В решении проблем семейного неблагополучия
Происходящие в последние 15 лет социально-экономические изменения обернулись большим количеством проблем, с которыми приходится сталкиваться каждой отдельной семье, что явилось серьезным испытанием для института российской семьи в целом. Происходит переоценка ценностей в отношении роли семьи для человека, падает престиж семьи.
К большому сожалению, в современном состоянии семейных отношений можно отметить такие негативные тенденции, как ослабление воспитательного потенциала семьи, разрушение ее нравственных устоев, рост числа безнадзорных, брошенных детей. Особняком в этом ряду стоит проблема семейного насилия, как самая крайняя форма проявления семейного неблагополучия. При этом самым опасным является то, что все более распространенным явлением становится психологическое и физическое насилие в отношении детей.
Эти тенденции характерны и для нашей области. Проводимые в декабре 2004 года социологические исследования показали, что значительный процент опрошенных в той или иной мере сталкивались с насилием в семье: 57% подверглись психологическому насилию, 24% – физическому, 1,5 – сексуальному , 17,5% – экономическому. Такому обращению подвергаются, в подавляющем большинстве, женщины и дети. Статистические данные свидетельствуют об увеличении количества детей, ставших жертвами преступлений, в том числе погибших. В 2004 году от различных преступлений пострадало почти на 40% больше детей, чем в предыдущем году. Всего погибло 200 несовершеннолетних (в 2003 году было 186). На 70% больше было выявлено фактов жестокого обращения с детьми со стороны родителей.
Упреки в столь удручающем положении зачастую звучат в адрес государства и органов власти. В известной степени это справедливо. Но нельзя перекладывать весь груз ответственности только на власть.
Чтобы исправить ситуацию, нужно использовать возможности и ресурсы как государственных, так и общественных институтов. Только объединение усилий органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, самих семей позволит преодолеть семейное неблагополучие.
Необходимо отметить, что для работы Законодательного собрания области партнерство с общественностью в совместном решении социальных проблем региона является вполне закономерным. Такое взаимодействие осуществляется в рамках стратегического курса на сотрудничество власти и гражданского общества, ставшего неотъемлемой частью внутренней политики государства в последние годы. "Без партнерских отношений между властью и обществом не может быть сильного и процветающего общества… Время требует от нас притока новых идей, инициатив, кадров", – отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на Всероссийском Гражданском Форуме.
Таким образом, власти необходима поддержка гражданского общества. При этом задачей власти в таком гражданском диалоге становится выработка системных механизмов взаимодействия с общественными организациями, в т.ч. по вопросам проведения общественной экспертизы законопроектов, а задачей общественности – развитие общественной заинтересованности, социальной активности людей, и, вместе с тем, повышение собственной конкурентоспособности и профессионализма.
Ключевым элементом создаваемого механизма гражданского диалога власти и общественности в структуре законодательной власти Челябинской области являются общественные Советы по различным направлениям, действующие при комитетах Законодательного собрания области. Особенно важным стало создание общественных советов по различным направлениям социальной политики.
Создание таких общественных консультативных органов, объединяющих в своем составе специалистов, ученых, общественников, было жизненно необходимым, без этого была бы невозможной эффективная работа депутатов. В числе 45 депутатов областного Законодательного собрания, избранных в декабре 2000 года, были только один профессиональный врач и один профессиональный педагог. А решения требуют проблемы, которые связаны непосредственно и с образованием, и со здравоохранением, и с наукой и т.д.
Так как в своей законотворческой деятельности для депутатов было исключительно важно опираться на профессионалов и, вместе с тем, учитывать опыт, инициативу и предложения общественности, родилось решение создать такие консультационные органы, которые помогали бы в экспертизе и разработке законопроектов и обращений, затрагивающих важные направления социальной политики, обращали бы внимание депутатов на самые острые социальные проблемы.
Возвращаясь непосредственно к теме сегодняшнего Круглого стола, отмечу, что обсуждение проблем семейного неблагополучия, крайними проявлениями которого можно считать домашнее насилие и трэффик происходило в Законодательном собрании именно в рамках общественных Советов.
Началом работы по данной проблеме стало обсуждение в январе 2003 года вопроса о путях взаимодействия общественных организаций с органами власти и внутренних дел в решении проблемы предотвращения насилия в семье, состоявшееся на заседании общественного Совета по межнациональным, межконфессиональным отношениям и работе с общественными организациями, действующего при комитете Законодательного собрания по социальной политике. Инициатором этого обсуждения выступила Челябинская городская женская общественная организация Информационный Центр поддержки общественных объединений «Содействие» (председатель – Наталья Александровна Баскова).
Далее кратко остановлюсь только на тех серьезных мероприятиях, которые прошли в Законодательном собрании по этому кругу проблем. Это, прежде всего, Круглые столы, организованные общественным Советом по межнациональным, межконфессиональным отношениям и работе с общественными организациями.
В апреле 2003 года состоялся Круглый стол «Взаимодействие органов государственной власти и общественности в решении проблемы противодействия торговле людьми», вызвавший большой общественный резонанс. В работе Круглого стола принимали участие представители общественных организаций, руководители Главного управления внутренних дел области, паспортно-визовой службы, областной службы занятости, советник Полномочного представителя Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округу Надежда Ивановна Голубкова (г.Екатеринбург). Главным содержанием Круглого стола стало обсуждение проекта федерального закона «О противодействии торговле людьми», предложенного депутатом Государственной Думы Е.Б. Мизулиной. По итогам работы были определены роли как структур исполнительной и законодательной власти, так и общественных организаций в решении столь сложной и многоплановой проблемы. Вместе с тем были выработаны и общие подходы и рекомендации, в том числе по совершенствованию законодательной базы.
Следующим шагом стал Круглый стол «Взаимодействие органов власти Челябинской области и общественности в формировании и реализации семейной политики», на котором состоялось общественное обсуждение проекта Концепции федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации». Общественными организациями были высказаны ряд очень серьезных предложений, среди которых главным было признание острой необходимости принятия документов, определяющих политику государства в вопросе защиты детей, поддержки семьи, причем, прежде всего, семьи благополучной.
И, наконец, непосредственно теме семейного неблагополучия был посвящен прошедший в марте 2005 года Круглый стол «Взаимодействие органов власти и общественности в решении проблемы предотвращения насилия в семье», собравший представителей правоохранительных органов, органов исполнительной власти Челябинской области, общественности. В решениях Круглого стола были определены конкретные направления деятельности по развитию нормативной базы для предотвращения семейного неблагополучия и домашнего насилия.
Во исполнение решений Круглого стола комитетом Законодательного собрания по социальной политике в мае 2005 года обсуждался вопрос о мерах предупреждения семейного неблагополучия и насилия в семье. Заслушивались представители органов социальной защиты и юстиции, правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних Решением комитета было признано необходимым активизировать работу органов местного самоуправления, направленную на создание согласованной системы предупреждения семейного неблагополучия и насилия в семье. Депутаты обратились к Губернатору с просьбой о принятии Правительством Челябинской области областной целевой программы "Семья в Челябинской области", содержащей специальный раздел "Профилактика семейного неблагополучия и предотвращение насилия в семье".
С удовлетворением сообщаю, что работа по программе ведется. Министерством социальных отношений подготовлен проект программы "Семья в Челябинской области" на 2006-2008 годы, он проходит необходимые согласования.
Завершая свое выступление, хотел бы еще раз подчеркнуть важность и значимость для Законодательного собрания той большой работы, которая делается общественностью по всему кругу проблем, связанных с проблемой семейного неблагополучия, с предотвращением насилия над женщинами и детьми. Роль общественных организаций проявляется еще и в том, что они выступают не только в качестве инициаторов обращения к этим вопросам, но и в качестве непосредственных разработчиков законопроектов. В этой связи необходимо отметить активную деятельность организации "Женское содружество" (председатель Лариса Семеновна Васильева) по проблеме информационной безопасности детей и подростков. Подготовленный общественностью проект областного закона "О мерах по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" сейчас находится в комитете Законодательного собрания по информационной политике.
Уважаемые участники Круглого стола! Хочу выразить удовлетворение сложившимся взаимодействием Законодательного собрания Челябинской области и общественности в решении проблем, связанных с защитой семьи и детства. Много делается общественными организациями в этом направлении, со своей стороны депутаты Законодательного собрания всегда готовы прислушаться к инициативам и мнению общественников. Еще раз подчеркну, что только совместными усилиями всех ветвей власти и общественности можно будет преодолеть социальное и духовно-нравственное неблагополучие семьи.