Место теории государства и права в системе юридических наук

Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru


Теория государства и права Конституционное право Международное публичное право Криминалистика Судоустройство
Социология права Уголовное право Международное частное право Криминология Прокурорский надзор и др.
История государства и права Республики Беларусь Гражданское право Международное гуманитарное право и др. Судебная медицина  
История политических и правовых учений Административное право   Судебная психиатрия  
История государства и права славянских народов Земельное право и др.   Судебная бухгалтерия и др.  
Юридическая этика и др.        

II. Общество и социальная власть

Гражданское общество

Общество есть продукт сотрудничества и взаимодействия людей, связанных интересами, которые имеют постоянный и объективный характер; это внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных отношениях между людьми.

Признаки общества:

– совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием;

– объединение индивидов происходит на основе общего интереса, имеющего постоянный и объективный характер (вопросы продолжения рода, порядок и безопасность и т.д.);

– всякий человек имеет личные интересы;

– организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов;

– у людей должна быть заинтересованность друг в друге, так как только в результате взаимного сотрудничества можно удовлетворить интересы каждого;

– для обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности в обществе должна быть организованная сила;

– для регулирования общественных отношений должны быть нормы – правила поведения, имеющие общеобязательный характер;

– у общества должна быть способность и реальная возможность к самообновлению и самосовершенствованию.

Вместе с человеческим обществом возникает и социальная власть как неотъемлемый элемент.

Власть – это инструмент поддержания в любом обществе порядка, его организации и управления.

Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность подчинять своей воле поведение людей, используя различные методы.

Гражданское общество– система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов.

Структура гражданского общества:

– негосударственные социально-экономические отношения и институты (труд, предпринимательство, собственность и др.);

– независимые от государства производители (фермеры, частные фирмы и предприятия);

– общественные организации;

– политические партии и движения;

– сфера негосударственного воспитания и образования;

– негосударственные средства массовой информации;

– церковь;

– семья.

Признаки гражданского общества:

– реальное и полное обеспечение прав и свобод человека;

– самоуправляемость;

– конкуренция;

– свободно формирующееся общественное мнение;

– всеобщая реальная информированность;

– политический плюрализм;

– многоукладность экономики;

– жизнедеятельность строится на основе координации, а не субординации.

III. Происхождение государства и права

Схема №4

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Схема №5

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Публичная власть первобытного общества:

– принадлежала всему обществу, а не его части;

– управление осуществляло общее собрание (совет);

– объект и субъект власти полностью совпадали;

– совет решал важнейшие вопросы;

– совет избирал старейшину, его власть не являлась наследственной, он мог быть заменен в любой момент;

– старейшина осуществлял повседневное управление (власть авторитета);

– не было специальной категории людей, занимающихся только управлением, не было и специальных органов принуждения (первобытная демократия).

Экономическую основу первобытного общества составляла общность производства крайне низкого уровня и уравнительное распределение.

Схема №6

Признаки социальных норм первобытного общества :

– складывались на протяжении длительного времени;

– передавались из поколения в поколение;

– вошли в привычку в результате воспитания и многократного повторения;

– выражали интересы всех членов общества;

– закрепляли наиболее рациональные варианты поведения людей;

– не было специальных органов принуждения, обеспечивающих исполнение социальных норм;

– поддерживались не только силой общественного мнения, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания.

Социальные нормы первобытного общества существовали в виде традиций, обычаев, ритуалов, обрядов, системы табу и мифологической нормативной системы.

Схема №7

       
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru
    Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru
 

 
 
Появление классов



Схема №8

Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Схема №9

 
 
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА (марксистская теория)

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru


Схема №10

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Схема №11

                         
   
Признаки государства (кризисная теория)
 
   
Отличающие его от первобытно – общинной организации социальной власти
 
   
Единое территориальное пространство
 
   
Особый слой людей – аппарат управления, выполняющий общесоциальные функции, имеющий возможность осуществлять принуждение
 
   
Единая система налогов и финансов
 
   
Единый язык для общения
 
   
Единая оборона и внешняя политика
 
    Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru
 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru
 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Схема №12

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

IV. Понятие государства

Государство– это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, которая с помощью системы создаваемых ими органов и правовых норм осуществляет руководство общественными процессами в интересах определенных социальных групп или всего общества.

Сущность государства заключается в том: 1) кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах; 2) какова его роль и объективная необходимость в обществе.

Раскрыть сущность государства – это значит уяснить, почему общество не может обойтись без государства.

В юридической литературе имеется два подхода к сущности государства:

– сущность государства рассматривается с классовых позиций, как орудие диктатуры господствующего класса;

– государство как надклассовое образование, как инструмент примирения социальных противоречий, выражающий интересы всего общества.

Сущность государства современного периода:

– это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом; обладает колоссальными организационными возможностями и правом применения принуждения;

– организует и регулирует совместную деятельность людей; обеспечивает стабильность и порядок в обществе; является орудием социального компромисса;

– это особая структурная организация, состоящая из специального аппарата управления, где работают люди особого разряда, обладающие публично-властными полномочиями;

– объединяет население определенной территории с разделением последней на административно-территориальные единицы.

Социальное назначение государства – создание в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого.

Схема №13

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Государственная власть –публично-политическое отношение руководства и подчинения между субъектами, обеспечивающее стабильность и правопорядок в обществе путем использования различных методов, в том числе и государственного принуждения.

Схема №14

Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Тип государства – это совокупность наиболее важных, существенных признаков, свойственных государству. В настоящее время вопросы типологии государств рассматриваются в двух аспектах: формационном и цивилизационом.

Схема №15

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Формационный подход основывается на категории общественно-экономической формации, которая характеризует уровень развития производительных сил, соответствующих производственных отношений, основанных на соответствующих формах собственности на орудия и средства производства.

Цивилизационный подход основан на понятии цивилизации, которое выражает относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

V. Формы государства

Под формой государства понимается категория, которая показывает особенности организации и функционирования государства: порядок образования и структуру высших органов государственной власти, специфику территориального деления государства на составные части, а также приемы и методы деятельности по руководству обществом.

Схема №16

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Форма правления – это юридическая категория, которая характеризует организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, компетенцию и взаимоотношения.

Схема №17

Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Монархия– форма правления, где высшая государственная власть (полностью или частично) осуществляется единолично главой государства – монархом, который занимает престол по наследству на неопределенный срок (пожизненно) и при решении вопросов формально политически и юридически независим.

Схема №18

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Схема №19

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Конституционная монархия –власть монарха значительно ограничена представительным органом (парламентом), правительством и независимым судом. Монарх не вправе изменить конституцию.

Дуалистическая или двойственная, возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту власти в свои руки.

Признаки:

1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов.

2. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия– это форма правления, наличие которой обусловлено историческим стечением обстоятельств (сила традиций, особенности политического противоборства различных сил и т.п.) При парламентарной монархии монарх “царствует”, но не правит. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом ответственности не несут.

Республика(от лат. – общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей и представительного органа.

Признаки республиканской формы правления:

– выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

– осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

– юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

– преимущественная защита интересов граждан;

– взаимная ответственность личности и государства.

Схема №20

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Аристократическая республика – возглавляют органы, представляющие интересы знати, которая сохраняет свое доминирующее положение в обществе.

Демократическая республика – все взрослое население имеет право (по крайней мере формально) участвовать в образовании высших органов власти.

Схема №21

Президентская республика

Признаки:

1. Президент – глава государства и глава исполнительной власти. Избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования или выборщиками (США).

2. Правительство ответственно перед президентом.

3. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства, но зачастую с согласия парламента.

4. Президент имеет право наложения вето на законы, принимаемые парламентом.

5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами государства.

6. Президент представляет страну на международной арене, подписывает международные соглашения с последующей ратификацией парламентом.

7. Президент имеет право роспуска парламента.

8.Президент объявляет чрезвычайное положение, военное положение, полную или частичную мобилизацию.

Смешанная (полупрезидентская) республика– парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Схема №22

Парламентарная Республика

Признаки:

1. Верховенство парламента.

2. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах.

3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства депутатов парламента.

5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов.

6. Президент реальной властью не обладает.

Форма государственного устройства – это юридическая категория, которая отражает деление государства на составные части по политическому и административно-территориальному признакам, определяет правовое положение частей государства, а также характер и принципы взаимоотношений их органов между собой и с центральными органами.

Схема №23

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Унитарное государство(от лат. унус – один) – единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Единые общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

2. Действует одна конституция, одна система законодательства, одно гражданство.

3. Функционирует единая налоговая и кредитная политика.

4. Составные части унитарного государства суверенитетом не обладают.

5. Все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы.

Федерация(от лат. – объединение, союз) – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Наиболее общие черты федерации:

– организация государственной власти и системы органов в нем определяются федеральным законодательством;

– на федеральном уровне функционируют общие для всей федерации властные структуры;

– разграничение предметов ведения между центром и субъектами федерации осуществляется федеральной конституцией;

– субъекты федерации обладают собственным законодательством, могут иметь право принять собственную конституцию;

– субъекты имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

– субъекты федерации могут иметь одинаковый политический и правовой статус, могут быть и неравноправными;

– наряду с единым союзным гражданством может существовать и гражданство субъектов федерации;

– субъекты федерации представлены в федеральных органах государственной власти;

– основную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы.

Территориальная федерация–строится без учета национального состава населения; характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов; не имеет прямого представительства в международных организациях; не предусмотрен, а иногда и прямо запрещен односторонний выход из союза (сецессия).

Национальная федерация–субъекты такой федерации отличаются друг от друга национальным составом населения; обладают признаками государственного суверенитета; имеют свой парламент, независимую судебную систему, свое гражданство, свои представительства в международных организациях; предусматривается право нации на самоопределение.

Конфедерация– это временный йсоюз суверенных государств, исключающий политическую централизацию, созданный для обеспечения их общих интересов. При этом члены конфедерации полностью сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.

Схема №24

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Демократический режим:

– свобода личности в сфере экономической деятельности;

– гарантированность прав и свобод гражданина;

– наличие эффективных механизмов прямого воздействия населения на характер государственной власти;

– личность защищена от произвола и беззакония;

– реальное разделение властей;

– в одинаковой мере учитываются интересы большинства и меньшинства;

– методы осуществления государственной власти обеспечивают компромиссы между различными интересами;

– политический плюрализм;

– режим базируется на законах;

– использование методов компромиссов и консенсусов;

– государственная поддержка местного самоуправления;

– запрещается: узурпация государственной власти; создание тайных и военизированных организаций, использование насилия в борьбе за государственную власть.

Антидемократический режим:

– органы государства ущемляют личность и ее права;

– полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни;

– огосударствление всех общественных объединений;

– жесткие репрессивные меры к инакомыслящим;

– преобладание государства над правом;

– милитаризация общественной жизни;

– игнорирование интересов национальных меньшинств;

– предпочтение отдается одной из религий; подавление других неугодных религиозных течений.

VI. Функции государства

Функции государства – это основные направления его деятельности по решению главных задач в данный исторический период, в которых выражается сущность, социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом.

Для функций любого государства характерно то, что без них на данном историческом этапе государство обойтись не может.

От функций государства следует отличать функции его отдельных органов. Функции определенного органа государства – это такие направления деятельности, которые соответствуют социальному назначению именно этого органа.

Функции государства следует отличать от видов государственной деятельности, которые осуществляются структурными подразделениями государственных органов (учетно-регистрационная работа, планирование и т.д.).

Функции государства осуществляются в определенных правовых формах:

- правотворческая;

- правоисполнительная;

- правоохранительная.

Схема №25

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Схема №26

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Схема №27

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

VII. Механизм государства

Механизм государства – это целостная, иерархическая система его органов, учреждений и организаций, обеспечивающих осуществление государственной власти и реализацию функций государства.

Признаки государственного механизма:

– это система государственных органов и учреждений, правомочных совершать действия, составляющие монополию государства; целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями; в то же время для государственных органов характерна принадлежность к различным ветвям власти;

– государственный аппарат состоит из особого разряда людей, специально занимающихся управлением (государственные служащие, должностные лица);

– функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием;

– механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан;

– при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер.

Схема №28

Принципы организации и деятельности механизма государства:

– народовластие;

– гуманизм в деятельности механизма государства;

– разделение властей;

– законность и правовые начала деятельности всех составных частей механизма государства;

– гласность и открытость в деятельности государственного аппарата;

– высокий профессионализм и компетентность государственных органов и служащих;

– демократизм в формировании государственных органов;

– верховенство конституции и законов по отношению к другим нормативно-правовым актам;

– приоритет прав и свобод человека и гражданина;

– обязательность для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц;

– ответственность государственных служащих за принимаемые решения;

– внепартийность государственных служащих ;

– отделение религиозных организаций от государства.

Единый и целостный механизм государства состоит из частей: органов, учреждений и подсистем. Между ними существует своя иерархия: различные органы, учреждения и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме. Структура механизма государства изменчива и разнообразна. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений.

Механизм государства:

1) глава государства;

2) представительные органы государственной власти;

3) исполнительные органы государственной власти;

4) органы судебной власти;

5) органы прокуратуры;

6) органы государственного контроля;

7) вооруженные силы.

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и т.д.

Государственный орган – часть государственного механизма, осуществляющая определенную государственно-властную деятельность и наделенная для этого соответствующей компетенцией.

Под компетенцией понимается совокупность правомочий (прав и обязанностей государственного органа), установленных законом и другими нормативно-правовыми актами по предмету его ведения.

Схема №29

 
  Место теории государства и права в системе юридических наук - student2.ru

Схема №30

Признаки органа государства:

- является частью единого аппарата государства;

- наделен властными полномочиями, имеет целевое назначение ;

- наделен необходимой материальной базой, имеет финансовые средства;

- участвует в реализации функций государства;

- состоит из государственных служащих, среди которых особое место занимают должностные лица;

- государственные служащие обладают необходимой квалификацией и профессионализмом;

- состоит из подразделений, т.е. имеет внутреннее строение и структуру;

- создается в строго установленном порядке;

- его деятельность регламентируется законодательством.


Наши рекомендации