Политические идеи Нового времени.
Политическая власть: сущность и механизм реализации.
Власть – это реальная
способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по
отношению к другим социальным силам или личности
Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.
Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.
Основные признаки политической (государственной) власти
Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.
Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков,придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.
С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность».Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.
Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения,приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.
Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.
Легитимность политической власти
Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.
Власть и властные отношения
Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики. Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.
Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.
Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, этовсегда асимметричное отношение, т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.
Основаниями властив самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.
Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет.Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет.
Необходимость власти
Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.
Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.
Власть и собственность.
Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности
Собственность является не только категорией политэкономической и юридической, как это обычно принято считать, но и категорией политической, ибо она неразрывно связана со всем “миром политики”.
Ничто так не раскалывало во все времена общества, как отношение к собственности. И в наши дни в обновляющейся России кипят страсти вокруг собственности. Одни люди, указывая на развитые страны Запада, говорят, что их высокий уровень и качество жизни, стабильность и динамичное развитие обусловлены институтом частной собственности, неотъемлемым правом каждого человека на собственность и безусловной защитой этого права законом (заметим, человек может и не иметь собственности, имущества, но никто не может лишить его права быть собственником).
Другие люди, напротив, акцентируют внимание на том, что частная собственность скорее разъединяет людей, чем соединяет, не отвечает принципам справедливого общественного устройства. В доказательство они ссылаются на традиции коллективной и кооперативной собственности, подчеркивая, что совместное владение собственностью способствует установлению между людьми отношений сотрудничества и взаимопомощи.
Так кто же прав? Что же такое собственность – добро или зло? Поиски ответа на этот вопрос – занятие непростое. Оно требует серьезных размышлений. [c.183]
Что такое собственность? Первая книга “Саги о Форсайтах” Джона Голсуорси по английски называется “The Man of Property”, что в русских изданиях переводится как “собственник” или “человек – собственник”. Однако и буквальный, и содержательный перевод этого выражения может быть гораздо глубже – “человек Собственности”, т.е. человек – не просто собственник, порождение собственности, но и человек, получающий благодаря собственности право на самоуважение и уважение со стороны других лиц.
Собственность – это не просто вещь, в отношении которой человек может сказать “это мое”. Нужно еще, чтобы принадлежность данной вещи данному человеку так или иначе признавалась другими людьми, обществом и от их имени – законом. В противном случае то, что называется собственностью, теряет, всякий смысл.
Робинзон, оказавшись на необитаемом острове, построив себе жилище, возделав землю, одомашнив диких коз, мог с полным основанием сказать: все это мое. Впрочем, он мог объявить своим и весь остров, назвав себя королем или как-нибудь еще. Но он этого не сделал. Не сделал потому, что был на этом острове один.
Стало быть, собственность – это не просто вещь, а отношение между людьми по поводу вещи. Чтобы вещь стала собственностью, нужно сообщество людей, между которыми возникают определенные отношения в связи с вещью.
Причем вопрос стоит не так, быть или не быть собственности как отношениям между людьми по поводу вещей. Ей быть обязательно, необходимо. Есть общество – есть и собственность. И наоборот. Хотят того люди или не хотят, осознают это или не осознают, но чтобы существовать и развиваться, они вступают друг с другом в определенные отношения, связанные с производством материальных благ – производственные отношения, в основе которых лежат отношения между людьми по поводу вещей. Следует иметь в виду, что собственность представляет собой общественные отношения не только по поводу производства, но и по поводу вытекающих из них отношений распределения, обмена (обращения) и потребления. В этом суть политэкономического подхода к определению и пониманию собственности.
Согласно юридическому подходу, собственность есть принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам – индивидам или коллективам – в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится, как правило, к трем правомочиям: 1) праву владения, т.е. предоставляемой законом возможности фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении; 2) праву пользования, т.е. основанной на законе возможности эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и/или получения от него плодов и доходов; и 3) праву распоряжения имуществом, т.е. предоставленной собственнику возможности по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества1. [c.184]
При политическом подходе к собственности акцент делается на принципах экономической политики государства, на том, допускает Ли оно экономическую свободу и в каких пределах, в какой мере экономическая организация общества влияет на политическую организацию, на концентрацию и рассредоточение власти.
Что такое “власть – собственность”? Собственность всегда связана с властью, хотя отношения власти и собственности в условиях различных культур и цивилизаций могут быть различными. На Западе эти отношения строились на принципе относительной самостоятельности власти и собственности. На Востоке в качестве альтернативы европейским видам частной собственности – античной, феодальной и буржуазной – сложился феномен “власти – собственности”.Как подчеркивают специалисты-востоковеды, это не столько собственность, сколько, власть, так как функции собственника здесь опосредованы причастностью к власти, т.е. к должности, а не к личности правителя. Процесс приватизации, бывший одновременно определенным этапом политогенеза, формирования государственности, расставлял акценты достаточно резко: государство как институт противостояло частному собственнику, видя в чрезмерном его усилении угрозу для своего существования (доходы казны) и для стабильности общества в целом. Феномен “власти – собственности” означает, что все государственное первично, а частное вторично, к тому же опосредовано тем же государством2.
Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Любая система общества, в том числе и политическая система, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает качественно новое свойство, не присущее ее отдельным частям.
Гражданское общество.
Гражданское общество — уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.
Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество — это «подлинный источник и театр всей истории».
В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта.
Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.
Признаки гражданского права
Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:
верховенство закона во всех сферах жизни общества:
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
взаимная ответственность личности и государства;
реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
законность и правопорядок в обществе.
Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние.
Следует отметить, что гражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.
По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.
Структура гражданского общества охватывает:
- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
- общественные объединения и организации;
- политические партии и движения;
- сферу воспитания и негосударственного образования;
- систему негосударственных средств массовой информации;
- семью;
- церковь и др.
Функции политической партии
1. Теоретическая функция:
§ анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;
§ выявление интересов разных социальных групп общества;
§ разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;
2. Идеологическая функция:
§ распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;
§ пропаганда своих целей и политики;
§ привлечение граждан на сторону и в ряды партии;
3. Политическая функция:
§ борьба за власть;
§ участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);
§ выполнение предвыборных программ
4. Организаторская функция:
§ реализация программных установок и решений;
§ проведение избирательных кампаний;
§ подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.
Избирательная система в РФ
Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. Избирательная система является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны. Политические процессы формируются под воздействием внешних по отношению к ним факторов (экономических, социальных, духовных и др.), само существование выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. В зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны ее законодательством определяется та или иная избирательная система. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.
Избирательная система РФ – это установленный законами и иными нормативными актами порядок выборов в органы государственной власти РФ, субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также должностных лиц.
Правовую основу избирательной системы составляет совокупность соответствующих правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также в федеральных законах «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (18.05.2005), «О выборах Президента Российской Федерации» (10.01.2003), «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (12.06.2002) и др.
При осуществлении выборов в законодательный (представительного) орган власти применяется смешанная избирательная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. С.и.с. соединяет в себе преимущества мажоритарной и пропорциональной систем и в определенной мере исключает либо компенсирует их недостатки. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" половина состава этой Палаты избирается по одномандатным округам, по мажоритарной системе абсолютного большинства. Вторая половина избирается по партийным (федеральным) спискам, которые баллотируются по единому федеральному избирательному округу, а мандаты между ними распределяются по пропорциональной системе. При применении С.и.с. каждый избиратель наделяется двумя голосами: одним — в одномандатном избирательном округе, другим — в федеральном избирательном округе. Подсчет голосов избирателей осуществляется раздельно (за кандидатов по одномандатным округам и за федеральные списки) по методике, определенной вышеназванным Законом.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — система пропорционального представительства партий и движений в парламенте, основанная на том, чтобы каждая партия или движение получали в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за их кандидатов на выборах.
ПИС применяется при проведении выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу и используется там, где количество мест, получаемых политической партией либо движением, блоком, пропорционально числу голосов, поданных за общефедеральные партийные списки в масштабах страны либо в рамках одного или нескольких многомандатных избирательных округов, на которые делится государство. Такая система используется при выборах в парламенты Испании, Италии, ФРГ, Израиля и ряда других стран в сочетании с мажоритарной системой либо в чистом виде. В РФ такая система впервые была применена в 1993 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы.
В соответствии с П.и.с. распределение депутатских мандатов осуществляется следующим образом:
1) сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов избирательных объединений, получивших 5% и более голосов избирателей, делится на 225 (число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу). Полученный результат есть первое избирательное частное (в зарубежной избирательной практике это частное именуется избирательной квотой);
2) число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа и является числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА— система определения результатов выборов, согласно которой избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов. М.и.с. является наиболее применяемой при формировании парламентов.
Политическая культура.
В широком смысле политическую культуру можно рассматривать как исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, включающую уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях.
В узком смысле под ней понимается комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.
Политические идеи Нового времени.
В XIV-XV вв. в жизни Западной Европы произошли большие перемены. В Италии, Голландии, а затем и других странах стали развиваться зачатки капиталистического способа производства.
Видным политическим публицистом начавшегося периода Возрождения был Н.Макиавелли (1469-1527). Он первым в Новое время взглянул на государство человеческими глазами, стал выводить его законы не из теологии, а из разума и опыта. В работе «Государь» Макиавелли пишет, что действиями людей правят не боги, а людское честолюбие и мотив власти. Макиавелли разработал представление о политике как искусстве государей удерживать власть, побеждать врагов и расширять свои владения, не «отклоняясь от добра, если это возможно, но уметь вступать на путь зла, если это необходимо».
«Государь, должен совмещать в себе качества льва и лисицы». Выявив расхождение политики с моралью, он приобрел многих последователей, которые, ссылаясь на него, утверждали, будто цель оправдывает средства. Циничная аморальная политика стала называться «макиавеллизмом», и она весьма распространена до сих пор.
Социально-политическая мысль эпохи становления капитализма не была однородной.
Одни обосновывали необходимость нового буржуазного общества, другие же критиковали его. Среди критиков капитализма можно выделить Т.Мора («Утопия»), Т.Кампанеллу («Город Солнца»), Ж.Мелье («Завещание»). Являясь представителями утопического социализма, они стояли на позициях отрицания частной собственности. Политическое устройство в справедливом обществе, по их мнению, основано на всеобщем равенстве и свободе.
Важным в данный период для нарождающейся буржуазии становится задача ограничения абсолютной власти феодальных монархов. Для этого требовалось опровергнуть идею о божественном происхождении монархов.
Так английский мыслитель Т. Гоббс, в работе «Левиафан» отрицая божественное происхождение королевской власти, считал, что источник этой власти - общественный договор. Он описывает период естественного догосударственного общества как время
постоянной войны всех против всех. Естественно люди искали мира, и нашли его путем общественного договора. Они согласились передать свои естественные права монарху, ограничив свою свободу. На монарха возлагались функции охраны мира и порядка. Из этой теории вытекало, что монарх не должен вмешиваться в дела граждан, а при нарушении мира и порядка граждане могут свергнуть монархию.
Другой английский философ Джон Локк (1632-1704), основатель идеологии либерализма и теории гражданского общества, в работе «Два трактата о правительстве» впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными неотчуждаемыми правами. Это права на жизнь, свободу и собственность. Поддерживая теорию общественного договора, Локк вводит понятие «разделение властей», оставляя за монархом исполнительную власть, а право издавать законы отдает парламенту.
Важный вклад в теорию разделения властей, на законодательную, исполнительную и судебную, внес французский просветитель Ш.Л. Монтескье. Разделение властей в государстве помогает им сдерживать друг друга и не допускать тирании и произвола.
Монтескье показал зависимость форм государства от размеров территории и климата.
Идеалом другого просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778) был народный
суверенитет, с демократической республикой, где обеспечено равенство как политическое, так и имущественное. Власть в данной республике должна осуществляться непосредственно всем народом, «общей волей» через референдумы. Руссо утверждал возможность и необходимость «принуждения к свободе».
Важное место в развитии политической теории занимают труды американских политических мыслителей, или как их называют «отцов-основателей» американскогонезависимого государства: Т.Пейна, Т.Джефферсона, А.Гамильтона, Д.Мэдисона. В своих трудах они делали упор на естественные права всех людей, записав в Декларации независимости права на жизнь, свободу и счастье. Ими была разработана формула демократической республики с разделением властей по горизонтали и вертикали (на центральные и местные), с системой сдержек и противовесов для отдельных властей, стремящихся к монополии. Именно отцы-основатели заложили основы одной из старейших конституций мира.
Важное значение для характеристики практики применения и развития демократии в США сыграли работы А.Токвиля.
В том же XVIII в. профессор Кенигсбергского университета И.Кант (1724-1804) впервые выдвигает концепцию правового государства. Он приходит к выводу, что государства должно быть ограничено правом.
В XIX в. широкое распространение получили идеи английского теоретика Герберта Спенсера. Основой его учения являлась аналогия государства с биологическим организмом.
Государство, доказывал Спенсер, есть организм, отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа.
В середине XIX в. возникло новое направление политической мысли - марксизм.
К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, что политика, политические отношения не могут быть поняты из самих себя, ни из каких-либо духовных или физических начал. Они коренятся в материальных условиях жизни классового общества. Следовательно, политическая теория, исследуя общество, политические явления и процессы, должна опираться на исследование производственных отношений. Марксизм рассматривает государство как результат частной собственности и считает, что в результате революции на смену буржуазному государству придет пролетарское, которое утвердит полное народовластие. А развитие самоуправления создаст условия для постепенного отмирания государства и политики вообще.
В современной политологии можно выделить три основных методологических течения.
1. Институционализм - считает, что политика есть совокупность властных институтов.
2. Функционализм - считает, что политика не столько органы власти, сколько
отношения, влияния или совокупность различных функций.
3. Социологический подход - считает, что политика - это взаимодействие социальных и властных групп, элит.
Институционализм - наиболее старое течение в политологии, опирается на тезис, что основным и верховным носителем власти является государство.
Но всевластие государства мешает развитию предпринимательства и коммерции, ограничивает права граждан. В центре политики выдвигается поиск институтов, ограничивающих государственную власть. Исследователи обосновывают значимость такого института как право. Складывается концепция правового государства, где государство и право отделены друг от друга.
Взаимоотношения государства и права являются стержнем институционализма.
По отношению к государству в институционализме борются два направления:
1. Государство всеобщего благоденствия - требует расширения функций государства. Т.е. государство должно заботиться о всех гражданах и обеспечить им полное благоденствие.
2. Либеральное государство - требует сведения влияния государства к минимуму (Р.Нойзик). Т.е. граждане сами должны себя обеспечить, а государство не должно этому мешать, а лишь только охранять их.
Институционализм дает и такое определение государства - государство - это
совокупность институтов. Сегодня политологи выделяют в государстве институты законодательной, исполнительной и судебной власти.
Важное место в политической жизни XX в. играют политические лидеры.
Институционализм основательно исследует институт лидера в обществе. Например, немецкий ученый М.Вебер выделяет три типа лидеров: традиционный (т.е. тот, кому власть принадлежит по традиции - чаще всего это монарх), легальный (или рациональный) - тот, кто добивается власти на законных выборах, путем разумного выбора граждан, и харизматический (от слова харизма - божественный дар, благодать). Такого лидера обычно
считают пророком, полубогом, выполняющим «великую миссию».
Но всегда возникает угроза того, что лидер сконцентрирует у себя огромную власть и установит диктатуру. Поэтому институционализм важную роль в политике отводит политическим партиям, т.е. еще одному институту общества. Например, французский политолог М.Дюверже считает, что лицо общества определяется не государственным механизмом, а партиями. Институционализм установил закономерности взаимного влияния партий и государства.
Взаимодействие всех политических институтов, по мнению институционалистов, определяет тип политического режима, или способ функционирования политической власти в обществе.
Институционализм дал характеристику тоталитарного (Х.Арендт «Истоки
тоталитаризма», Р.Арон, К.Фридрих, З.Бжезинский), авторитарного и демократического режимов.
Институционализм хорошо исследовал сложный механизм воздействия государства на общество, хорошо показана роль права. Но в тени осталось воздействие общества на государственный механизм, на политику.
Все это изучает такое направление, как функционализм. Особенно сильно
функционализм развит в США. Там отсутствовала монархия и стоял вопрос, как конкурирующим силам и организациям захватить власть и организовать ее. Как повести за собой людей? Как организовать их политическое поведение. Г.Лассуэл и Ч.Мерриам исследовали проблемы установок, ценностей, которые могут привлечь избирателей к политике и деятельности партий. Их исследования базировались на результатах бихевиоризма (науки о поведении), одного из направлений в американской психологии.
Хорошо были исследованы способы воздействия лидера на избирателей.
На смену бихевиоризму пришли системно-функциональные (либо структурно-функциональные) теории, которые рассматривали политику как систему. Этим занимались Г.Алмонд, Т.Парсонс, Д.Истон и др.
В политической структуре общества было выделено 4 элемента.
1. Сама политическая система.
2. Окружающая среда.
3. Взаимодействие системы со средой.
4. Реакция среды на политическую систему.
Графически это можно изобразить так:
Функционалисты сделали главный упор на изучение того, что входит в политическую систему и что выходит. Важная роль при этом уделялась экономике общества, его политической культуре.
Функционализм поставил вопрос о связи политики и общества. Хорошо освещена связь личности с политикой. Но есть один изъян. Не ясно, что делается в самой политической системе. Это частично решает институционализм, но только с правовой стороны. Поэтому на вопросы «Кто осуществляет власть?» и «Каким образом?» - отвечают представители социологических теорий.
Под влиянием Дарвиновской теории эволюции и борьбы за существование ученые Л.Гумилович и Ф.Оппенгеймер создали теорию завоевания. Они считали, что образование государства произошло в результате завоевания более сильными племенами более слабых.
Завоеватели дали начало классу господ, а завоеванные стали подданными.
Известна социологическая теория Маркса. По ней двигателем истории является борьба классов. Правителями всегда является класс, владеющий средствами производства.
Эта теория в XX в. развивалась Лениным, Грамши и другими марксистами.
Выдающийся вклад в развитие социологических теорий внесли представители, развивающие теорию элит. Ее основателями считают Г.Моска и В.Парето. Они считали, что во всех обществах возникают два класса людей - класс, который правит, - элита, и класс,
которым правят. Естественно, правителей всегда меньшинство. Для сохранения своей власти элита использует два способа правления: или грубую силу или хитрость, искусство обмана, манипулирования. По Парето правление элиты «львов» сменяет правление элиты «лис».
М.Вебер, автор теории «рациональной бюрократии», выделил в правящем слое две группы: чиновничество и выборных лиц и дал характеристику поведения данных групп в политике.
Р.Михельс разработал так называемый «железный закон олигархии», где доказывал неизбежность олигархического перерождения любых организаций, особенно партий. Ту же идею развивал русский ученый М.Острогорский. Наряду с концепциями одной элиты появляют