Типы политической социализации и ее функции
Мы уже говорили, что политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с политическими институтами и организациями общества. Характер такого взаимодействия обусловлен соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели политической социализации личности.
Тип политической социализации определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества. С большой степенью вероятности можно сказать: какой тип политической социализации личности господствует в обществе, таково и состояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации личности.
В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности: гармонический, плюралистический, гегемонистский и конфликтный.
1. Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается взаимное ответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в условиях достаточной социальной однородности гражданского общества и правового государства. Такое состояние можно назвать идеальным типом политической социализации, которая обеспечивает бесконфликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики.
2. Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются разными, но равноправными.
Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принципах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации – защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, то есть право выступает как основание и как реальность свободы личности. Всеобщая ответственность перед законом является гарантом, что плюрализм не превратится в анархизм или гегемонизм, когда одни имеют привилегии перед другими. Как говорится, все равны перед законом, но одни более равны, чем другие.
3. Гегемонистский тип характерен для общества закрытого типа. Его сущностью является установка на резко отрицательное отношение личности к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз политического поведения человека: «моя партия (нация, государство и т.д.) превыше всего».
4. Конфликтный тип характеризуется борьбой между различными политическими группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации формируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации. Главный принцип политического взаимодействия здесь – лозунг «кто не с нами, тот против нас». Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на кланы и касты, сохраняются агрессивные религиозные объединения.
Политической социализации, как и другим политическим явлениям, присущи определенные функции. В качестве таковых выделяют:
– информационную функцию, она нацелена на решение познавательных задач в области политических отношений. Человеку передаются необходимые знания о государственном устройстве, политических отношениях, правах и обязанностях и т. п.;
– ценностно-ориентировочную функцию, она направлена на приобщение человека к системе сложившихся политических отношений, ценностей и ориентации. Благодаря этому у него вырабатывается своя система ценностных ориентации с тремя уровнями: когнитивным, эмоциональным, оценочным;
– установочно-нормативную функцию, нацеленную на выработку определенных установок по отношению к политическим ситуациям, на выбор своего поведения и т. д.;
– поведенческо-деятельная функция проявляется в конкретном политическом поведении человека. Опираясь на разнообразные каналы и институциональные структуры, политический режим видит свою главную задачу в том, чтобы формировать позитивное отношение граждан к тем или иным аспектам политической деятельности, получить поддержку со стороны масс, сохранить политический режим. Именно политическая социализация призвана выполнить эту функцию, формируя необходимое для властей массовое политическое сознание и обеспечивая соответствующее политическое поведение граждан.
Процесс социализации личности тесно связан с процессом манипуляции сознанием человека. Объективным основанием для успешной манипуляции сознанием человека являются сдвиги в культуре, которые происходят в настоящее время. В культуре все более и более утрачивается личностное начало. Это влечет за собой разрушение личностных характеристик, которые традиционно поддерживали общество. К таким личностным качествам, прежде всего, относятся ответственность, совесть, забота, чувство долга и другие. Отсутствие личностного начала превращает народ в безликую толпу, которой очень легко манипулировать.
Реально манипуляция сознанием – это целая система, состоящая из сотен тысяч профессионалов, это технологии, которые проникают в каждый дом, но человек может изучить эти технологии и создать «индивидуальные средства защиты».
В чем состоит суть манипуляции сознанием?Этот термин имеет латинский корень manus – рука и ple – наполнять. В новоевропейских языках оно трактуется как обращение с объектами с определенными намерениями и целями. Постепенно это понятие получило переносное значение – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. В английском словаре, например, это понятие трактуется как «акт влияния на людей или управление ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управлениеили обработка». Таким образом, термин «манипуляция» можно понимать как метафорув том смысле, что ловкость рук в обращении с вещами перенесена на ловкое управление людьми, как вещами. Если обобщить точки зрения и подходы к определению манипуляции сознанием, то можно выделить такие ее черты:
– это вид духовного, психологического воздействия на психические структуры человеческой личности с тем, чтобы вызвать определенное поведение. Причем, воздействие не только побуждает человека делать что-то, оно заставляет хотеть это сделать;
– это всегда скрытоеуправление, которое сам объект манипуляции не замечает;
– это воздействие, которое требует определенного мастерства и знаний. Отсюда появились люди-профессионалы, владеющие соответствующими технологиями, требующими подготовки кадров, наличия научных учреждений и научной литературы;
– это технология власти, а не партнерских отношений.
Целью манипулированияявляется внедрение в сознание людей определенных ценностей и жизненных ориентиров, определенного образа жизни, а также разрушение традиций, снятие культурных запретов и норм, на которые прежде опиралась личность в своем поведении. Основной задачей является намерение изменить людей с тем, чтобы регулировать и контролировать их, отключить здравый смысл, деморализовать, вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными, бессвязными, заставить человека усомниться в жизненных целях и ценностях, которые ему представляются естественными.