Государственный строй России в XVII веке. От сословно-представительной к абсолютной монархии
1) 1613-1645 – Михаил Федорович;
2) 1645-1676– Алексей Михайлович, Тишайший;
3) 1676-1682 – Федор Алексеевич;
4) 1682-1689 – регентство Софьи Алексеевны при Петре Алексеевиче и Иване Алексеевиче.
Причины избрания царя Михаила Федоровича Земским собором в 1613 году.
- Устраивал все сословия как истинно русский царь в условиях, когда на российский престол претендовали польский королевич Владислав и шведский принц Карл-Филипп.
- Не был причастен к событиям Смуты, что давало возможность достичь общенационального согласия.
- Был выходцем из старинного боярского рода, то есть обладал родовитостью, что особо ценилось в русском традиционном обществе.
- Был связан родством с прежней правящей династией, приходясь внучатым племянником первой жены Ивана IV, царицы Анастасии.
- Как молодой и неопытный в государственных делах устраивал высшую знать, рассчитывавшую укрепить свои позиции при царском дворе.
Характерные черты российской государственности в XVII веке:
- Монархическая форма правления.
- Начало процесса перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии.
- Нерегулярный характер органов государственной власти.
- Наличие Боярской думы и Земского собора.
- Приказная система управления.
- Действие «Соборного уложения» в качестве общегосударственного свода законов.
- Принцип местничества при назначении на государственные должности.
- Самостоятельность церкви, ее притязания на верховную власть.
- Административное деление страны на уезды во главе с воеводами.
Высшие органы власти:
· Царь– верховный правитель и собственник всех земель в государстве.
· Боярская дума– совет высшей знати при царе, наделенный законодательным правом
· Земский собор– высший сословно-представительный орган, наделенный законосовещательным правом.
Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Они играли важную роль во внутриполитической жизни России, так как:
1) Обсуждали решение важнейших задач, стоящих перед страной.
2) Поддерживая монарха, укрепляли государственность.
3) Доводили до монарха мнение народа и способствовали снижению социальной напряженности в обществе.
4) Обеспечивали духовное единение власти и общества, консолидацию различных слоев общества.
· Приказы– центральные органы исполнительной власти, ведавшие управлением отдельными отраслями или территориями.
· Освященный собор (Церковный Собор) – совет высших иерархов Русской православной церкви.
Возглавляли дьяки, служили приказные люди. Приказы подчинялись царю и Боярской думе. На протяжении XVII в. насчитывалось до 80 приказов, главными из которых считались:
- Приказ Тайных дел контролировал деятельность органов государственного управления и выполнял особо важные поручения царя;
- посольский ведал сношениями с иностранными государствами;
- разрядный ведал назначением воевод и дворян на службу;
- разбойный занимался уголовными делами по всей стране, кроме Москвы:
- челобитныйпринимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним;
- земскийосуществлял полицейские функции и уголовное делопроизводство в Москве.
Местное управление: Административно территория государства делилась на уезды, в состав которых входили волости и станы.
Уезды возглавляли назначаемые царем воеводы, в руках которых была сосредоточена вся полнота власти (административной, военной, судебной). Воеводе подчинялись органы местного самоуправления - земские и губные избы во главе с земскими и губными старостами.
Волость– это административно-территориальная часть уезда, состоявшая из черносошных земель, населенных государственными крестьянами.
Стан– это административно-территориальная часть уезда, состоявшая из помещичьих земель, населенных крепостными крестьянами.
Свод законов:
В 1649 г. на Земском соборе было принято «Соборное уложение» – новый общегосударственный свод законов, составленный комиссией под руководством князя Одоевского и состоявшее из 25 глав, включавших 967 статей:
1) Окончательно закрепостило владельческих крестьян, отменив урочные лета.
2) Запретило черносошным крестьянам покидать свои общины, не найдя себе замены.
3) Прикрепило посадских людей к своим посадам, запретив переселяться в другие города.
4) Ликвидировало белые слободы.
5) Обязало бояр и дворян служить с вотчин и поместий, предусмотрев за уклонение от службы битье кнутом и конфискацию владений.
6) Ввело понятие государственного преступления, включив в его состав преступления против царя и церкви.
Расцвет сословно-представительной монархии:
Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Расцвет сословно-представительной монархии приходится на первое десятилетие правления Михаила Федоровича. Он выразился в почти беспрерывной деятельности Земского собора в 1613-1622 гг.
· Причины расцвета сословно-представительной монархии:
1) Избрание Михаила Романова царем на Земском соборе и его обещание править совместно с Земским собором и Боярской думой. v
2) Ослабление государственной власти после Смуты.
3) Отсутствие опыта управления государством и слабость личной власти царя Михаила Федоровича.
4) Необходимость консолидации всех сословий российского общества для скорейшего преодоления последствий Смуты.
· Причины упадка сословно-представительной монархии:
1) Преодоление последствий Смуты и укрепление государственности.
2) Упрочение личной власти царя и стремление первых Романовых к самодержавию.
Соборное уложение 1649 года, закрепившее социально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха . 2 и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор).
3) Возвращение из польского плена отца Михаила Федоровича, патриарха Филарета, и его деятельное участие в государственных делах.
4) Свидетельством возраставшей власти царя к середине XVII века явилось создание Приказа тайных дел. Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Приказ тайных дел – это личная канцелярия царя, орган, позволяющий ему в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.