Понятие, функции, агенты и типы политической социализации

Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осу­ществляется через усвоение и поддер­жание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, тради­ций. Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к форми­рованию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией. Человек, ли­шённый такого рода свойств, включаясь в политику, зачастую не способен адаптироваться к её требованиям, защитить себя от жёстких политических взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы.

Проблеме социальной и политической адаптации человека, восприятия им традиций и ценностей уделялось повышенное вни­мание еще с 20-х гг. прошлого века. Однако единого подхода к пониманию процесса политической социализации выработано не было. Так, классическая теория политической социализа­ции, разработанная чикагскими учёными под руководством Д. Истона, трактовала её как процесс обучения человека спе­циальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту теорию учёных (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс), естественно, акцентирова­ли внимание на взаимодействии человека с политической систе­мой и её институтами.

Другое авторитетное направление в политической науке (М. Хабермас, К. Луман) рассматривает политическую социали­зацию как аккультурацию (т.е. освоение человеком новых для себя ценностей), выдвигая, таким образом, на первый план внутриличностные, психологические механизмы формирования поли­тического сознания и поведения человека. Учёные же, рабо­тающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм), глав­ное внимание уделяют исследованию бессознательных моти­вов политической деятельности (формам политического про­теста, контркультурного поведения), понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человечес­ких чувств и представлений.

Несмотря на различия в подходах, большинство ученых все же сходятся в том, что важнейшими функциями политической социализации являются достижение личностью умений ориенти­роваться в политическом пространстве и выполнять там опре­делённые властные функции. Политическая социализация обеспечивает накопление и передачу от поколения к поколению политического опыта, что необходи­мо для поддержания устойчивости системы политических отноше­ний. Ещё одной функция – упо­рядочивание и регулирование политических отношений.

В этом смысле политическая со­циализация представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью опреде­лённых норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., требуе­мых политической системой, а с другой – демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического пове­дения и влияния на власть. Политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти является важнейшим общественным процессом. Ведя борьбу за избирателя, преодолевая дефицит информированности населе­ния, политические деятели обращают внимание людей на важнейшие конфлик­ты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в об­ществе, понятной для рядовых граждан.

Агентами политической социализации выступают семья, дошкольные учреждения, школа, армия, производственные коллективы, религиозные объединения, СМИ.

Существует два основных типа политической социализации:

1) первичная социализация

Первоначальное (с 3-5 лет) воспроизведение человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, ещё не понимая их сущности и значения.

2) вторичная социализация

Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивиду­альному пересмотру идеологических позиций, переоценке куль­турных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь иг­рает т.н. обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодей­ствия с властью. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человеком своих ценностных пред­ставлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций.

Существует несколько типов социализации:

1) гармонический (отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и ин­ститутов власти, рациональное и уважительное отношение инди­вида к правопорядку, государству, осознание им своих граждан­ских обязанностей)

2) гегемонистский (характеризующий негативное отно­шение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»)

3) плюралистический (свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия и пере­ходить к новым ценностным ориентирам)

4) конфликтный (формирующийся на основе межгруппо­вой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и по­тому усматривающий цель политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политически­ми противниками)

Стадии политической социализации:

1) детский возраст (до 10 лет; с 7 лет начинается персонализация – формирование отношения к институтам власти)

2) подростковый возраст (11-14)

3) старшие классы (15-17)

4) молодёжь (18-29)

На первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации.

Школа транслирует индивиду конкретные знания о политике. Школа передает индивиду существующие в обществе ценности и установки. Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества.

Школа – так же агент пол социализации. Школа транслирует индивиду конкретные знания о политике. Человек получает начальное знание о политической системе. Школа передает индивиду существующие в обществе политические ценности и установки.

Группы равных – ближайшее окружение индивида, друзья, одноклассники, одногруппники, товарищи по работе. Происходит передача политико-культурных норм и ценностей на основе межличностной коммуникации.

Восемнадцать лет считается во многих обществах рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в политической жизни. Заканчивается не только его гражданское становление, но молодой человек приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к этому возрасту у человека складывается и приобретает завершённый вид его мировоззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. У большинства молодых людей отчетливо проявляются политические симпатии или антипатии, а для некоторой части участие в политических процессах становится одним из важных компонентов их взрослой жизни.

Наши рекомендации