К теме: Историческое развитие афинской республики
1. Известно, что Спарта была основана гораздо позже, чем Афины, но государственное устройство Спарты выглядит более примитивно, чем афинское. Почему?
2. Почему законы Спарты запрещали накопление богатства, а в Афинах относились к этому по другому?
3. Известно, что земледелие в Древней Греции из-за природных условий было неперспективной отраслью хозяйства. Тем не менее, аристократы стремились сохранить земли за собой. Как вы думаете – почему? Кому подражала аристократия Аттики, развивая ростовщическую эксплуатацию?
4. Почему в Афинах к началу VI в. аристократия под страхом смерти запрещает одно только упоминание острова Саламин?
5. Освещая обстановку в Аттике VIII – VII вв. до н. э., Аристотель отмечал: «вообще земля была в руках немногих». Объясните, как аттическое крестьянство отреагировало на рост безземелья, нищеты и порабощения? Кто такие «дубинщики»?
6. Почему аттическая аристократия была вынуждена уступить демосу и согласиться на избрание судьи-устроителя?
7. Плутарх писал о Солоне: «Знать уважала его за богатство, бедные – за честность». Как Солону удавалось сочетать предприимчивость с честностью? Или Плутарх лукавил?
8. Кто и когда отменил в Афинах долговое рабство? Какими полномочиями обладал «эйсимнет».
9. По свидетельству Плутарха, Анахарсис, скиф царского рода, причисленный греками к мудрецам, узнав, что Солон занят составлением законов для афинян, стал смеяться над его работой. Он считал, что Солон желает добиться невозможного, мечтая удержать граждан от преступлений и корыстолюбия писаными законами, которые ничем не отличаются от паутины: если в их сеть попадают слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся. Прав ли был Анахарсис?
10. Солон издал множество законов. Познакомьтесь с одним из них и дайте свою оценку: Во времена Солона в Афинах шла острая борьба между демосом и знатными. Согласно закону, каждый афинянин был обязан примкнуть либо к одной, либо к другой враждующей группировке. Если он этого не делал, то его лишали гражданских прав.
11. Одним из первых законов Солон запретил продавать хлеб за границу, иначе говоря, за пределы Аттики. Против кого он был направлен, а кому выгоден?
12. Когда и почему в афинском государстве перестали обращать в рабство греков-афинян? В каком государстве греки держали греков в полурабской зависимости?
13. Объясните слова Солона: «Меня корили тем, что я забыл о своем происхождении». Кто и почему корил? Почему Солон не произвел передела земли?
14. Почему сисахфия (греч. «стряхивание долгов») считается самым радикальным нововведением Солона?
15. Как можно объяснить высказывание Солона: «Мне равно не по душе – силой править тирании, или в пажитях родных дать худым и благородным долю равную иметь»?
16. Сколько реформ удалось осуществить Солону? Прав ли Солон, утверждая, что не напрасно прожил свою жизнь? Каким образом древние греки оценили его реформаторскую деятельность? Что они считали наиболее важным делом Солона?
17. Почему Солон обязал афинских граждан присягнуть перед храмами богов на Акрополе в клятве, что в течение 10 лет они не посягнут на его реформы?
18. Прав ли был Энгельс, отождествляя два процесса: возникновение государства и победу демократического строя в Афинах? Почему и то, и другое он относил к началу VI в. до н. э.?
19. Почему Ф. Энгельс рассматривал борьбу аристократии и демоса в качестве борьбы общественных классов? Какова на самом деле их социальная природа?
20. Когда и почему на территории Аттики появляется первоначальное государство? Почему реформы, приписываемые афинскому басилею Тесею, Энгельсом были охарактеризованы как «первая попытка образования государства»? Имело ли место вмешательство извне в процесс государствообразования в Афинах?
21. Какие факты и аргументы свидетельствуют о несостоятельности учения Энгельса о «классической форме» возникновения государства? Когда на самом деле Афины становятся «школой Греции»?
22. Перечислите и раскройте основные причины возникновения гражданской государственности в Афинах.
23. Почему для греков было лестно сравнивать государственный строй Персии и Афин? Какими преимуществами в сфере политики и права обладали Афины?
24. Греки знали, что во многих соседних государствах власть принадлежала одному человеку и передавалась по наследству. У одних это вызвало ужас, у других надежду: может быть, так лучше. Кто из афинян и почему так думал?
25. Почему античные историки осуждали тиранов, признавая при этом, что те совершали «великие и достойные удивления деяния»?
26. Слово «тиран» у древних греков означало «властитель». Почему это слово живо до сих пор?
27. Когда одного мудреца спросили, что необычного он видел на свете, тот ответил: «Тирана в старости». Почему он так сказал?
28. Аристотель, рассуждая об успехах древнегреческих тиранов, писал: «Тиран в глазах своих подданных должен быть не тираном, а домоправителем и царем, не узурпатором, но опекуном; тиран должен был вести скромный образ жизни, не позволять себе излишеств, знатных привлекать на свою сторону своим обхождением, а большинством руководить при помощи своих демагогических приемов». Подтверждает ли эти слова история тирании в Древней Греции?
29. Перечислите и раскройте основные реформы Клисфена. Почему древние греки, определяя характер власти Клисфена, называли его не тираном, а «простатом», т. е. «впередистоящим» вождем народа?
30. Чужеземный мудрец, побывавший в Афинах, так отозвался о Народном собрании. «Удивительно, сказал он, - у эллинов говорят умные люди, а решают государственные дела дураки». Что имел в виду чужеземец? Был ли он прав?
31. Говоря о своей самой славной и важной заслуге, Перикл утверждал: «На протяжении всех тех лет, что я управлял государством ни один афинский гражданин из-за меня не надел черных одежд». Объясните, что имел в виду Перикл?
32. Что мог ответить Перикл молодому афинянину, выступавшему на народном собрании за улучшение положения рабов?
33. Кто в Афинах заложил основы демократии, а при ком афинский демос добивается окончательной победы? Была ли афинская демократия уникальной или же ей можно подыскать в истории соответствующие аналоги?
34. В 403 г. до н. э., после свержения «тридцати тиранов», в Афинах появляется постановление: «Народ решил, Тисамен внес предложение: афинянам иметь государственный строй согласно установлениям отцов; законами пользоваться Солоновыми, и его же мерами и весами…». Что нового вы узнали из фрагмента этого постановления?