Роль местных властей и социальной работы общины в построении гражданского общества
1. Отношения между администрацией социальных служб и гражданским обществом, как представляется, более сложны, поскольку восточно-европейские страны имеют небольшой опыт демократии и множество проблем, связанных с построением гражданского общества. В дополнение к этому, существует дефицит доверия к официальным политикам и администрации, например, 70% польских граждан верят, что бюрократия совершенно глуха к человеческим страданиям и жалобам. Как результат этого недоверия, происходит рост добровольных ассоциаций, нацеленных на защиту граждан от плохого обращения: группы потребителей, ассоциации арендаторов, группы кредиторов, организация защиты налогоплательщиков. В Германии, для того чтобы улучшить качество жизни общины, новые социальные движения, состоящие из социально занятых граждан и социальных работников, развивают целый ряд организаций самопомощи с целью предоставления материальных благ и социальных услуг. Было много возражений против этих инициатив со стороны местных политиков и муниципалитетов. Со временем местные политики и муниципалитеты в западных обществах уже не могли их не замечать. Нет сомнения, что уровень организованных действий общины ограничивается ее позицией в поле местной политики, общенациональной социальной политики и культуры гражданского общества. Чтобы развить гражданское общество и стабилизировать демократию, основные задачи для администрации социальных служб и для социальной работы общины могут быть определены следующим образом:
2. Заботясь о роли местных властей в построении гражданского общества, следует пересмотреть традиционное отношение между администрированием и социальной политикой. Говоря о «рефлексивной социальной политике» на общенациональном и локальном уровнях, Лейбфрид подчеркивает, что одной из новых возможных задач администрирования является обеспечение избранных должностных лиц, ответственных за социальную политику, информацией о положении бедных с тем, чтобы создать основу для принятия решений и последующих действий. Понятие «рефлексивная социальная политика» означает и систематический сбор информации о бедности и других социальных проблемах, и оценку эффективности социальной политики в отношении бедных и других социальных проблем. Сбор информации должен включать: измерение бедности в долговременной и моментальной перспективах; перспективу длительности и объективного времени; субъективную перспективу отдельного клиента; историческую перспективу, связанную с юридическими и политическими основаниями бедности. Получение данных о субъективном аспекте бедности через биографию клиента потребует применения методов качественного исследования, которые зачастую сложны для организаций. Определение степени бедности и социальных проблем в общине или на общенациональном уровне может также содействовать группам и индивидам в их стремлении мобилизовать усилия для достижения позитивных изменений. Очень важно для гуманитарных организаций оценить эффективность проводимой социальной политики в снижении бедности. Например, улучшает ли действительно социальная политика положение бедных? Не вызывает ли она непредвиденных негативных последствий, вроде снижения мотивации к поиску работы? Мониторинг эффективности социальной политики также является средством для администрации в оценке организационной деятельности, а также проблем финансирования и содержания штата сотрудников.
3. Поощрение или даже уполномачивание граждан участвовать в процессах выработки политики, планирования и принятия решений связаны с вопросами их интересов. Например, жильцы общественных домов могут быть представлены избираемым советом жильцов или потребители услуг могут иметь своих представителей в процессе выработки политики и принятия решений. Такие формы участия хорошо известны в Германии и США. Интересный проект демократизации политической жизни реализуется в Бразилии. Он касается так называемого «бюджета участия», который «объединяет граждан, избранных общинами и организациями, в народные советы, обсуждающие с местной администрацией (mayoralty), как использовать часть наличных ресурсов за текущий год». Ситуация становится более сложной для администрации, когда ей приходится иметь дело с группами защиты граждан, протестующими против политических или административных решений, задевающих их собственные интересы. Это может создать этическую и тактическую дилемму как для администрации социальных служб, так и для социальных работников. С этической точки зрения, вопрос заключается в том, могут ли администрация системы welfare или ее работники солидаризироваться со своими клиентами. С тактической точки зрения, отказ от поддержки таких действий может «открыть дверь» нарастающему конфликту.
4. Основная слабость самодеятельных групп гражданского действия, как представляется, заключается в их затруднениях в поддержании долговременных программ и в их реакции, когда под угрозой оказываются их интересы. Вдобавок, бедняки и их представители систематически исключаются из коммуникации и договорного процесса с местными субъектами принятия решений. Для того чтобы соответствовать принципам гражданского общества, администрация и социальные работники должны активно содействовать добровольным организациям, группам социального действия, группам самопомощи. Например, в Германии специальные консультативные центры, созданные местными властями, помогают гражданам в защите их прав и формулировании требований. В некоторых восточно-европейских странах, например, в Словении существует конфликт между местными властями и добровольными организациями или новыми движениями, такими, как женские движения или движение в защиту душевнобольных. Поэтому консультирование для некоммерческих групп, групп самопомощи или самодеятельных организаций (grass-root organizations) обеспечивается в первую очередь специальными неправительственными организациями, вроде Центра неправительственных организаций (Center for Non-Governmental Organizations) Великопольского региона в Польше или Единого пути (United Way) в Москве. В Польше, например, растет понимание местными и государственными властями важности различных форм деятельности граждан в общинах.
5. Другая важная задача администрации социальных служб и социальных работников заключается в том, чтобы помогать различным политическим, культурным, гражданским группам и организациям общины в работе по удовлетворению потребностей граждан и по улучшению качества жизни в общине. В Германии общественные департаменты социальных служб координируют встречи «город — район», в которых представители политических партий, профсоюзов, добровольных организаций и гражданских групп участвуют для того, чтобы координировать действия и планировать новые инициативы.
6. Активная роль местных и государственных властей требует специального обучения профессионалов, которые помогают группам социального действия и самодеятельным движениям посредством консультирования, мобилизации и координации. Эти виды деятельности требуют знаний и умений, отличных от тех, которыми располагают социальные работники и администрация. Основание для такой специальной подготовки связано с нуждами бедных и других уязвимых групп, которым нужно научиться, как получать доступ к общественному и политическому принятию решений для того, чтобы эффективно представлять свои собственные интересы. Не отрицая тот факт, что бунты/нарушения общественного порядка могут быть эффективными формами протеста для бедных, следует признать, что существует множество причин для того, чтобы самодеятельные организации для формулирования своих интересов и требований, их представления на общественном форуме, прибегали бы к помощи организатора из общины. Согласно Янгу, политическая система обязана создать политическую, юридическую, социальную основы для участия групп в политических дискуссиях с тем, чтобы самим представлять свои интересы и требования. Организаторы социальной работы общины могут играть роль в помощи группам по отстаиванию их интересов.
7. Наконец, существуют большие расхождения по вопросу о роли местных и государственных властей в обеспечении финансовой поддержки самодеятельных организаций общин. Мало разногласий по поводу государственной и местной финансовой поддержки общинных групп, которые предоставляют такие услуги, как помощь «анонимным алкоголикам», групп самопомощи безработных или престарелых. Однако гораздо менее очевидно, что восточно-европейские страны способны принять точку зрения гражданского общества и, тем самым, поддержать общинные организации, которые противостоят юридическим и политическим решениям и пытаются добиться изменений. Вопрос в том, как трансформировать существующую «политическую культуру», открыть индивидам и группам равный доступ к политической жизни, основываясь на финансовой поддержке государством самодеятельных организаций. Как отмечает Гутманн, «в либеральных демократиях членство означает равные гражданство и достоинство личностей. Но не только блага системы welfare должны быть обеспечены таким образом, чтобы поддержать равные гражданство и достоинство личностей. Доход, социальная служба, тяжелая работа, свободное время, образование, общественное признание и наказание, политическая власть также должны распределяться таким образом, чтобы поддержать равные гражданство и достоинство личностей. Ни одна из этих сфер в отдельности не может поддержать равные гражданство и достоинство личностей, только все вместе». Финансовая поддержка играет важную роль в создании гражданского общества, и эта приверженность социальной справедливости является решающим тестом для гражданского общества.
Перевод с английского Д.В. Иванова