Местные бюджеты – финансовая основа местного самоуправления

Понятие, роль и правовое регулирование формирования местных бюджетов. Порядок формирования доходов местного бюджета. Формирование доходной базы на современном этапе. Структура расходов бюджета.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы местного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Соответственно, собственные доходы – налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 55) к собственным доходам местных бюджетовотносит:

• средства самообложения граждан (разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, размер которых устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 % от общего числа);

• доходы от местных налогов и сборов (в настоящее время это налог на имущество физических лиц и земельный налог);

• доходы от региональных налогов и сборов;

• доходы от федеральных налогов и сборов;

• безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности);

• доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

• часть прибыли муниципальных предприятий;

• штрафы;

• добровольные пожертвования;

• иные поступления в соответствии с действующим законодательством.

В состав собственных доходов местных бюджетов также включаются субвенции, предоставляемые, например, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, на осуществление органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий. Кроме того, в местный бюджет могут передаваться субсидии – бюджетные средства с другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов. Согласно действующему законодательству в целях предоставления местным бюджетам субсидий с вышестоящего уровня могут создаваться: а) региональные и районные фонды финансовой поддержки городских и сельских поселений (для выравнивания бюджетной обеспеченности); б) фонд муниципального развития в составе субъекта РФ (для реализации инвестиционных проектов); в) фонд софинансирования социальных расходов; г) федеральные и региональные фонды компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Расходная часть местного бюджета предусматривает следующие виды расходов: 1) на решение вопросов местного значения; 2) на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; 3) на погашение долга по муниципальным займам и ссудам; 4) на оплату труда депутатов представительного органа муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; 5) ассигнования на страхование объектов муниципальной собственности и муниципальных служащих; 6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

5 Виды избирательных систем при проведении выборов представительного органа муниципальногообразования

Понятие и виды муниципальных выборов. Правовое регулирование муниципальных выборов. Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов. Избирательные системы, используемые при проведении муниципальных выборов.

Муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявле­ния граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), закона­ми субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

В ч. 2 ст. 130 Конституции РФ определено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референду­ма, выборов, других форм прямого волеизъявления, через вы­борные и другие органы местного самоуправления.

Нормативно-правовую базу муниципальных выборов со­ставляют акты четырех уровней правового регулирования:

1) международный (Европейская хартия местного самоуправ­ления, содержащая общие положения о выборности органов местного самоуправления);

2) федеральный (Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон об об­щих принципах организации местного самоуправления; Феде­ральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);

3) региональный, где на основе федерального законодатель­ства осуществляется правовое регулирование порядка органи­зации и проведения муниципальных выборов (избирательные кодексы и законы);

4) муниципальный (устав муниципального образования).

Основу избирательного законодательства в Российской Фе­дерации составляют положения ст. 32 Конституции РФ, в со­ответствии с которой право избирать и быть избранным в ор­ганы местного самоуправления принадлежит каждому гражда­нину Российской Федерации, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возрас­та. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Муниципальные выборы подразделяются на:

основные (очередные), которые проводятся по окончании установленного законом и уставом муниципального образования срока полномочий депутатов, членов выборного органа и вы­борного должностного лица местного самоуправления. Закре­пляемый в уставе муниципального образования срок их полно­мочий не может быть менее двух и более пяти лет;

досрочные, проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий депутата, всего представительного органа, иного выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления;

повторные - проводятся в случаях:

■ выбытия всех кандидатов,

■ признания выборов несостоявшимися, недействительны­ми либо если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депута­та, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, не совместимые со статусом выборного должностного лица,

■ когда по итогам голосования остались незамещенные мандаты в многомандатном избирательном округе;

дополнительные, которые проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одноман­датному или многомандатному избирательному округу.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначают­ся и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная), кото­рые могут применяться при проведении муниципальных вы­боров, и порядок их применения.

Муниципальные выборы – форма прямого изъявления граждан, осуществляемого в соответствии с К РФ, ФЗ, к (у), законами субъектов РФ, устава МО в целях избрания депутатов, членов выборного ОМС, выборных ДЛ МС на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать (активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, но не моложе 21 года, — быть избранным (пассивное избирательное право) в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане РФ

Граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.

Принцип равного избирательного права означает предоставление равных оснований участия в выборах граждан РФ. В ходе избирательной кампании никто не обладает какими-либо преимуществами по отношению к другим кандидатам или другим избирателям. Гражданин реализует свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане РФ голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, — за или против кандидата непосредственно. В ходе муниципальных выборов напрямую, без каких-либо промежуточных этапов, осуществляется избрание лица на ту выборную должность, которая оказалась вакантной, а также избрание депутатов, членов выборного органа соответственно в тот представительный или выборный орган, который необходимо сформировать в ходе выборов.

Принцип тайного голосования означает, что в процессе голосования исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Прямые выборы предполагают, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов списков кандидатов непосредственно. Каждый гражданин должен проголосовать лично, т.е. голосование за других лиц (даже членов семьи) запрещается.

Тайное голосование означает, что контроль за волеизъявлением избирателей во время голосования, в какой бы то ни было исключается. Тайна голосования обеспечивается рядом мер: оборудованием на избирательном участке специальных комнат или кабин; установкой опечатанных избирательных ящиков для бюллетеней таким образом, чтобы путь к ним обязательно проходил через такие кабины; установлением единой формы избирательных бюллетеней во всех избирательных округах и др.

Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без принуждения со стороны государства. Законодательство даже предусматривает ответственность для тех, кто оказывает воздействие на гражданина с целью принудить его участвовать или не участвовать в выборах.

Принцип периодичности и обязательности выборов означает, что, во-первых, выборы признаются единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а во-вторых, выборные органы осуществляют свои полномочия в течение оделенного законом срока.

Проведение выборов на альтернативной основе означает, что на один мандат претендуют несколько кандидатов. Избирателю таким образом обеспечивается реальная возможность отдать предпочтение одному из кандидатов путем свободного волеизъявления.

► Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — до­пущенными к распределению депутатских мандатов, а также по­рядок распределения депутатских мандатов между списками кан­дидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов могут использоваться:

а) мажоритарная избирательная система;

б) пропорциональная избира­тельная система;

в) смешанная избирательная система (пропорциональ­но-мажоритарная).

Наши рекомендации