Формирование направлений совершенствования и перспектив развития системы управления качеством таможенных услуг.
Немаловажным фактором, повышающим эффективность деятельности российских ТО является своевременная адаптация к условиям и требованиям принимающей стороны. Для этого требуется создание специального адаптационного механизма, который позволит ТО реализовать свои преимущества и минимизировать риски. Под адаптационным механизмом следует понимать совокупность приемов и способов действий, с помощью которых реализуется весь потенциал. Можно выделить следующие критерии механизмов адаптации, повышающий эффективность оказания таможенных услуг:
- обеспечивают достижение стратегических и тактических целей;
- используют социально-полезные методы;
- носят устойчивый характер;
- характерна системность вовлечения в процесс;
- используются заранее подготовленные механизмы;
- наличие положительного результата от их применения.
Большую роль в развитии российских ТО играет государственная политика. Так как выход национальных компаний на мировые рынки основывается на государственной поддержке. Сырьевые и транспортные компании активно пользуются преимуществом использования государственного ресурса. Государство в лице таможенных органов должно помогать таким крупным отечественным игрокам (но не только крупным, но и мелким) на международной экономической арене путем упрощения и ускорения таможенного обслуживания.
Таким образом, все перечисленные выше основные источники повышения качества предоставления таможенных услуг, помогают ТО. Поскольку со временем меняются таможенные правила, налоговое законодательство, появляются новые законы и повышают конкурентоспособность российских компаний на международной арене.
Исследование работ ряда авторов позволяет обобщить следующие специфические принципы управления качеством таможенных услуг:
а) принцип комплексности и непрерывности во времени процесса контроля качества.
б) принцип единства количества и качества как двух важнейших диалектических составляющих.
в) принцип взаимосвязи государственных целей в области макроэкономики и ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных).
г) принцип взаимосвязи краткосрочных проблем с долговременной стратегией развития.
д) принцип экономического стимулирования человеческого потенциала (мотивация сотрудников ТО);
е) принцип постоянного обучения и повышения квалификации сотрудников в области управления качеством таможенных услуг.
В целом сформулированные принципы существенно развивают имеющуюся систему принципов управления качеством таможенных услуг, отвечают сложившимся условиям формирования экономики и развивают методологию управления качеством таможенных услуг. Практическая реализация указанной системы принципов должна стать основой планирования мер по постоянному совершенствованию и улучшению качества таможенных услуг в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
На основе результатов анализа факторов, выявленных закономерностей и сформулированных принципов управления качеством определяются соответствующие им методы управления и структурируются основные элементы системы управления качеством таможенных услуг.
Методы управления качеством таможенных услуг представляют собой совокупность способов осуществления управленческой деятельности и воздействия на элементы процесса оказания таможенных услуг для обеспечения и поддержания требуемого состояния и уровня качества таможенных услуг.
Так как метод управления определяется поставленными целями управления, то в практике управления качеством таможенных услуг могут находить применение различные методы в зависимости от складывающейся ситуации.
Исследования, проведенные в работе, показали, что для реализации системы управления качеством таможенных услуг в таможенных органах в соответствии с рассмотренными ранее элементами методологии управления качеством таможенных услуг необходимо использование следующих методов управления качеством:
1) экономических, направленных на формирование экономических условий и рычагов, побуждающих персонал таможенных органов оказывать таможенные услуги, удовлетворяющие запросы потребителей;
2) административных и правовых.
3) социально-психологических
На основе применения данных методов предлагается создавать систему управления качеством таможенных услуг и формировать ее основные элементы. При этом опираясь на требования международных стандартов в области качества ИСО серии 9000, предлагаются следующие основные этапы создания системы управления качеством таможенных услуг в таможенном органе:
1) анализ достигнутого уровня качества процесса оказания таможенных услуг и управления им;
2) определение целей и задач управления качеством таможенных услуг;
3) выявление функций управления и основных подпроцессов процесса оказания таможенных услуг;
4) построение модели системы управления качеством таможенных услуг, соответствующей нуждам таможенных органов.
Стоит отметить, что очень важными условием повышения качества являются инновации. Для реализации инновационных идей в системе таможенных органов необходимо:
- сформировать инновационный климата;
- выделить средства из бюджета;
- отобрать наилучшие инновационные идеи;
- последовательно внедритьинновации.
Вместе с этими направлениями важными факторами повышения качества предоставления таможенных услуг могут быть: во-первых, выпуск новых видов услуг, во-вторых - внедрение результатов научных исследований и научно-технических разработок в сферу таможенного дела.
Таким образом, инновационная экономика— это необходимый элемент новой экономики, это такая экономическая система, в которой ключевым фактором роста становятся инновации. Они связаны с новым, более высоким качеством жизни, а значит, и с прогрессом в развитии всех элементов производительных сил. Любая инновация есть разрешение противоречия между новой потребностью и старыми возможностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования внесены уточнения в понятие «качество таможенных услуг», которое предполагает компетентность субъектов таможенной деятельности наиболее полно удовлетворять потребности участников внешнеэкономической деятельности с минимизацией всех затрат. Данное определение опирается на наше представление о структуре понятия «таможенная услуга» и отражает направленность действий субъектов таможенной деятельности на минимизацию затрат по таможенной услуге.
Современные концепции управления качеством базируются на стандарте ИСО 9000. ТО, используя сравнительные преимущества перед негосударственными организациями, осуществляющих деятельность в таможенной сфере, расширяли масштабы своего функционирования на, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.
Одной из характерных черт современной мировой экономики является участие каждой страны в системе мировой торговли. Российская Федерация может рассматриваться как государство, которое в последние двадцать лет совершило широкомасштабную трансформацию социально-экономических основ, связанную с вступлением в большое количество международных организаций.
Оказание таможенных услуг таможенными органами, несомненно, является определяющим фактором подъема национальной экономики и обеспечения ее конкурентоспособности.
Выход отечественных компаний за пределы России - это свидетельство высокой зрелости российских корпораций, они начинают уже играть не только роль крупных игроков в России, в Европе, но и в глобальном масштабе. В этом им призваны значительно помогать ТО.
Российским ТО необходимо переходить к использованию долгосрочных стратегий повышения качества таможенных услуг, к числу которых можно отнести внедрение инновационных решений, совершенствование технологий процессов производства и управления, повышение качества оказываемых услуг и др., а не сосредотачивать внимание на стратегиях снижения издержек или привлечения крупных инвестиций.
Комплексный анализ качества таможенных услуг, проведенный с помощью разработанной методики, выявил следующие недостатки таможенного обслуживания в организациях таможенной сферы: недостаточное количество работников, имеющих квалифицированный аттестат специалиста по таможенному оформлению; систематические ошибки по определению кода товара по ТН ВЭД, страны происхождения товара, таможенной стоимости товаров; недостаточно активное использование электронной формы декларирования; наличие критических ошибок, повлекших доначисление таможенных платежей или возбуждение дел об административных правонарушениях и др. Это свидетельствует о недостаточно высоком уровне качества таможенных услуг.
Главное современное требование – простота таможенных процедур для исполнения таможенных правил, минимизация оперативных расходов, как для таможен, так и для обслуживаемых ими клиентов. Время оказания таможенных услуг является косвенным показателям оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффективности деятельности таможенных услуг. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов.
Предложены основные направления повышения качества таможенного обслуживания: разработка стандартов предприятия по осуществлению таможенных услуг; внедрение мотивационного механизма в систему оплаты труда для обеспечения качества выполнения таможенных услуг; широкое использование современных информационных таможенных технологий, которые дают возможность повысить качество предоставляемых услуг и сократить время их выполнения.