Причины, ход и историческое значение Крестовых походов.
Крестовые походы представляли собой грандиозные военно-колонизационные предприятия западноевропейских феодалов в странах Ближнего Востока, охватывающие период c конца XI до конца XIII вв. Они получили своё название от того, что начертанной на их знамёнах целью походов было отвоевание христианами Палестины — Святой Земли из рук «неверных» мусульман.
Если говорить о причинах крестовых походах, то их следует искать в резком обострении социальных противоречий, имевшем место в странах Западной Европы во второй половине XI века. Главной проблемой, с которой столкнулась Западная Европы того времени, была проблема перенаселённости. Перенаселённость, в свою очередь, была следствием роста продуктивности сельского хозяйства. Относительная политическая стабильность, а – главное — личная заинтересованность крестьян в результатах труда привела к росту производства продовольствия. Ближайшим следствием этого стал рост населения, обусловленный снижением смертности, прежде всего — детской.
В западноевропейской деревне возник многочисленный слой избыточного населения, страдавший от малоземелья и нищеты. Избыточное население возникло не только в крестьянской, но и в рыцарской среде. Младшие сыновья рыцарских семей, остававшиеся без земельного наследства, не имели иных источников средств к существованию, кроме наёмничества и разбоя на дорогах. Они представляли собой самый беспокойный слой населения Западной Европы, угрожавший самому её будущему.
Сложившееся положение усугубили многочисленные природные аномалии второй половины XI века, обернувшиеся неурожаями и голодом.
В этих условиях с воодушевлением была воспринята идея отвоевания Святой Земли, захваченной мусульманами-арабами ещё в VII веке. Сложившееся на Ближнем Востоке положение благоприятствовало осуществлению планов отвоевания Палестины, поскольку после разгрома турками-сельджуками в 1055 году Багдадского халифата в землях Ближнего Востока не было ни одного сильного мусульманского государства. Многочисленные княжества постоянно враждовали друг с другом. Посещавшие Палестину паломники рассказывали как о политической ситуации на Востоке, так и о сказочных богатствах Святой Земли, которая в представлениях европейцев того времени казалась земным раем. Началу крестовых походов содействовало также обращение императора Византийской империи к Западу с просьбой о помощи против мусульманских и языческих племён, угрожавших Константинополю.
Роль организатора крестовых походов взяла на себя католическая церковь. Римская курия надеялась благодаря походам не только укрепить свой духовный авторитет, но и сделать решительный шаг на пути к утверждению папской теократической власти над всей Западной Европой и захваченными на Востоке землями.
В 1095 году на церковном соборе в южнофранцузском городе Клермоне папа Урбан II призвал выступить в поход, обещая погибшим вечное блаженство, а живым — богатство и благополучие в Святой Земле. Многие из присутствовавших на соборе начали немедленно нашивать на одежду красные кресты в знак принятия обета участвовать в походе. Отсюда происходит название «крестоносцы».
Весной 1096 года в поход отправились самые обездоленные жители Западной Европы — деревенская беднота, увлекаемая фанатичными предводителями. Добравшись до Константинополя и переправившись через Босфор в Малую Азию, они были без труда разгромлены турками-сельджуками и были либо перебиты, либо обращены в рабство.
Осенью того же года в поход отправились рыцарские ополчения из разных стран Европы. Несмотря на встретившиеся на их пути трудности и противоречия между честолюбивыми предводителями ополчений 15 июля 1099 года крестоносцам удалось штурмом овладеть Иерусалимом, а жестокая
расправа западных рыцарей над населением города оказалась печальной неожиданностью для народов Востока.
На завоёванных землях крестоносцы основали свои государства. Крупнейшим из них стало Иерусалимское королевство. В вассальной зависимости от него находились Антиохийское княжество, а также графства Эдесское и Триполи. Положение западных рыцарей в этих государствах было непрочным, поскольку большинство населения, как мусульманского, так и христианского видело в них непрошеных, жестоких и жадных пришельцев, бесцеремонно нарушавших вековые традиции жизненного уклада народов Востока.
Для защиты границ государств крестоносцев, растянувшихся на 1200 км, от нападений мусульман, были созданы духовно-рыцарские ордены, члены которых объединяли в одном лице рыцаря и монаха, — орден тамплиеров (храмовников), госпитальеров (иоаннитов), Тевтонский орден.
Но несмотря на все усилия крестоносцев уже в середине 40-х годов XII века их владения стали таять. После гибели Эдесского графства в 1147 году был организован Второй крестовый поход, который потерпел неудачу.
После того как в 1187 году правитель Египта Саладин (Салах-ад-Дин) захватил Иерусалим, состоялся третий, самый грандиозный по замыслу крестовый поход, в котором приняли участие три самых сильных и знаменитых монарха Западной Европы — император «Священной Римской империи» Фридрих I Барбаросса, короли Франции и Англии Филипп II Август и Ричард I Львиное Сердце. Но и этот поход завершился безрезультатно.
В 1202 году знаменитый римский папа Иннокентий III организовал Четвёртый крестовый поход. Однако собравшиеся в Венеции крестоносцы, намеревавшиеся первоначально высадиться в Египте, изменили маршрут, вмешавшись в борьбу претендентов на престол Византийской империи, а затем, подвергнув в апреле 1204 году страшному разгрому Константинополь, основали на землях Византии собственное государство — Латинскую империю — и отказались от планов похода против мусульман.
Четвёртый крестовый поход обозначил начало кризиса крестоносного движения. В XIII веке состоялось ещё четыре крупных крестовых похода, но они имели лишь относительные успехи, а в 1291 году крестоносцы потеряли последнее владение в землях Ближнего Востока — крепость Акру.
Причины такого поворота событий состояли, с одной стороны, в освободительной борьбе народов Востока, с другой стороны, — в том, что в Западной Европе уже не было того избыточного (прежде всего, рыцарского) населения, которое составляло главную движущую силу первых крестовых походов. По мере становления централизованных монархий западноевропейское рыцарство находило всё больше возможностей обеспечить себе достойное существование не за счёт земельных владений, а за счёт оплачиваемой государственной службы.
Пятый крестовый поход
Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.
Шестой крестовый поход
Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен, нашедший поддержку в рыцаряхТевтонского ордена и добившийся от египетского султана аль-Камиля (угрожаемого султаном Дамасским) десятилетнего перемирия, с правом владения Иерусалимом и почти всеми землями, некогда завоеванными крестоносцами. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался иерусалимской короной. Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело снова к борьбе за Иерусалим и окончательной его потере в 1244 г., вследствие нападения турецкого племени хорезмийцев, вытесненного из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.
Седьмой крестовый поход
Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского, давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В 1249 он осадил Дамиетту, но попал в плен вместе с большой частью своего войска. Путем очищения Дамиетты и уплаты большого выкупа Людовик получил свободу и, оставаясь в Акке, занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.
Восьмой крестовый поход
Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 годуВосьмой (и последний) крестовый поход в Тунис, якобы с намерением обратить в христианство князя этой страны, но в действительности с целью завоевать Тунис для своего брата, Карла Анжуйского. При осаде столицы Туниса Людовик Святой умер (1270) от моровой язвы, истребившей большую часть его войска.
Конец Крестовых походов
В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.
Исторические последствия крестовых походовбыли тем не менее весьма значительными для развития средневекового Запада. Поглотив беспокойную рыцарскую вольницу, они избавили Западную Европу от перспективы бесконечных грабежей и опустошений. Благодаря крестовым походам были установлены устойчивые торговые связи между Ближним Востоком и западноевропейскими городами Средиземноморья (прежде всего, североитальянскими республиками Венецией и Генуей), что, в свою очередь, способствовало оживлению торговли и подъёму городов в странах Западной Европы. Наконец, усвоение культурных достижений народов Востока (включая обычай мытья рук перед едой) способствовало ускорению развития Запада, набиравшего с каждым столетием всё более высокий темп и превратившегося к концу средних веков в самый экономически развитый регион мира, который обладал мощнейшим военным потенциалом. Последнее обстоятельство позволило Западу перейти на пороге Нового времени к колониальным захватам.