Проблема континуитета («продолжательства») РФ после распада СССР.

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к др. вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной волей и классовой сущностью этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами МП. По теории континуитета все существующие договоры остаются в силе, например, Россия в 1991 г. провозгласила себя правопродолжателем СССР. Президент РФ в своем послании информировал Ген. Секретаря ООН о том, что членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности, во всех др. органах и организациях в системе ООН, продолжается при поддержке стран СНГ и что РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. В послании выражалась просьба вместо названия СССР использовать наименование РФ и рассматривать послание как свидетельство полномочий представлять Россию в органах ООН всем лицам, имевшим в то время полномочия представителей СССР. Генеральный Секретарь ООН разослал обращение Президента России всем членам ООН, и учитывая мнение юридического советника ООН, исходил из того, что это обращение носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международных организаций в качестве субъекта МП. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника. МИД РФ в 1992 г. заявило, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР, и просит рассматривать РФ в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР. В соответствии с Указом Президента РФ от 1993 г. РФ как государство-продолжатель СССР приняла на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а так же выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности. В соответствии с договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР бывшие союзные республики приняли на себя обязательство участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованных сторонами.

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года. 25 декабря1991 — Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.

Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР. В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств 21 декабря 1991 г. государства-участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией. Однако каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Республики бывшего Союза ССР активно использовали это право. Так, Решениями 1992 г. об участии государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г., в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. государства-правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Беларуси) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками договоров о правах человека, о разоружении и т.д. Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по поросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 г. была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой были подготовлены значительное число соглашений между государствами бывшего СССР. В числе многосторонних договоров, регламентирующих различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств-участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др. В качестве примера рассмотрим некоторые из них. В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собственностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР и др. Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Беларусь - 4,13 %, Казахстан - 3,86 %, Россия - 61,34 %, Украина - 16,37 % и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 % и данным Соглашением не рассматривалась. В 1992-94 гг. были заключены двусторонние соглашения между РФ, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной, с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 - начале 1996 г. Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств-участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.Вопросы, связанные с возвращением документов, обменом копиями и т.д., регулируются специальными двусторонними соглашениями.



Наши рекомендации