Лекция 6. Эффективность власти. Политические институты. Политические системы. Политические режимы.
Соотношение легитимности и эффективности власти.
Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан.
Механизмы формирования и осуществления политической власти:
делегирование власти,
разделение власти,
политический режим,
государственное устройство
правление.
Делегирование власти – это механизм передачи властных полномочий от одного субъекта другому на основе юридической системы, принятой в государстве и обществе.
В традиционном обществе в условиях монархий делегирование осуществлялось на основе принципа наследования власти внутри правящей династии. В современном обществе делегирование власти осуществляется рационально-легальным способом на основе института выборов.
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви также является механизмом формирования политической власти, благодаря которому достигается устойчивость политической системы, сбалансированность и равновесие власти за счет сдержек и противовесов, ее эффективность в управлении общественными процессами.
Политика обладает тенденцией к институционализации своих политических отношений, что предполагает образование политических институтов, в противном случае, будет приводить к стихийности и спонтанности политических процессов, что, в свою очередь, чревато негативными последствиями в целом для общества.
Политический институт – это исторически сложившийся, устойчивый тип политических отношений и взаимодействий субъектов политики, предполагающий возникновение соответствующих учреждений и организаций, призванных эффективно осуществлять политическую власть, сохранять устойчивость и целостность общества.
Политический институт – разновидность социальных институтов, осуществляющих определенный вид политической деятельности.
Основные политические институты – власть, государство, политические партии, выборы, средства массовой информации.
Кроме этого, следует назвать государственно-политические институты: президентство, парламент, правительство, суд, армия и другие.
В период формирования политологии как науки, получивший название институциональный, преимущественно акцент делался именно на изучении государственных институтов: парламента, правительства, бюрократии.
В 70-80-е годы прошлого столетия изменилась трактовка – институт стал определяться как «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система механизмов, обеспечивающих их выполнение.
Неоинституционалисты (Дж. Марч, М. Олсон) выделяли два типа институтов:
Формальные (представляют собой универсальные правила поведения в стандартных ситуациях, правовые нормы).
Неформальные (неформальные правила, которые регулируют отношения между людьми в обществе).
На бихевиоралистском этапе развития политологии наряду с институциональным подходом активизируются другие подходы – системный и структурно-функциональный подход, что привело к возникновению и теоретическому обоснованию новой категории в политологии «политическая система».
Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем, это строение, внутренняя форма организма системы, вступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами.
Особенность системного подхода заключается в том, что основной акцент делается на описании и характеристике факторов, обеспечивающих целостность политической сферы общества.
Системный подход к изучению сферы политики впервые применил Т. Парсонс, которую он рассматривал как подсистему общества, связанную с функцией достижения целей.
Теория политической системы непосредственно была разработана Д. Истоном (род. 1917) и Г. Алмондом (1912-1992).
Истон (автор работ «Политическая система» (1953), «Системный анализ политической жизни» (1965), «Основы политического анализа» (1979) и др.) понимал под политической системой совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе.
Алмонд (автор работы «Политика развивающихся регионов», 1971) понимал под политической системой совокупность институтов (парламенты, бюрократии, судьи), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в нём социальных групп.
По Алмонду, система имеет функции «входа» и «выхода».
Функции «входа»:
артикуляция и агрегирование интересов,
политическая социализация и рекрутация,
политическая коммуникация.
Функции «выхода»:
определение правил (нормотворчество или законотворчество),
применение правил (исполнение законов),
контроль за соблюдением законов и правил.
Политическая система общества – это целостная, властно-упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей отношений и принципов политической организации общества.
Политическая система включает следующие подсистемы:
- институциональная (государство, партии, общественные организации, политические элиты и т.п.);
- нормативная (конституция, законы, уставы и программы партий, нормы политической морали, политические традиции);
- духовно-психологическая и культурная (политические интересы, политическое сознание, политическая наука, политическая идеология, политическая психология, политические ценности, общественное мнение, политическая символика);
- функциональная (совокупность форм и методов политической деятельности);
- коммуникативная (формы, методы, способы политического общения и обмена политической информацией; средства политической коммуникации).
Политический режим – реальное воплощение политической системы на практике, упорядоченное взаимодействие ее структур, а также совокупность методов осуществления государственно-политической власти и достижения политических целей.
Типы политических режимов:
- авторитарный
- тоталитарный
- демократический
Понятие «политический режим» неразрывно связано с понятием «государство», ибо первое выступает способом существования второго.