I. Теория государства и права как наука
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА
(В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ И СХЕМАХ)
Минск
«БИП-С Плюс»
УДК 340(075.8)
ББК 67
Л 33
Рекомендовано к печати
Научно-методическим советом БИП
Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Пастухов М.И.
кандидат юридических наук, доцент Телятицкая Т.В.
Лебедев, А. Ф. | ||
Л 33 | Теория государства и права (в определениях и схемах): учебно-метод. пособие / А.Ф. Лебедев. – Мн., БИП-С Плюс, 2006. – 87 с. | |
ISBN 985-6747-13-9. | ||
В пособии все темы, предусмотренные действующей программой по теории государства и права, иллюстрируются с учетом современных тенденций развития юридической науки с помощью определений и схем. Рассчитана на студентов высших и средних юридических учебных заведений, на лиц, интересующихся современными вопросами государства и права. | ||
УДК 340 (075.8) ББК 67 | ||
ISBN 985-6747-13-9 | ã Лебедев А.Ф., 2006 ã Оформление ООО «БИП-С Плюс», 2006 | |
ВВЕДЕНИЕ
В предлагаемом пособии с помощью определений и схем иллюстрируются основные положения курса теории государства и права. В нем в соответствии с действующей учебной программой и с учетом современных тенденций развития юридической науки и практики излагаются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единые и целостные системы, а также сформулированы важнейшие теоретические понятия и категории юриспруденции.
Материал пособия составлен на основе общетеоретических разработок известных ученых и соответствует общепринятым понятиям в учебной литературе в настоящее время.
Вместе с тем автор при подготовке данного пособия вовсе не имел целью создание сборника абсолютных истин, имеющих полную завершенность и пригодных на все времена. По отдельным вопросам в юридической литературе имеются и иные мнения. В этом случае читатель, проявив творческий подход к анализу материалов данного пособия и другой учебной литературы, получит возможность сравнивать, видеть сильные и слабые стороны тех или иных доктрин, категорий и определений, сопоставлять аргументы их сторонников и противников, сверять их с правовыми реалиями и определять свое отношение к ним, вырабатывать свою позицию.
Материал пособия может оказать существенную помощь в преподавании и изучении основных положений курса теории государства и права. Он может быть использован преподавателями при чтении лекций и проведении семинарских занятий для демонстрации той или иной схемы пособия с помощью технических средств обучения. Студенты могут использовать пособие в процессе подготовки к семинарским занятиям, а также к зачетам и экзаменам. Кроме того, схемы пособия могут служить планом возможного ответа на семинаре и средством самоконтроля уровня знаний студента по тем или иным вопросам курса.
I. Теория государства и права как наука
Теория государства и права – это самостоятельная, отдельная и специальная наука, предметом изучения которой являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий и категорий юриспруденции.
Схема №1
Особенности предмета теории государства и права:
– это система знаний о государстве и праве в целом, в наиболее общем виде;
– изучает государство как аппарат публичной власти и суверенную организацию;
– изучает право как совокупность нормативных правовых актов, особый социальный институт, призванный регулировать общественные отношения;
– рассматривает государство и право как единую систему, где государство не существует без права и наоборот;
– рассматривает право как основную форму, в которой государство выражает свои веления;
– изучает государство и право в их постоянном развитии, конкретноисторически;
– рассматривает государство и право в неразрывных взаимосвязи и взаимодействии с другими общественными явлениями – экономикой, политикой, классовыми отношениями и иными факторами;
– изучает систему основных понятий и категорий юриспруденции.
Функции теории государства и права:
– аналитическая – анализ действующих государственных и правовых институтов;
– конструктивная – выработка предложений по совершенствованию законодательства и механизма государства на основе анализа ;
– прикладная – использование теоретико-правовых знаний на практике в различных сферах;
– воспитательная – воспитание гражданина, должностного лица, юриста; развитие правовой культуры; формирование гражданского общества, правового и социального государства;
– идеологическая – роль теоретико-правовых знаний в формировании общественного сознания.
Схема №2
Метод науки – это способы познания, исследования реальной действительности.
Методология теории государства и права – это использование теоретических принципов, логических приемов и различных методов для познания предмета этой науки на основе определенного философского метода.
Схема №3
Гражданское общество
Общество есть продукт сотрудничества и взаимодействия людей, связанных интересами, которые имеют постоянный и объективный характер; это внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных отношениях между людьми.
Признаки общества:
– совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием;
– объединение индивидов происходит на основе общего интереса, имеющего постоянный и объективный характер (вопросы продолжения рода, порядок и безопасность и т.д.);
– всякий человек имеет личные интересы;
– организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов;
– у людей должна быть заинтересованность друг в друге, так как только в результате взаимного сотрудничества можно удовлетворить интересы каждого;
– для обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности в обществе должна быть организованная сила;
– для регулирования общественных отношений должны быть нормы – правила поведения, имеющие общеобязательный характер;
– у общества должна быть способность и реальная возможность к самообновлению и самосовершенствованию.
Вместе с человеческим обществом возникает и социальная власть как неотъемлемый элемент.
Власть – это инструмент поддержания в любом обществе порядка, его организации и управления.
Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность подчинять своей воле поведение людей, используя различные методы.
Гражданское общество– система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов.
Структура гражданского общества:
– негосударственные социально-экономические отношения и институты (труд, предпринимательство, собственность и др.);
– независимые от государства производители (фермеры, частные фирмы и предприятия);
– общественные организации;
– политические партии и движения;
– сфера негосударственного воспитания и образования;
– негосударственные средства массовой информации;
– церковь;
– семья.
Признаки гражданского общества:
– реальное и полное обеспечение прав и свобод человека;
– самоуправляемость;
– конкуренция;
– свободно формирующееся общественное мнение;
– всеобщая реальная информированность;
– политический плюрализм;
– многоукладность экономики;
– жизнедеятельность строится на основе координации, а не субординации.
Схема №4
Схема №5
Публичная власть первобытного общества:
– принадлежала всему обществу, а не его части;
– управление осуществляло общее собрание (совет);
– объект и субъект власти полностью совпадали;
– совет решал важнейшие вопросы;
– совет избирал старейшину, его власть не являлась наследственной, он мог быть заменен в любой момент;
– старейшина осуществлял повседневное управление (власть авторитета);
– не было специальной категории людей, занимающихся только управлением, не было и специальных органов принуждения (первобытная демократия).
Экономическую основу первобытного общества составляла общность производства крайне низкого уровня и уравнительное распределение.
Схема №6
Признаки социальных норм первобытного общества :
– складывались на протяжении длительного времени;
– передавались из поколения в поколение;
– вошли в привычку в результате воспитания и многократного повторения;
– выражали интересы всех членов общества;
– закрепляли наиболее рациональные варианты поведения людей;
– не было специальных органов принуждения, обеспечивающих исполнение социальных норм;
– поддерживались не только силой общественного мнения, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания.
Социальные нормы первобытного общества существовали в виде традиций, обычаев, ритуалов, обрядов, системы табу и мифологической нормативной системы.
Схема №7
|
Схема №8
Схема №9
|
Схема №10
Схема №11
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Схема №12
IV. Понятие государства
Государство– это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, которая с помощью системы создаваемых ими органов и правовых норм осуществляет руководство общественными процессами в интересах определенных социальных групп или всего общества.
Сущность государства заключается в том: 1) кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах; 2) какова его роль и объективная необходимость в обществе.
Раскрыть сущность государства – это значит уяснить, почему общество не может обойтись без государства.
В юридической литературе имеется два подхода к сущности государства:
– сущность государства рассматривается с классовых позиций, как орудие диктатуры господствующего класса;
– государство как надклассовое образование, как инструмент примирения социальных противоречий, выражающий интересы всего общества.
Сущность государства современного периода:
– это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом; обладает колоссальными организационными возможностями и правом применения принуждения;
– организует и регулирует совместную деятельность людей; обеспечивает стабильность и порядок в обществе; является орудием социального компромисса;
– это особая структурная организация, состоящая из специального аппарата управления, где работают люди особого разряда, обладающие публично-властными полномочиями;
– объединяет население определенной территории с разделением последней на административно-территориальные единицы.
Социальное назначение государства – создание в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого.
Схема №13
Государственная власть –публично-политическое отношение руководства и подчинения между субъектами, обеспечивающее стабильность и правопорядок в обществе путем использования различных методов, в том числе и государственного принуждения.
Схема №14
Тип государства – это совокупность наиболее важных, существенных признаков, свойственных государству. В настоящее время вопросы типологии государств рассматриваются в двух аспектах: формационном и цивилизационом.
Схема №15
Формационный подход основывается на категории общественно-экономической формации, которая характеризует уровень развития производительных сил, соответствующих производственных отношений, основанных на соответствующих формах собственности на орудия и средства производства.
Цивилизационный подход основан на понятии цивилизации, которое выражает относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.
V. Формы государства
Под формой государства понимается категория, которая показывает особенности организации и функционирования государства: порядок образования и структуру высших органов государственной власти, специфику территориального деления государства на составные части, а также приемы и методы деятельности по руководству обществом.
Схема №16
Форма правления – это юридическая категория, которая характеризует организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, компетенцию и взаимоотношения.
Схема №17
Монархия– форма правления, где высшая государственная власть (полностью или частично) осуществляется единолично главой государства – монархом, который занимает престол по наследству на неопределенный срок (пожизненно) и при решении вопросов формально политически и юридически независим.
Схема №18
Схема №19
Конституционная монархия –власть монарха значительно ограничена представительным органом (парламентом), правительством и независимым судом. Монарх не вправе изменить конституцию.
Дуалистическая или двойственная, возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту власти в свои руки.
Признаки:
1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов.
2. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.
3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
Парламентарная монархия– это форма правления, наличие которой обусловлено историческим стечением обстоятельств (сила традиций, особенности политического противоборства различных сил и т.п.) При парламентарной монархии монарх “царствует”, но не правит. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом ответственности не несут.
Республика(от лат. – общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей и представительного органа.
Признаки республиканской формы правления:
– выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
– осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
– юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
– преимущественная защита интересов граждан;
– взаимная ответственность личности и государства.
Схема №20
Аристократическая республика – возглавляют органы, представляющие интересы знати, которая сохраняет свое доминирующее положение в обществе.
Демократическая республика – все взрослое население имеет право (по крайней мере формально) участвовать в образовании высших органов власти.
Схема №21
Президентская республика
Признаки:
1. Президент – глава государства и глава исполнительной власти. Избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования или выборщиками (США).
2. Правительство ответственно перед президентом.
3. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства, но зачастую с согласия парламента.
4. Президент имеет право наложения вето на законы, принимаемые парламентом.
5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами государства.
6. Президент представляет страну на международной арене, подписывает международные соглашения с последующей ратификацией парламентом.
7. Президент имеет право роспуска парламента.
8.Президент объявляет чрезвычайное положение, военное положение, полную или частичную мобилизацию.
Смешанная (полупрезидентская) республика– парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Схема №22
Парламентарная Республика
Признаки:
1. Верховенство парламента.
2. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах.
3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.
4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства депутатов парламента.
5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов.
6. Президент реальной властью не обладает.
Форма государственного устройства – это юридическая категория, которая отражает деление государства на составные части по политическому и административно-территориальному признакам, определяет правовое положение частей государства, а также характер и принципы взаимоотношений их органов между собой и с центральными органами.
Схема №23
Унитарное государство(от лат. унус – один) – единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Признаки унитарного государства:
1. Единые общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.
2. Действует одна конституция, одна система законодательства, одно гражданство.
3. Функционирует единая налоговая и кредитная политика.
4. Составные части унитарного государства суверенитетом не обладают.
5. Все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы.
Федерация(от лат. – объединение, союз) – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Наиболее общие черты федерации:
– организация государственной власти и системы органов в нем определяются федеральным законодательством;
– на федеральном уровне функционируют общие для всей федерации властные структуры;
– разграничение предметов ведения между центром и субъектами федерации осуществляется федеральной конституцией;
– субъекты федерации обладают собственным законодательством, могут иметь право принять собственную конституцию;
– субъекты имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
– субъекты федерации могут иметь одинаковый политический и правовой статус, могут быть и неравноправными;
– наряду с единым союзным гражданством может существовать и гражданство субъектов федерации;
– субъекты федерации представлены в федеральных органах государственной власти;
– основную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы.
Территориальная федерация–строится без учета национального состава населения; характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов; не имеет прямого представительства в международных организациях; не предусмотрен, а иногда и прямо запрещен односторонний выход из союза (сецессия).
Национальная федерация–субъекты такой федерации отличаются друг от друга национальным составом населения; обладают признаками государственного суверенитета; имеют свой парламент, независимую судебную систему, свое гражданство, свои представительства в международных организациях; предусматривается право нации на самоопределение.
Конфедерация– это временный йсоюз суверенных государств, исключающий политическую централизацию, созданный для обеспечения их общих интересов. При этом члены конфедерации полностью сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.
Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.
Схема №24
Демократический режим:
– свобода личности в сфере экономической деятельности;
– гарантированность прав и свобод гражданина;
– наличие эффективных механизмов прямого воздействия населения на характер государственной власти;
– личность защищена от произвола и беззакония;
– реальное разделение властей;
– в одинаковой мере учитываются интересы большинства и меньшинства;
– методы осуществления государственной власти обеспечивают компромиссы между различными интересами;
– политический плюрализм;
– режим базируется на законах;
– использование методов компромиссов и консенсусов;
– государственная поддержка местного самоуправления;
– запрещается: узурпация государственной власти; создание тайных и военизированных организаций, использование насилия в борьбе за государственную власть.
Антидемократический режим:
– органы государства ущемляют личность и ее права;
– полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни;
– огосударствление всех общественных объединений;
– жесткие репрессивные меры к инакомыслящим;
– преобладание государства над правом;
– милитаризация общественной жизни;
– игнорирование интересов национальных меньшинств;
– предпочтение отдается одной из религий; подавление других неугодных религиозных течений.
VI. Функции государства
Функции государства – это основные направления его деятельности по решению главных задач в данный исторический период, в которых выражается сущность, социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом.
Для функций любого государства характерно то, что без них на данном историческом этапе государство обойтись не может.
От функций государства следует отличать функции его отдельных органов. Функции определенного органа государства – это такие направления деятельности, которые соответствуют социальному назначению именно этого органа.
Функции государства следует отличать от видов государственной деятельности, которые осуществляются структурными подразделениями государственных органов (учетно-регистрационная работа, планирование и т.д.).
Функции государства осуществляются в определенных правовых формах:
- правотворческая;
- правоисполнительная;
- правоохранительная.
Схема №25
Схема №26
Схема №27
VII. Механизм государства
Механизм государства – это целостная, иерархическая система его органов, учреждений и организаций, обеспечивающих осуществление государственной власти и реализацию функций государства.
Признаки государственного механизма:
– это система государственных органов и учреждений, правомочных совершать действия, составляющие монополию государства; целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями; в то же время для государственных органов характерна принадлежность к различным ветвям власти;
– государственный аппарат состоит из особого разряда людей, специально занимающихся управлением (государственные служащие, должностные лица);
– функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием;
– механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан;
– при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер.
Схема №28
Принципы организации и деятельности механизма государства:
– народовластие;
– гуманизм в деятельности механизма государства;
– разделение властей;
– законность и правовые начала деятельности всех составных частей механизма государства;
– гласность и открытость в деятельности государственного аппарата;
– высокий профессионализм и компетентность государственных органов и служащих;
– демократизм в формировании государственных органов;
– верховенство конституции и законов по отношению к другим нормативно-правовым актам;
– приоритет прав и свобод человека и гражданина;
– обязательность для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц;
– ответственность государственных служащих за принимаемые решения;
– внепартийность государственных служащих ;
– отделение религиозных организаций от государства.
Единый и целостный механизм государства состоит из частей: органов, учреждений и подсистем. Между ними существует своя иерархия: различные органы, учреждения и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме. Структура механизма государства изменчива и разнообразна. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений.
Механизм государства:
1) глава государства;
2) представительные органы государственной власти;
3) исполнительные органы государственной власти;
4) органы судебной власти;
5) органы прокуратуры;
6) органы государственного контроля;
7) вооруженные силы.
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и т.д.
Государственный орган – часть государственного механизма, осуществляющая определенную государственно-властную деятельность и наделенная для этого соответствующей компетенцией.
Под компетенцией понимается совокупность правомочий (прав и обязанностей государственного органа), установленных законом и другими нормативно-правовыми актами по предмету его ведения.
Схема №29
Схема №30
Признаки органа государства:
- является частью единого аппарата государства;
- наделен властными полномочиями, имеет целевое назначение ;
- наделен необходимой материальной базой, имеет финансовые средства;
- участвует в реализации функций государства;
- состоит из государственных служащих, среди которых особое место занимают должностные лица;
- государственные служащие обладают необходимой квалификацией и профессионализмом;
- состоит из подразделений, т.е. имеет внутреннее строение и структуру;
- создается в строго установленном порядке;
- его деятельность регламентируется законодательством.
Схема №31
Компоненты политической системы:
- государство;
- политические партии и общественно-политические движения;
- общественные организации;
- народ, нации, классы, социальные слои;
-институты непосредственной демократии (выборы, референдумы).
Схема №32
Государство– центральное, ведущее звено политической системы общества:
- выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;
- является носителем суверенитета;
- обладает публичной властью;
- обладает «силовыми структурами» (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.д.);
- является крупнейшим собственником основных средств производства;
- определяет основные направления развития общества;
- разрабатывает правовые основы деятельности других компонентов политической системы;
- располагает разветвленной системой органов, осуществляющих государственно-властные полномочия;
- издает нормативные правовые акты и обеспечивает их реализацию.
IX. Правовое государство
Правовое государство – это такое демократически устроенное государство, которое предоставляет гражданам общепризнанные права и свободы, создает условия для их реализации и защиты, а также обеспечивает последовательное ограничение с помощью права государственной власти.
Идея правового государства возникла и существует как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Можно выделить два существенных признака правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
2) последовательное ограничение с помощью права государственной власти.
Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество, которое представляет собой систему рыночных отношений, которые регулируются с помощью конкуренции, а не административной власти государства.
Гражданское общество – это содружество свободных граждан, права которых священны. Первейшая задача государства – обеспечение свободы человека. Только свободный человек способен создать нормальное гражданское общество, сотворить людям и себе достойную жизнь, добиться экономического и духовного процветания, обеспечить гармонию человеческих отношений. Только при таких условиях возможно создание сильного демократического государства.
В этой связи следует отметить, что идея правового государства есть идея совместного управления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть и предоставление максимальной свободы личности и обществу.
Экономическая основа правового государства – многоукладность различных форм собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
Политическая основа правового государства – политический плюрализм.
Нравственная основа правового государства – общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.
Схема №33
Принципы правового государства:
– господство права, его приоритет перед государством означает верховенство и господство права во всех сферах общественной жизни, отказ от метода преимущественного администрирования в текущей государственной деятельности, первичност