ГЛАВА 3 Пути разрешения этнических конфликтов
Конфликт любого рода можно урегулировать, если знать, как правильно это делать. Возможности в разрешении этнических конфликтов зависят от ряда факторов: территориальных, социальных, а так же от степени интенсивности и разрастания конфликта. Чтобы хоть как то разрешить возникший между этносами конфликт достигается частичный компромисс смягчения кризисной ситуации в обществе. Люди поздно осознали реальную угрозу выживания человечества даже от самого незначительного этнического конфликта. Это произошло во второй половине 20 века, когда конфликты стали приобретать открытые и вооруженные формы.
Самым адекватным ответом на появление этнического конфликта будет примирительная реакция государства. Как только возникает риск разгорания конфликта, необходимо сразу же предпринимать соответствующие меры, а не игнорировать проблему до момента, когда она выйдет из под контроля. Действия государства в данном случае можно поделить на силовые (вооруженные) и несиловые (невооруженные), оба взаимодействуют друг с другом, поскольку вооруженное разрешение конфликта в конце концов приводит к переговорам и мирному диалогу. Однако внутренние действия государства должны согласовываться с общемировым решением того, как правильно остановить данный конфликт. А это решение зачастую звучит так: нельзя применять силовые методы, если есть хоть малейший шанс на мирное урегулирование. К тому же, вооруженные действия регулировки не находят поддержки со стороны общества. И даже их главное преимущество над несиловыми методами: кратковременная перспектива, могут подвергаться сомнениям. Оружию всегда отвечают оружием, и интенсивность конфликта лишь возрастает.
Итак, какие же меры необходимо соблюдать для разрешения этнического конфликта? Во-первых, это как можно скорейшее урегулирование сил обеих сторон-участниц. Нужно отбросить все радикальные способы решения проблемы и поддержать ту сторону, которая более склонна к мирному диалогу. То же самое касается факторов, которые способны повлиять на появление угрозы конфликта. Во-вторых, многие государства (в частности, мировые державы) сейчас пользуются применением большого количества санкций (символические, военные). Эти санкции способны как урегулировать конфликт, так и ожесточить его, если вдруг смогут обернуться положительной стороной для экстремистских сил. Было принято решение, что вмешательство с применением оружия возможно только в крайних случаях глобальной угрозы человеку и его основных прав. Одним из самых эффективных способов повлиять на волнения народных масс является пропаганда мирных взаимоотношений между этносами. Если общество постоянно настраивать на толерантное отношение к другим этническим группам, то уровень их терпимости будет куда выше, чем агрессивный настрой.
Многие исследователи конфликтологии утверждают,что необходимо прививать доброжелательное отношение к другим этносам еще со школьного возраста, пока сознание ребенка не отуманено негативным влиянием со стороны общества и государства. И вообще, нужно делать хоть какие-то попытки в устранении агрессии к другим этническим общностям. Так же, к одним из важных способов разрешения конфликта относится его перерыв. В результате этого перерыва ослабевает разрастание негативных сил и страстей в обществе, а так же видоизменяется эмоциональных характер конфликта. Стоит отметить, что в результате переговоров двух конфликтующих сторон нужно достигать уровня прагматизации, т.е выделить в целях обеих сторон последующие задачи их разрешения, от простых к более сложным. Это так же является важным способом урегулирования конфликта. Помимо этого, еще до разгорания и появления очагов этнического кризиса важным является его предупреждение. Как правило, это усилия, применяемые для того, что бы не дать возникнуть тем событиям или действиям, которые повлекут за собой разгорание конфликта.
В мировой политике для разрешения этнических кризисов разрабатывают общую линию конфликтного процесса, поскольку все державы мира осознают уровень глобальной опасности этнических конфликтов для всего человечества. Создаются межнациональные пакты, указы, правовые нормы, согласно которым мировое население должно проживать в мире и ощущать свою свободу от государственных принуждений и претензий со стороны других этносов (расовая дискриминация недопустима вообще). В ведущих странах мира создаются свои политические механизмы смягчения межэтнических конфликтов. Это может быть предоставление населению квот для участия в политических процессах государства, предоставление льгот для национальных меньшинств страны, меняется порядок избирательной системы. На фоне всего этого проявляются попытки общества добиться национального равенства путем деполитизации. Здесь, как следствие, возникает принцип свободного отношения этноса к той территории, на которой он проживает, без ожесточенных взглядов на другие этносы, имеющие такое же право проживать на этой территории. В целом, стремление народа к своему самоопределению должно развиваться не с опорой на независимость их государства, а с повышенным уровнем демократизации этноса, внутри которого сосредоточены большие возможности для совершенствования самосознания и общественного развития.
Все этнографы и конфликтологи говорят об одном - политические методы разрешения этнических конфликтов самые приоритетные по уровню достижения национальной безопасности. Именно поэтому задача по разрешению конфликтов этнического сепаратизма должна быть одной из самых главных в деятельности государства. Война имеет место начинаться только в случае отсутствия более мирных путей разрешения этнических конфликтов, и только тогда ее применение как самого крайнего и глобального оружия может быть оправдано. Таким образом, более предпочтительными всегда выступают несиловые методы при разрешении этнического конфликта. Основное, что требуется от граждан - соблюдение своих прав и норм, чтобы повысить статус государства на мировой арене, а так же открыть возможности для развития и оказания помощи всех общественных сфер жизни, дабы избежать угрозы как со стороны внутренних отношений, так и внешних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этнический конфликт всегда порождает большую угрозу для человечества. Его последствия бывают настолько непредсказуемы, что многие государства с опаской применяют те или иные методы для устранения или хотя бы частичного урегулирования этих конфликтов. Главными причинами появления кризисного состояния между этносами выступают территориальные претензии, религиозные и природные факторы, социально-экономические проблемы и самостоятельное неосознанное создание новых государственных образований.
Из-за любой малейшей этнической стычки конфликт может перерасти в глобальную кризисную проблему. Понимая это, современная наука делает все возможное для того, чтобы приостановить, предупредить или даже разрешить этнический конфликт. Попытка регулирования этнических конфликтов затрудняется рядом возникающих факторов: культурными различиями этносов, разными уровнями социального и политического статусов, наличием негативного отношения друг к другу. Но, даже несмотря на это, находятся способы регуляции этнических конфликтов, тем более, на современном этапе их изучения.
Каждый конфликт уникален, и поэтому для каждого нужен свой способ регуляции. Единственное, что их объединяет, это наличие конфликтующих сторон и обстоятельства, от которых и отталкиваются при нахождении способов урегулирования. Даже если конфликт не поддается разрешению долгое время, это не значит, что его вообще невозможно разрешить. Ведь главная задача регуляции состоит в том, чтобы найти возможности мирного выхода из конфликтной ситуации. По опыту разрешения уже существующих в мире этнических конфликтов можно сделать вывод, что только путем компромисса между сторонами можно достигнуть хоть какого-то решения. В идеале, главным итогом должно быть устранение агрессии между конфликтующими сторонами.
Поэтому до тех пор, пока само общество и каждый находящийся в нем человек не осознают, к каким гибельным последствиям может привести этнический конфликт, он будет продолжаться дальше. Это может привести к культурным, политическим и экономическим потерям государства. Очень важно достигнуть своевременного решения по преодолению упадка общества вследствие этнического конфликта и направить все методы его разрешения в правильном направлении, чтобы еще больше не ужесточить существующее положение этносов. Важно знать и овладать способами незамедлительного урегулирования противоречий этнического конфликта, чтобы в дальнейшем не возникло новых столкновений межэтнического характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авксентьев, В. А., Гриценко, Г. Д., Дмитриев, А. В. Региональная
конфликтология. - Москва: Альфа М, 2007. - 208 с.
2. Акиева, М. Х. Взаимодействие культур как фактор политической
консолидации общества. Духовно-культурные процессы в современной
России. - Москва: ИНФРА-М, 1998. - 216 с.
3. Блищенко, В. И., Солнцева, М. М. Региональные конфликты ( вторая
половина XX - начало XXI века). - Москва: Городец, 2005. - 149 с.
4. Дугин, А. Г. Основы геополитики. - Москва: Просвещение, 1997. - 324 с.
5. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. - Москва: Аспект-Пресс,
1996. - 317 с.
6. Иванов, К. П. Проблемы в этнической географии / Под ред. А. И.
Чистобаева. - Спб.: СПбГУ, 1998. - 216 с.
7. Калядин, А. Н. Россия в поисках стратегии безопасности. - Москва:
Просвещение, 1996. - 452 с.
8. Козер, Льюис. Функции социального конфликта. - Москва: Идея-Пресс,
2000. - 314 с.
9. Колобов, А. О. Ближневосточный конфликт в мировой динамике. - Н.
Новгород: Вектор-Тис, 2011. - 182 с.
10. Лебедева, М. М. Политическое урегулирование конфликтов. - Москва:
Аспект Пресс, 1999. - 271 с.
11. Садохин, А. П., Грушевицкая, Т. Г. Этнология. - Москва: Просвещение,
2000. - 258 с.
12. Скворцов, Н. Г. Проблема этничности в социальной антропологии. - Спб.:
СПбГУ, 1997. - 206 с.
13. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности. - Москва:
Смысл, 1998. - 254 с.
14. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание. - Москва: Просвещение, 2000.-
347 с.