Развитие общественной мысли и науки во второй половине ХVIII в.
1. XVIII век называют эпохой европейского Просвещения. Великие философы Вольтер, Монтескье, Кант считали, что общественная жизнь подчиняется не Богу, а естественным законам. Исторический прогресс — главная идея Просвещения.2. В России идеи просветителей получили широкое распространение, ими увлекалась сама Екатерина II (примерно до 70-х годов, до восстания Пугачева). Просветительство — это антифеодальная идеология эпохи перехода от феодализма к капитализму, возникшая в России в 60-е годы XVIII в., когда социальные противоречия в стране достигли определенной остроты, а вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян выдвинулись на передний план. На первом этапе российские просветители, резко критикуя крепостнические порядки, выступали лишь за смягчение, ограничение наиболее вопиющих проявлений крепостничества. При этом все надежды они возлагали на всесилие просвещения и просвещенного монарха. На втором этапе, в 80—90-е годы, просветители выступают за уничтожение крепостничества как государственной системы. Правда, в конце XVIII в., напуганные восстанием Е. И. Пугачева и революцией во Франции, просветители отказались от революционной борьбы с абсолютизмом.Крупным просветителем второй половины XVIII в. был Н.И. Новиков, выходец из богатой помещичьей семьи. В 1767 г. он стал “письмоводителем” в одном из отделений созванной Екатериной II Комиссии депутатов по составлению нового Уложения. Ведя протоколы Комиссии, он получил богатый материал о состоянии дел в помещичьей России и использовал его позднее в своей издательской деятельности. В 70-х годах Новиков печатает в Петербурге сатирические журналы “Трутень”, “Пустомеля”, “Кошелек”, “Живописец”. Он высмеивал человеческие слабости и пороки, не случайно у помещиков в его произведениях такие выразительные фамилии — Недоумов, Змеянов, Злорадов; обличал их невежество, алчность, ханжество. Но до идеи отмены крепостного права, осознанной наиболее светлыми умами своего времени, Новиков не поднялся. После переезда в Москву Новиков организует Типографическую компанию, выпускает газету “Московские ведомости”, журнал “Московское ежемесячное издание” и сотни книг по всем отраслям знаний. Одно время из его типографий выходило до трети всех печатавшихся в России книг. Они расходились по всей стране, формируя новые для русского общества вкусы, взгляды, идеи.4. Но в 1792 г. Новиков был арестован, судим и приговорен сначала к смертной казни, а потом к 15 годам заключения. Причиной послужила принадлежность Новикова к масонскому движению в России. Следствие пыталось выявить у русских масонов вообще, у Новикова особенно, вредные политические намерения. Им вменялись в вину и связи с заграницей, и попытки вовлечь в масоны наследника престола. Но фактически Новиков был осужден за отличные от общепринятых религиозные убеждения. Взошедший на престол Павел I освободил его, и еще более 20 лет Новиков прожил в своем родовом имении, где и скончался.
Просвещение и наука1. В русской культуре XVIII в. происходят значительные изменения, которые определяются коренными преобразованиями в социально-экономической сфере, в жизни и быте народа. Главное влияние оказывает тот факт, что в экономике страны формируется капиталистический уклад. Русская культура XVIII в. развивается как культура светская. Литература, живопись, скульптура более глубоко отображают внутреннюю жизнь человека, его стремления, добродетели и пороки. XVIII век подготовил мощный взлет русской культуры в XIX столетии, который называется “золотым веком” культуры России:2. Во второй половине XVIII в. в области образования в России продолжали развиваться две тенденции, сложившиеся еще при Петре I: расширение сети учебных заведений, увеличение числа народных школ и закрепление принципа сословности образования, расширение сети учебных заведений для дворян.3. Центром российского просвещения стал Московский университет, созданный по инициативе М. В. Ломоносова. Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (дворянской и разночинской) был подписан в 1755 г. Елизаветой Петровной. Фактически это означало создание первого русского университета. Он располагался в здании бывшей главной аптеки на Красной площади (ныне на этом месте — Исторический музей). Все документы были подготовлены Ломоносовым, который добился, чтобы преподавание велось на русском языке. В университете было 3 факультета: философский, юридический, медицинский. Крепостные в число студентов не допускались. В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств — высшее учебное заведение в области пластических искусств, которое много сделало для развития русской живописи и скульптуры. В 1783 г. открытаАкадемияРоссийская — научный центр по изучению русского языка и словесности. В конце века Академия Российская выпустила Толковый словарь русского языка. Потребности развивающейся промышленности в XVIII в. способствуют появлению талантливых изобретателей. Замечательным механиком был И. И. Ползунов; сын солдата, окончил арифметическую школу, работал на заводе. Он одним из первых начал строить машины, которые использовали силу пара. Екатерина II пожаловала Ползунову чин инженерного капитан-поручика. В 1766 г. была произведена успешная проба первой в мире паротепловой установки для заводских нужд. Выдающимся механиком-самоучкой был И. П. Кулибин, сын мещанина, часовых дел мастер. В 1769 г. он приехал в Петербург и подарил Екатерине удивительные часы: они имели форму гусиного яйца, играли музыку. Кулибин был назначен руководителем механических мастерских при Академии наук. Он изобрел семафорный телеграф, лифт, сконструировал удивительный, даже по нашим временам, ножной протез, разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву. К. Д. Фролов, сын заводского мастерового, изобрел оригинальный водяной двигатель, построил наЗмеиногорском руднике на Алтае подземную гидроустановку, ввел рельсовый внутризаводской путь, другие сооружения, позволившие механизировать многие производственные процессы.