Вопрос. Сословная структура древнеиндийского общества. Легендарное происхождение варн.
В конце II тыс. до н. э. на территорию Индии с северо-запада проникают арийские племена кочевников, которые постепенно переходят к земледелию. Слово «арии» в санскрите означает «благородные, хорошего происхождения» и, вероятно, принадлежит самим завоевателям, тогда как коренное население Северной Индии в Ригведе именуется млечхаса («варвары») и даса («враг»). Впоследствии слово «даса» стало обозначать рабов, что, видимо, является отражением обращения племенами ариев в рабство значительной части исконного индийского населения. Арии предположительно представляли собой более светлокожий, чем исконные индийские племена, народ, что вместе с их осознанием своей богоизбранности и силы привело к закреплению основ кастовой системы.
Формирование кастовой системы происходит в поздневедийский период. Свободное население древнеиндийского общества делилось на четыре общеиндийских сословия - варны:
1) брахманы - члены жреческих родов;
2) кшатрии - военная аристократия;
3) вайшьи - родовые общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы);
4) шудры - неравноправные члены общества.
Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. Вар - новое деление освящалось религией. В одном из преданий рассказывалось, что представители разных варн произошли из разных частей богочеловека Пуруши. Из его уст возникли брахманы, поэтому только они знают, как общаться с богами, и могут выполнять жреческие обязанности. Из рук Пуруши произошли кшатрии, следовательно, они должны заниматься военным делом и управлением. Вайшьи образовались из бедер богочеловека, им суждено заниматься хозяйством, прежде всего торговлей и земледелием. И, наконец, из ног Пуруши произошли шудры, потому их удел - служить высшим кастам.
Внутри варн существовало деление на множество местных замкнутых каст или джати. Проблемы соотношения между варнами и кастами и их взаимоотношений мало исследованы. Установлено, что варны как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты.
Система четырех варн описана в «Законах Ману», в которых также содержатся наставления по управлению государством и судопроизводству. Составление этого сборника приписывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности он создавался в течение нескольких веков одной из брахманских научных школ. Примерное время создания «Законов Ману» - II в. до н. э. Согласно данному памятнику, брахманы свободны от всяких повинностей, налогов, телесных наказаний. Они объявлялись земными божествами, владели тайнами ритуала, могли подчинять себе природные стихии. Кшатрии должны охранять подданных, совершать жертвоприношения, изучать «Веды», руководить сбором налогов. Основными занятиями вайшьев объявляются земледелие, скотоводство, торговля, ростовщичество. Шудры не являлись членами общины, часто это переселенцы. Они не имели земли и потому обслуживали высшие касты. Жизнь шудр слабо охранялась законом, за их убийство полагалось лишь религиозное покаяние, как за убийство кошки. Напротив, шудра, совершивший преступление, наказывался строго. Шудры не допускались к управлению государством и к прохождению обряда посвящения. Наиболее тяжелым было положение неприкасаемых. Они должны были жить вне селения, входить в него только днем с особой отметкой на одежде, их не допускали к колодцам, так как считалось, что они могут осквернить воду. Неприкасаемые занимались уборкой нечистот и мусора. Они не являлись рабами, но закон их не защищал.
Вопрос. Образование Парфянского царства.
Из Бактрии, по одной из версий, происходил и Аршак I Парфянский, основатель парфянской династии Аршакидов. Кочевые племена парнов под его предводительством вторглись в селевкидскую провинцию Парфию, расположенную на территории северо-восточного Ирана (238 г. до н. э.). В ходе долгих и кровопролитных войн парфяне подчинили себе почти всю территорию Ирана, Месопотамию, а на востоке — области, отвоеванные у Греко-Бактрии. В начале I в. до н. э. при парфянском царе Митридате II (123-88 гг. до н. э.) устанавливаются первые контакты парфян с римлянами; в дальнейшем Парфия становится главным противником Рима на Востоке. Борьба между ними идет с переменным успехом: на поражения Красса и Антония римляне ответили походами императоров Траяна, Луция Вера не руководил и Септимия Севера , в ходе которых они трижды захватывали парфянскую столицу Ктесифон на реке Евфрат. Изнурительные войны с Римом и отсутствие внутренней стабильности привели к ослаблению державы парфян. В этих условиях в провинции Парс возвышается род Сасанидов, которые объявили себя наследниками персидских Ахеменидов. В 226 г. н. э. последний Аршакид царь Артабан V погиб в борьбе с Ардаширом из рода Сасанидов.
Истории Парфии, Греко-Бактрии и Армении Юстин подробно описывает в XLI-XLII книгах своего труда «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“».
Согласно общепринятым концепциям, Андрагор — селевкидский наместник в области Парфия, отложился от центральной власти, провозгласив свою независимость, создав новое царство именуемое на греческий манер — Парфией, по месту его расположения на северо-востоке современного Ирана и части южного Туркменистана, известного по древнеиранским источникам как Апартик. Провозглашение независимости Андрагором, совпало с вторжением племен дахов, главенствующую роль в котором играло племя — парны, из которого происходили и вожди дахов. С 247 года до н. э., принято отсчитывать начало парфянской эпохи в истории Ирана, зачастую ошибочно считая эту дату, основанием Парфянского царства во главе с Аршаком. 247 г. до н. э. характеризуется началом вторжения дахов, в пределы Парфянского царства, зачастую именуемую Царством Андрагора, дабы избежать путаницы с поздним Парфянским царством династии Аршакидов. Аршак I, вождь дахов, погиб спустя два года в битве с войсками Андрагора, власть перешла в руки его младшего брата Тиридата, который продолжил завоевание Парфии, одержав победу, и, захватив власть в Парфии, короновался царем Парфии под именем Аршака II. Многие ученые именно Тиридата отождествляют с Аршаком I, ставя в заслуги именно ему многое из того, что ранее приписывалось Аршаку I.