Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора

Лидер Администратор
Думает, как заинтересовать персонал лучше работать и болеть о делах компании Легко сходится с людьми Не имеет личной автостоянки, буфета или лифта Управляет, расхаживая по кабинету Приезжает на работу рано - уезжает поздно Любит слушать других Доступен для всех Не боится сам принимать решения     Думает о личном вознаграждении, статусе, о том, что скажут о нем (о ней) другие Тяжело сходится с людьми Имеет персональную автостоянку, буфет или лифт Управляет, не выходя из кабинета Приезжает поздно - уезжает вовремя Любит говорить Труднодоступен для подчиненных Ничего не решает без комиссий или консультантов  

Окончание табл. 1

Лидер Администратор
Скромен Смело берется решать сложные проблемы Настойчив Терпим к любому несогласию   Знает сотрудников по именам   Если надо, не брезгует черновой работой Доверяет людям Часто берет ответственность на себя Отдает должное другим   Знает, как и когда увольнять с работы   Любит разговор с глазу на глаз   Честен по отношению к персоналу   Не составляет руководства по управлению компанией Откровенен Держит обещания Простой кабинет Думает, что в компании есть как минимум два достойних преемника На первом месте всегда компания Надменен Умело избегает сложных проблем Настойчив, когда дело касается его интересов Нетерпим к любому несогласию Не знает сотрудников по именам Чурается черновой работы Доверяет цифрам Ищет козла отпущения Отдает должное себе: жалуется на отсутствие хороших работников   Перекладывает неприятные обязанности на других Любит письменные распоряжения   Непредсказуем: говорит то, что, по его мнению, хотят услышать Составляет такое руководство Скрытен Не держит обещаний Роскошный кабинет Не наймет на работу никого, кто хоть немного похож на возможного преемника На первом месте всегда он [она)

Даже из данных табл. 1, "приземленных" к производственному процессу и жизни трудо-вого коллектива, видно, что лидер "выигрывает" у администратора на каждом участке управленческого фронта. Правомерно допустить, что каждый руководитель администра-тивного типа, равно как и лидер, профессионально, компетентно и искренне стремится достичь эффективности в поручен(370)ной им сфере.Но лидер (в отличие от жестко волевого администратора) вкладывает в общение с подчиненными часть своего "я", удави-вая тем самым эффект каждого микропроцесса влияния; администратор воздайствует на ситуацию приказом, лидер вместо этого взаимодействует с подчиненными с целью стиму-лировать оптимальное решение проблемы. Уважая ценностные ориентации, умонастрое-ния подчиненных и их жизненные принципы, он обращает все это на пользу дела.

Благодаря соответствующим усилиям лидерство стихийно и исподволь, шаг за шагом, в любой по объему общественной среде формирует и реализует сознательно-психологические отношения, означающие, что у определенного круга лиц утверждается такой статус, который позволяет им оказывать естественное (добровольно и сознательно воспринимаемое другими) влияние на поведение многих людей; В такой естественности восприятия влияния и заключаются определяющие основы природы авторитета - субстанции хрупкой, изменчивой и к тому же склонной к энтропии. Но авторитет - это главное оружие неординарной, влиятельной в обществе личности, умеющей видеть перспективы определенных групп и общностей, четко формулировать задачи и понимать интересы людей, задавать тон в политической жизни и вести за собой.

Думается, что следует учесть и такой немаловажный момент бытия лидера: он не обязательно должен бать фигурой, отчужденной от официальных правящих структур, и проявлять себя как первое лицо оппозиции. Напротив, политическое лидерство в личностном аспекте - это не только конкретный субъект политического процесса, но и особый стиль и цивилизованный уровень управленческой культуры. В таком случае поли-

тический авторитет лидера не перестает быть господством, но особым господством, позволяющим лидеру рассчитывать на признание и добровольное исполнение приказов.

Наши рекомендации