считаются Ф. Ратцель и Р. Челлен. Они считали, что государство — это неразрывно связанный с территорией организм, ведущий борьбу за «жизненное пространство». Эта теория, появившаяся в период бурной индустриализации Германии, которая вступила в борьбу с Англией за рынки сбыта, представляла империалистическую экспансию как необходимый этап развития.

Согласно распространенному мнению континентальная геополитическая школа началась с работ Фридриха Ратцеля, хотя сам он был убежден, что заложил основы политической географии. Действительно, Ратцель является основоположником политической географии в современном понимании содержания этой науки, но одновременно он выдвинул целую серию интересных геополитических идей. Именно это и позволило известному немецкому геополитику Отто Мауллю весьма категорично заявить, что без Ратцеля развитие геополитики было бы немыслимо, поэтому Челлен или кто-нибудь другой не может быть назван, как это иногда случается по невежеству, отцом геополитики. Им является Ратцель.

В своей главной работе «Политическая география» Ратцель обосновывает «органический» подход к пространству. Он подчеркивает, что государство представляет собой биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами: «Государство нуждается в земле, чтобы жить». Пространственном экспансия понимается им как естественный процесс роста живого организма. Так в его концепции появляется идея «жизненного пространства», ставшая одной из самых популярных среди европейских геополитиков последующих десятилетий.

По мнению Ратцеля, геополитик должен обладать «чувством пространства», ощущать особый «пространственный смысл», «жизненную энергию» пространства. Все эти понятия полны для Ратцеля мистического смысла и обозначают особое качество, присущее «своему», национальному пространству как жизненному. С помощью этих категорий он стремился обосновать идею о том, что все проблемы Германии вызваны слишком малыми геополитическими границами, сковывающими развитию страны. Поэтому идея расширения жизненного пространства ставится в его концепции почти геополитическим законом: «Народ растет, увеличиваясь в числе, страна – увеличивая контролируемое ею пространство». Интересно, что Ратцель приводил вполне конкретные цифры: 5 млн км – такой, по его мнению, должна быть территория государства, если оно стремится стать великой державой. В книге «О законах пространственного роста государств»Ратцель формулирует семь законов экспансии:

1. Расширение пространственных границ государств происходит вместе с развитием их культуры.

2. Пространственный рост государств сопровождается развитием идей, торговли, производства, миссионерством, повышенной активностью в различных сферах.

3. Расширение государственных границ происходит путем присоединения и поглощения меньших государств.

4. Граница представляет собой периферийный орган государства и служит свидетельством его роста, силы или слабости, а также сигнализирует об изменениях в его организме.

5. В своем развитии государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения – береговые линии, бассейны рек, равнины, районы, богатые ресурсами.

6. Импульс к расширению в пространстве приходит к государствам извне – благодаря перепадам в уровнях развития цивилизаций соседних территорий.

7. Существует общая тенденция к слиянию и поглощению более слабых наций, которая переходит от государства к государству и по мере своего развития набирает силу, тем самым подталкивая государства к еще большему увеличению территорий.

Вслед за РатцелемХаусхофер считал, что основные проблемы Германии вызваны несправедливыми и тесными границами. Эти положения отвечали взглядам немецких государственных деятелей того времени, поскольку обосновывали необходимость экспансии. К. Хаусхоферу принадлежит также идея панрегионализма. Он считал, что большие континентальные объединения являются велением времени. Народы должны ориентироваться на новую форму политической организации — большое пространство, которое необходимо, поскольку узкие государственные рамки препятствуют развитию современной специализированной промышленности и мешают мировым товаропотокам, таможенные барьеры увеличивают себестоимость продукции.

Немецкой школе геополитики противостояла французская школа, видными представителями которой были Видаль де ла Бланш и его ученики А.Деманжон и Ж.Ансель. Такое противостояние отчасти можно объяснить фактом длительного соперничества Франции с Германией. Многие идеи французских геополитиков в большей степени соотносятся с современными, нежели идеи Ратцеля, Челлена и Хаусхофера. Французским мыслителям был чужд географический фатализм. Видаль де ла Бланш подчеркивал, что Ратцель и его последователи явно переоценили роль географического фактора, считая его определяющим в геополитике. Французский ученый выработал свою геополитическую концепцию «поссибилизма», в значительной степени жесткий геополитический предшествующих геополитиков. концепции «», политическая история два взаимосвязанных аспекта – п и временной. Географический отражен в среде, а исторический – в , носителе инициативы. во взаимодействии с географической формируется сам, себя, в то же время раскрывает свои только в рамках теснейшего с человеком. Фактор , человеческой свободы нельзя, ибо географическое положение как «», «возможность» может действительно геополитическим только благодаря фактору – , населяющему данное . Тем самым Видаль де ла провидел то, что было будущим геополитики: именно человек те ресурсы, экономические, , информационные, воздушно-космические, которым государство обретает и авторитет в геополитическом .

В концепции «поссибилизма» де ла Бланша усмотреть тенденцию исторической модели европейского геополитического . Вероятно, такого исследования вопрос: как инкорпорировать Эльзаса и Лотарингии, после мировой войны перешли к Франции и где жителей говорят на языке, во жизнь. Видаль де ла утверждал, что ткань ции образуют локальные «», первичные », представляющие собой небольшие общности , которые складываются во человека с средой и в каждом из формируется определенный « жизни». Эти «очаги», , постепенно все большие территории. Европы, по мнению геополитика, заключалась в том, что сформировалось отдельных очагов, сфер со своими « жизни», которые взаимодействуют, друг на друга, друг у друга, а это, в счете, свидетельствует о и богатстве цивилизации. Этой концепции «поссибилизма» и точка зрения де ла Бланша о постепенном преодолении между морскими и державами благодаря Суши и . Континентальные территории, развивающие сети , становятся все более и ориентируются в морских путей. , в свою очередь, все становится зависимым от с континентальными . В данном контексте он не в перспективе образования государства, где человек осознавать в качестве «гражданина ».

Концепция «поссибилизма» де ла Бланша была его ученикам А. и Ж.Ансельму. В книге « Европы», вышедшей в г, анализируя причины роли , и прогнозируя подъем США до мирового гегемона, вполне определенно , что предотвратить Европы можно бы путем кооперации, европейских государств. геополитический называет Деманжона« протагонистом европейской ». Согласно Деманжону, лидерами мира будут три : США, Япония и объединенная . Подобно Бланшу и , Ансельм прогнозировал неизбежность Европы, о чем, например, его трактовка такой геополитической , как «граница». В своей «Геополитика», вышедшей в г, Ансельм писал: « в действительности – это равновесия между силами двух . Она не имеет абсолютной . Граница лишь относительную в соответствии с функцией, она должна выполнять по групп, она объемлет и которые ее сдерживать» .

Классиков французской школы по можно оппонентами военного в геополитике. Они осуждали геополитику за оправдание пангерманизма. расценивал германскую как «псевдогеографию», как военную доктрину. За жесткую немецкой Ж.Ансельм в 1941 германскими оккупантами был в концентрационный лагерь и умер после освобождения. геополитикам чужда идея доминирования нации над . Величие одной не должно достигаться за ущемления свободы и другой. они видели страной, мирными средствами развитию цивилизации и от военных .

Наши рекомендации