Предполагаемая структура ожидаемых издержек от реализации концепции

денежные издержки на реализацию Концепции

o затраты консолидированного бюджета на долевое финансирование проектов по описанию и оптимизации административно-управленческих процессов

o затраты государственных органов на обеспечение деятельности по описанию административно-управленческих процессов (коммунальные расходы, расходы на оргтехнику, канцелярские расходы и проч.)

неденежные издержки на реализацию Концепции

o время государственных служащих, затраченное на описание административно-управленческих процессов

o затраты на преодоление сопротивления незаинтересованных лиц в процессе реализации Концепции.

1.13. Перечень и основные требования к нормативным актам, включая федеральные законы, постановления правительства, распорядительную документацию ведомств, поправки в действующие нормативные акты, обеспечивающие реализацию Концепции

Настоящая Концепция основана на предположении о единой информационной модели (базе знаний), описывающей деятельность органа власти, из которой строятся различные проекции для решения определенных задач. Под проекциями имеются в виду различные виды организационно-распорядительной документации (положение об органе, подразделениях, отделах), процессные описания в различных нотациях (графическое представление, административный регламент и т.д.), а также иные документы.

С этой точки зрения законодательные требования могут предъявляться исключительно к формату данных проекций, но не к способу ведения и наполнения самой единой модели. Так, формат административного регламента на данный момент не описан, однако ряд требований к нему приведен в ПП№30 от 19 января 2005 года, а также в проекте ФЗ «Об административных регламентах ФОИВ»; формат представления процессов по реализации полномочий, связанных с взаимодействием с гражданами и организациями – в проекте ФЗ «О стандартах государственных услуг». Однако созданная в соответствии с данной Концепцией документация (как частные модели) уже позволяет решить поставленные в Концепции задачи. Так, например, оптимизация процессов требует изменения тех нормативно-правовых актов, которые его непосредственно регулируют. В этом случае модель деятельности в целом и административный регламент процесса будет соответствующим образом скорректирован, выполняя все те же управленческие и информационные функции (информирование о процессе, передача знания о процессе, персонификация ответственности и т.д.). При этом правовой статус регламента процесса принципиально не может быть выше положения об органе, федерального законодательства (в части регулирования процесса) и т.д., так как в этом случае оперативное изменение и оптимизация процесса должно будет проводится на уровне как минимум правительства.

Таким образом, предлагается модель, позволяющая сбалансировать потребность в описании процессов и крайне инерционный путь обеспечения правового закрепления регламентов:

§ Стандартизированное описание деятельности и частные модели (регламенты, графика, таблицы и т.д.) создаются в соответствии с данной Концепцией и стандартами. Стимулы описаны в п.ХХ.

§ Полученные регламенты административных процессов, их графическое видение и т.д. используется для поставленных в Концепции задач;

§ Административные регламенты не обладают никаким правовым статусом (в том случае, если юридическая сила выше ФЗ, изменение регламентов крайне затруднено; если ниже – то реальной оптимизации не происходит);

§ В случае проведения реинжиниринга процессов производится изменение нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс;

§ (!) Все изменения регламентов процессов приводят (исходя из модели) к изменениям в должностных регламентах, а они утверждаются на уровне органа власти, что позволяет перенести проблему закрепления оптимизированных процедур на уровне именно должностных регламентов и снять проблему правового статуса административного регламента. Должностной регламент (в соответствии с 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» является основным документом, определяющим требования к содержанию работы государственного служащего; изменение процессов затрагивает только операционную часть должностного регламента (разделы 2-3).

Приложение 1. Проекты стандартов формального представления (моделирования) АУП, разработанных в соответствии с требованиями Концепции

Наши рекомендации