Типологии социальных групп.
Социальные группы.
Социальные группы - некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Именно регулярность приводит к сплочению взаимодействующих в единое целое с некоторыми общими характеристиками, у них появляется взаимное ожидание какого-либо поведения друг от друга, при этом не требуют этого от не членов группы.
Социальные группы - совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют дпуг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы. Наличие групповой культуры(членство) и взаимодействие. Идентичность, совокупность признаков, по котором члены данной группы могут быть опознаны не членами.
Типологии социальных групп.
Учитывают соотношения групп между собой
• Деление групп на большие, средние, малые
• Основной критерий - количественный, численность группы. Малые - кол-во до 10-12; средние от нескольких десятков до нескольких сотен, большие состоят из минимум нескольких сотен. Количественный критерий - лишь формальный индикатор, отражающий качественные различия в возможностях непосредственного межличностного общения в группах разной численности(пр. разные возможности обратной связи). Тогда малая группа - та, в которой каждый член может непосредственно контактировать с любым другие ее членом. Средняя группа - та, в которой каждый член в принципе может знать каждого другого, но уже не может отследить реакцию каждого из них на какой-то отдельный элемент своего поведения. Большая группа - та, в которой отдельные ее члены не могут быть лично знакомы друг с другом.
• Деление групп на формальные и неформальные
• Формальная группа - группы, отличающиеся следующими особенностями:
1. Нормы, ценности и роли группы четко формализованы, то есть закреплены в текстах.
2. Нормы, ценности и роли определяются внешними по отношению к группе агентами.
• Неформальная группа
1. Не имеют четко закрепленных ролевых ожиданий и нормативной и ценностной базы.(политическая база, корпорации, студенты)
2. Сами вырабатывают нормативную и ценностную базу и структуру.(семья)
Учитывают соотношения группы и ее членов
• Деление на первичные и вторичные(понятие ввел Чарльз Кули)
• Первичные группы - те группы, с членами которых человек связан прежде всего эмоциональными отношениями. Неформальные группы всегда первичные, формальные - вторичные. В реальной жизни почти не встречается групп, которые были бы полностью первичные и неформальные или же наоборот - вторичными и формальными. Каждая реальная социальная группа находится скорее в неком континууме в зависимости от того, какие отношения в ней превалируют.
• Вторичные группы - те, в которых человек вступает в формальные и обезличенные отношения; как правило члены группы мало знают друг о друге; роли в такой группе четко определены, также как и способы коммуникации
Признаки | Первичные группы | Вторичные группы |
Численность | Только малые | Любые |
Количество ролей у каждого члена | Много ролей | Мало ролей |
Ролевые ожидания | Нечеткие | Четко определенные |
Формализация | Низкая | Высокая |
• Референтные группы
• Группы, на нормы и ценности которых ориентируется индивид. У каждого может быть несколько референтных групп, необязательно являться их членами. Эти группы могут быть даже вымышленными или существовавшими в прошлом.
Групповой конформизм.
Соломон Эш - исследовал вопросы того, насколько мы склонны подчиняться требованиям группы. Около трети испытуемых полностью меняли свою точку зрения несмотря на его правила.
Квазигруппы.
• Социальные агрегаты
• Набор людей, оказавшиеся в одном месте в одно время, но не имеющих никаких связей друг с другом.
• Социальные категории
• Статистическая группировка, (в рамках классификации людей объединяют вместе на основе конкретных характеристик). Люди из одной социальной категории не взаимодействуют друг с другом и не собраны в одном месте, сами они могут вообще не придавать значения категориям, к которым их отнесли.