Информационная революция - внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в общественную жизнь.

Информатизация и компьютеризация общества примела к существенным изменениям в социальной реальности. В недрах индустриальных систем рождается новое информационное общество. Плавным ресурсом развития становятся уже не навыки работы с механизмами, а навыки работы с символами: информация, знания, идеи, проекты, образы, изобретательность, воображение и т.д.

Для неё характерны:

· Информационный ресурс приобретает стратегическое значение в развитии современных обществ.

Это существенно меняет отношение к системам науки и образования (особенно высшего), которые приобретает стратегическое значении в социальном развитии различных государств.

· Существенно меняется социальная стратификация общества.

Высшие страты иерархической вертикали занимают социальные группы, которых характеризует обладание информацией, знанием, идеями, способность к проектированию и т.д. Это, как правило, высококвалифицированные работники. Их численность в странах развитого мира превышает численность работников в других сферах.

· Информационные технологии определяют эффективность, конкурентоспособность различных хозяйственных субъектов.

Они обусловили новые черты социальных связей. Люди взаимодействуют на прямую, поверх социальных институтов, в том числе и государств с их границами, нормами, правилами, процедурами.

· Информатизация общественной жизни способствует процессу глобализации (образованию общемировых систем социальных и других связей и взаимодействий).

Любая точка планеты становится доступной для людей, идей, документов в реальном времени.

Вместе с тем исследователи отмечают и отрицательные последствия информатизации, такие как:

· в иформатизационном обществе более интенсивно, чем в индустриальном, происходит распад социума на 2 класса - класс интеллектуалов (носителей знаний) и тех кто не входит в новую информационную экономику;

· по статистике со средины 20-х до средины 50-х годов ХХ века (50 лет) всё имущественное неравенство в развитых странах устойчиво снижалось. Начиная же со средины 70-х годов оно столь же устойчиво растёт.

Это связано со становлением информационного общества, важнейшей характеристикой которого является превращение знания в основной элемент общественного богатства. Новое богатство даёт всем разные возможности, разное качество жизни, так как в нём усугубляется процесс социальной дифференциации уже по образовательному признаку.

· удешевляются и упрощаются технологии формирования сознания до такой степени, что они стали практически общедоступны.

В отличии от традиционного маркетинга они приспосабливают не товар к предпочтениям людей, а людей уже имеющемуся товару. Это может использоваться в самых разных, в том числе и неблаговидных, политических целях.

Изменения в современной общечеловеческой цивилизации объясняются с 3-х исследовательских позиций.

Первая – это теория «конца истории» американского политолога и социолога Ф. Фукуямы. Смысл её в том, что распространение в мире всей социальной атрибутики развитых обществ, и прежде всего либеральной демократии, рационализации, знаменует конец истории. С распадом Советского Союза, который Фукуяма называет «последним оплотом иррационализма» конец истории наступил. Всё дальнейшее рационально и предсказуемо. И даже после террористического акта в США 11 сентября 2001 года в одной из своих статей Фукуяма отметил, что это всего лишь издержки модернизации мира, которая я в целом протекает успешно.

Вторая - исходит из оценки современных процессов в мировой системе как серьезных изменений. Процесс модернизации «запутался» в противоречиях, человечество подчёркивает своё разочарование в модернизации своеобразной демодернизации, то есть «социальным постмодерном» - отказом от опоры на экономическою эффективность, пренебрежением к бюрократическим структурам общественного порядка, неверием в научный рационализм, настроениями пессимизма, иррациональным поведением. В самом экстремальном аспекте «постмодерн» представляет вынесение в современную социальную жизнь образцов и смыслов доиндустриального, общинного времени.

В какой то мере эта позиция отражена в концепции «столкновения цивилизаций» американского философа и политолога С. Хантингтона, по которой продвижение системы ценностей модернизации в мире неизбежно приведёт к столкновению её с другими системами ценностей. ХХI век – это век горизонтального столкновения в пространстве планеты различных цивилизаций.

Третья (И. Валлерстайн, А. Неклесса) - усматривает в современных мировых социальных изменениях, их беспорядке и хаосе столкновения современной цивилизации, не с теми культурами которые есть на Земле, а с проявлением будущей цивилизации.

Современный мир демонстрирует серьезные изменения в прежней системе международных отношений, которая называется Вестфальльской (получившей название по Вестфальскому миру, заключённому в 1648 году между государствами, долгие годы боровшиеся за гегемонию в Европы). В этой системе международные связи понимаются как отношения между формально равными и суверенными государствами.

В современных условия выстраиваются глобальная иерархия государств, возникают новые, регулирующие международные отношения органы – «глобальная держава», НАТО, «Большая двадцатка» и т.д. Эти новые конструкции, напоминающие феодальную архаику, стараются всячески ослабить регулирующую роль ООН, равноправие в этом объединении. Новые регулирующие органы отличаются элитарным, а не равноправным отношением между государствами. Так же растёт роль специализированных социальных институтов регуляции глобальной экономики – МВФ, МБРР, ВТО и др.. что снижает роль голосования по формуле «одна страна – один голос» за счёт альтернативы «один доллар - один голос».

Вопрос 3. Место России в современном мире.

Проблема самоопределения России, поиска ею своего места в мире не нова. Всякий раз когда Россия оказывалась на пороге перемен, возобновлялись и разгорались споры о её будущем развитии. Вопрос о месте России в мире традиционно был по существу вопросом её геополитической и цивилизационной самоидентификации: с кем быть в «связке» в дальнейшем, какую модель развития взять за основу, на чей опыт ориентироваться, какой путь наш – западный, восточный или путь цвилизационного самосостояния?

Проблема роли России в мире обсуждалась на основе характеристик внутреннего состояния российского общества и отражалась в оппозиции пессимистических и оптимистических прогнозов относительно её статуса в мировом сообществе: мировая держава или региональное государство, иначе говоря субъект или объект мирового развития.

Современный тур дискуссий, начавшийся вместе с «перестройкой» в средине 80-х годов ХХ века, пошёл по традиционным российским линиям: в вопросе о месте России в современном мире обозначились западники, антизападники и евразийцы; в вопросе о статусе – сторонники мировой и региональной позиции. На сегодняшний день сценарии дальнейшего пути России в значительной мере откорректированы с учётом новых реальностей мирового развития вообще и глобализации в частности.

Антизападники - исходят из представления о культурной «самобытности» России и представляют собой видение её дальнейшего развития с опорой на собственные силы (путь автаркии, то есть существование системы за счёт внутренних ресурсов). Именно автаркия Советского Союза воспрепятствовала динамичному и инновационному развитию его экономики и способствовала его ослаблению в противостоянии с Западом. В условиях глобализации закрытость почти невозможна, а с учётом нашего исторического опыта этот путь совершенно бесперспективен.

Западникиили восточники - мыслят развитие России в пределах региональных группировок – Европейского союза или Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Сегодня постановка вопроса о месте России в мире только в линейной плоскости «Запад-Восток» устарела. И этому есть несколько причин:

· В условиях возросшей взаимозависимости сегодня много Востока на Западе и наоборот.

· В условиях глобализации для России недостаточно позиционирования только в линейно плоскостном социальном пространстве тогда, когда открылось мощное влияние на общественную жизнь глобального яруса социального мира.

· Несмотря на существенные геополитические потери с распадом СССР, Россия остаётся срединным пространством между Западом, мусульманским миром и Востоком. Она находится в соприкосновении с тремя центрами современного мирового соперничества – американским, европейским, азиатски и остаётся центром притяжения и для новых государств в постсоветском пространстве.

По сути Россия сохраняет объективную геополитическую потенцию оси, то есть. системообразующего начала для новой группировки множества стран и народов. К тому же, какими бы не были сильными европейский или азиатский региональный союзы, они не могут безболезненно для себя освоить российскую масштабность и разнородность.

Евразийцы - исходят из особого цивилизованного начала России как синтеза европейских и азиатских факторов развития и мыслят её будущее в обширном пространстве континентального блока стран Европы и Азии. Россия уникальная европейская цивилизация, соединяющая в себе Восток и Запад, а посредством Востока и Запада – и весь мир. Объективно, геополитически и цивилизованно России уготовлена осевая, объединяющая, глобальная роль.

Объективные возможности глобализации создают среду, в которой в полной мере может быть реализован геополитический, экономический, культурный и, что очень важно, субъектный потенциал России в современном мировом развитии.

Но у России сейчас очень много проблем внутреннего развития. Благородные задачи, выдвигавшиеся вначале реформирования России в начале 90-х годов, до конца не выполнены. По крайней мере, не достигнута их главная, гуманистическая цель. Непродуманная стратегия, легковесность, с которой реформаторы переключали социальные механизмы огромного общества, стоили беспрецедентных жертв.

Стану покинули 70 тысяч учёных и специалистов, а собственное производство прекратило развитие, в то время как более 50% продовольствия и товаров широкого потребления импортировалось из за рубежа. К этому добавился демографический кризис, продолжающийся и сейчас: естественная убыль населения на начло ХХI века составляет ежегодно свыше 950 тысяч человек. Расходы государственного бюджета в России на душу населения в 34 раза меньше, чем в США, и в 43 раза меньше чем в Финляндии. На одного россиянина приходится 61 доллар наличной денежной массы (для сравнения на одного финна – 583 доллара, на одного американца – 2200 доллара).

Общество криминализировано, до сих пор ещё не преодолены социальный и политический раскол, социальная незащищённость подавляющего большинства населения, чувство разочарования и социальной униженности людей. В геополитической характеристике Россия потеряла статус Сверхдержавы, её территория уменьшилась на 5 млн. километров и оказалась сдвинутой на северо-восток.

С позиции мир-системного подхода Россия по различным показателям присутствует сейчас во всех трёх структурах мира-системы. Исходя из исторической традиции и законов политической инерции, учитывая территориальный масштаб страны (10% территории земли), её ядерный потенциал и высокие интеллектуальные возможности, Россию включают пока в круг великих держав, то есть в мировое «ядро». Есть и внешние атрибуты этой принадлежности: Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН, входит в ВТО, является участником саммитов «Россия-НАТО».

По экономическому потенциалу, по качеству жизни, экономическому и социальному развитию Россия занимает сейчас 64 место в мире (СССР занимал 35-е). По уровню развития человеческого потенциала Россия, по данным ООН, переместилась за 15 лет реформирования с 52 на 74 место в мире. Для сравнения: США и Финляндия по этому показателю занимают соответственно 2-е и 13-е место. Эти критерии позиционируют Россию ближе к нижней части полупериферии.

По параметрам представительства в глобальном экономическом и информационном пространстве Россия находится пока в 3-й периферийной структуре мира-системы. Вместе с тем, это реальная позиция очень сильно не совпадает с нереализованным потенциалом России.

Россия – одна из богатейших держав мира. По расчётам Госкомстата РФ и РАН национальное богатство России составляет 340-380 трлн. долларов, и на душу населения национальных богатств здесь в 2 раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии. В России сосредоточено более 21% мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45% мировых запасов природного газа, 13% нефти. 23% угля. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли – на 80% больше, чем в Финляндии и на 30% больше чем в США.

У России богатый интеллектуальный потенциал. 1/3 всех величайших научных открытий ХХ века сделано учёными бывшего СССР и России. В области технологий, в производстве важнейших образцов техники, по качеству высшего и среднего образования Россия по прежнему находится на уровне высокоразвитых стран. У России богатейшие культурные традиции. Из 3-х признанных величайших вершин развития человеческой цивилизации (Классическая Греция, Итальянское Возрождение) одна неразрывно связана с Россией и правомерно носит название «Российский ХIХ век».

Решающим условием включения России в процессы глобализации является успешное решение её внутренних проблем. Что бы сделать весь свой потенциал функциональным, России уже сейчас важно ориентироваться на инновационное, а не на догоняющее развитие. А, чтобы обеспечить социальную активность народа в решении внутренних задач развития, важно одновременно сосредоточится на построение социально ориентированной экономики, обеспечивающей необходимые условия для всестороннего развития личности, занятости и востребованности каждого. Исследователи так же отмечают необходимость полного преодоления такого положения в стране при котором власть и экономическая элита, с одной стороны, и народ - с другой, находятся в разных плоскостях, «встречаясь изредка и по необходимости» на выборах и в армии.

Будущее России зависит от многих факторов: от позиции и поведения стран Запада или усиливающегося Китая, от политической воли и компетенции российского руководства и многого другого. У неё есть возможность занять подобающее место в глобализирующем мире, в освоении всего мирового геополитического пространства в качестве равноправного субъекта, а не объекта современного мирового развития.

В результате присоединения России к мировому информационному сообществу главным содержанием социального взаимодействия в российском обществе становится непрерывный обмен информацией. Это положение А.Н. Кочеровобосновал с помощью результатов эмпирического исследования, в результате которого он пришёл к следующим выводам в момент прорыва информационных потоков в Россию (с 1989-1992 годов) наблюдается:

· сокращение непосредственных «лицом к лицом» контактов взаимодействия;

· увеличилось число контактов с помощью средств связи (телефон, факс, компьютерные сети);

· наблюдается экспоненциальный рост «искусственного» взаимодействия на основе радио и телевидения;

· личные контакты между индивидами сокращаются по количеству и по продолжительности времени в связи с тем, что возросшая скорость информационных потоков заставляет людей избегать излишней эмоциональной нагрузки и затрат энергии при личных контактах.

Вхождение России в систему мировых коммуникаций в определённой степени (эту степень ещё предстоит выяснить социологам) изменило традиционный уклад жизни, свойственные её каналы и способы общения (Пример: житель крупного мегаполиса имеет в своём распоряжении все необходимые средства коммуникации и подключён к их глобальной сети). Чем больше вызовов в сеть он принимает или осуществляет, тем больше соответствует образу жизни, принятому в мировом информационном сообществе. Старое содержание коммуникаций – научные беседы, жалобы и перебранка, разговоры с друзьями и любовницами, административные или деловые переговоры – облечено сегодня в новую техническую форму.

************************************************************************

Контрольные вопросы:

1. В каких основных значениях в современной социологии используется понятие «глобализация»?

2. Какие в настоящее время наметились контуры глобального единства в системах социальной реальности?

3. Что входит в понятие социальные сети?

4. Что понимается под глобальными проблемами современности?

5. Что такое мировая система и каковы подходы к её исследованию?

6. Что понимается под мир-системой И. Валлерстайна?

7. Что такое информационная революция и каковы её характеристики?

8. С каких позиций объясняются изменения в современной общечеловеческой цивилизации?

9. Какие направления обозначились вопросе о месте России в современном мире?

10. Что наблюдается в России с начала 90-х годов ХХ века при прорыве в неё информационных потоков?

************************************************************************

Наши рекомендации