ВОПРОС 55. Предмет ведения, финансовая основа и гарантии деятельности местного самоуправления

1. Круг вопросов местного значения

2. Финансово-экономическая основа местного самоуправления

3. Конституционные гарантии местного самоуправления

1. К вопросам местного значения согласно закону- относятся:

ü принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

ü владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

ü местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

ü комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

ü содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

ü организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основйого общего и профессионального образования;

ü организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

ü охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

ü регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

ü создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

ü контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

ü регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

ü организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

ü организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

ü муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местногозначения;

ü благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

ü организация утилизации и переработки бытовых отходов;

ü организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

ü организация и содержание муниципальных архивов;

ü организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

ü создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бьггового обслуживания;

ü создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

ü сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

ü организация и содержание муниципальной информационной службы;

ü создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

ü создание условий для организации зрелищных мероприятий;

ü создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

ü обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

ü участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

ü обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании;

ü организация муниципальной пожарной службы.

2. Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:

ü муниципальная собственность;

ü имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления;

ü иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования;

ü местные бюджеты;

ü местные налоги и сборы.

Муниципальную собственность составляют:

ü имущество органов местного самоуправления;

ü средства местного бюджета;

ü муниципальные земли и природные ресурсы;

ü муниципальные предприятия и организации;

ü муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

ü муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

ü муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

ü иное движимое и недвижимое имущество.

Местные бюджеты, как правило, образуются из:

ü местных налогов и сборов;

ü отчислений из федеральных налогов и налогов субъектов РФ;

ü финансовых средств, переданных органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;

ü поступлений от приватизации;

ü поступлений от сдачи муниципального имущества в аренду;

ü поступлений от местных займов и лотерей;

ü части прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

ü дотаций;

ü субсидий;

ü трансфертных платежей;

ü иных поступлений.

Местные налоги и сборы делятся на три группы:

ü налоги и сборы, установленные законодательными актами РФ;

ü налоги и сборы, вводимые районными и городскими органами местного самоуправления, на территории которых находится курортная местность (налог на строительство производственных объектов, курортный сбор);

ü налоги и сборы, установленные решением органов местного самоуправления (например, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак,

ü налог на перепродажу автомобилей, с торговли вино-водочными изделиями и др.).

3. Конституционными гарантиями местного самоуправления являются:

ü запрет на ограничение прав местного самоуправления;

ü право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

ü право на судебную защиту.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ или субъекта РФ. Нормативный акт, решением суда признанный незаконным, должен быть отменен в установленный судом срок.

За невыполнение судебного решения, если незаконные нормативные акты повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности. Представительный орган местного самоуправления может быть распущен законом субьекта РФ либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ либо указом Президента РФ.


Наши рекомендации