Сословная структура общества

Среди основных социальных групп российского общества XVII в. нужно отметить, в первую очередь, многочисленное сословие служилых людей.

Служилые «по отечеству» (происхождению):

· думные чины (высшие чины, входившие в Боярскую думу, – бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки);

· чины московские (жившие в столице бояре и дворяне, занимали административные и военные командные должности, – стольники, стряпчие);

· чины городовые (провинциальное дворянство и «дети боярские);

· основная масса служилых людей, из которой набиралась дворянская конница, резко отличавшаяся по своему материальному положению и социальному статусу от столичного дворянства).

Служилые «по прибору»: стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники. Они получали небольшое жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью.

В единое сословие всех служилых людей можно отнести потому, что все они получали государево жалованье (земельное или денежное), не платили налоги (тягло), и их главной обязанностью было несение государственной (военной или административной) службы.

Православное духовенство, делившееся на два чина – черное (монашествующее) и белое (приходское), так же составляло особую привилегированную социальную группу, главной обязанностью которой было «молитвенное предстояние» за государя и забота о «духовно-нравственном здоровье» народа.

Казачество сформировалось на приграничных территориях Московского государства (Дон, Яик, Урал, Западная Сибирь) в XVI в. Основную часть этого привилегированного сословия составили бежавшие от крепостной зависимости крестьяне. Казаки получали государево хлебное, зелейное (порох), оружейное и денежное жалование. За это они обязаны были охранять порубежные земли. Основным источником доходов казачества, не занимавшегося в тот период земледелием, были грабительские походы на соседние страны: Персию, Крымское ханство, Турцию. Казаки по традиции имели демократическое самоуправление (круг) и собственную администрацию (атаманы, полковники, урядники и т.д.). Прекрасные воины, привыкшие к разбою и грабежам, не связанные никакой собственностью на средства производства, они часто выступали инициаторами социальных конфликтов (восстание И. Болотникова, бунт С. Разина, восстание Е. Пугачева).

Гости и члены гостиной и суконной сотен – привилегированные слои купечества, приближавшиеся по положению к служилым людям. Они имели привилегию выезда за границу и освобождались от большинства налогов, но привлекались государством для исполнения таких служб, как руководство таможнями и управление казенными промыслами, а также для хранения и оценки товаров и т. д.

Тяглые люди – основная масса населения, платившая налоги, включавшая почти все группы крестьянства, а также посадских людей (непривилегированных горожан). По своему социальному положению крестьяне делились на частновладельческих – живших в вотчинах и поместьях (67%), дворцовых (9%), монастырских (13%) и черносошных (государственных) (11%). Помимо государственных налогов, частновладельческие и монастырские крестьяне несли повинности (барщину и оброк) в пользу своих хозяев. Среди посадских людей до 1649 г. существовала категория беломестцев. Это жители частновладельческих (белых) слобод, не платившие государственные налоги.

Низшей категорией населения являлись холопы, которые не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев.

Соборное уложение 1649 г.

После Соляного бунта 1648 г. в Москве открылся Земский собор, задачей которого было урегулирование социальных и политических противоречий, а также кодификация законодательства. Подготовкой нового свода юридических норм занялась комиссия в составе двух бояр: князя Н.И. Одоевского и князя С.В. Прозоровского, окольничего князя Ф.Ф. Волконского, думных дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова. С 3 октября 1648 г. началось обсуждение Уложения Земским собором по двум палатам: в одну входили Боярская дума и Освященный собор (высшее духовенство), а в другую – выборные люди. 29 января 1649 г. совещания закончились, и Уложение было подписано всеми участниками Собора (315 подписей).

Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. Его источниками являются судебники, царские указы, решения земских соборов, византийское законодательство и др. В этом документе в равной мере представлены нормы уголовного, гражданского и процессуального права. В нем впервые была предпринята попытка разделения законов по институтам и отраслям, но сохраняется казуальность изложения.

Наиболее существенными нормами Соборного уложения 1649 г. являются:

1) утверждение самодержавного характера власти и неприкосновенности особы государя (Гл. II, III);

2) отмена срока сыска беглых крестьян и завершение процесса закрепощения (Гл. XI);

3) посадская реформа, упразднившая белые (частновладельческие) слободы (Гл. XIX);

4) сближение прав вотчины и поместья (Гл. XVI, XVII);

5) распространение юрисдикции царского суда на духовенство (Гл. XIII), запрет церкви расширять свои земельные владения (Гл. XVII).

В течение всей второй половины XVII в. Соборное уложение дополнялось и корректировалось новоуказанными статьями (1669 г. – статьи о воровских делах, разбойных делах и убийстве, 1667 г. – о поместьях и вотчинах), которых к XVIII в. стало около 1,5 тыс.

Уложение долго оставалось действующим сводом законов. Ни одна из попыток (в XVIII в. их было восемь) создать новый полный свод законов не увенчалась успехом.

Наши рекомендации