Попытки реформ М.М. Сперанского

В 1805-1807 году реформирование государственности приостановилось, что было связано с вступлением России в войны с наполеоновской Францией. Неудачные для России военные кампании 1805 и 1807 года, показали необходимость дальнейшего реформирования государственного и политического строя государства. Эти реформы были связаны с именем выдающего государственного деятеля М.М. Сперанского. Который был одним из наиболее известных государственных деятелей России Х1Х века был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).

В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе. Император искал надежных и работоспособных помощников для дальнейших реформ и видел такого в Сперанском.

В 1809 году Сперанский по поручению Александра подготовил проект административных и политических преобразований в России. Эти реформы были некоторым подобием реформ прусского министра Штейна, которые после поражения Пруссии в 1806 году существенно реформировали страну. Правда, такую важную сферу как военную Александр I не доверил реформировать Сперанскому, а военной реформой занялся антипод Сперанского – А.А. Аракчеев[5].

В основу нового государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих властей подчинялась законам и должна была функционировать в законодательных рамках. Так же планировалось создать представительные собрания нескольких иерархических уровней во главе с Государственной думой – верховным всероссийским представительским органом. Дума могла давать заключения по общероссийским законопроектам, и заслушивать отчёты министров.

Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России. На долгие годы этот проект останется единственным документом качественного переустройства России. Проект Сперанского предполагал преобразование России в конституционную монархию, в которой власть императора была ограничена двухпалатным парламентом. Осуществление плана Сперанского началась в 1809 году, когда был введен четкий образовательный ценз для статских чиновников, а статские и придворные чины перестали приравниваться.

1 января 1810 года был создан Государственный совет, заменивший Непременный[6].

В 1810-1811 гадах в Государственном совете активно обсуждались проекты Сперанского о финансовой, сенатской и министерской реформ.

Реализация финансовой реформы привела к сокращению бюджетного дефицита, а в рамках министерской реформы к середине 1811 года был завершен процесс преобразования министерств.

Но практически сразу стало сказываться противодействие противников реформ. Сперанский уже в 1811 году начал понимать неосуществимость своих ­далеко идущих планов.

В октябре Сперанский даже обратился с просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможность продолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом.

В охлаждении Александра к Сперанскому свою роль сыграло и то, что военная реформа Аракчеева быстро дала свои результаты, по –военному быстро Аракчеев упростил организацию армии и коренным образом реформировал артиллерию, а так же снизил расходы на армию, что было исключительно важно. Понимал император и то, что в предстоящей борьбе с Наполеоном ему будет необходима поддержка всего дворянства и то, что в предвоенный период, а тем более в годы войны никакие государственные реформы невозможны.

Но Александр испытывал исключительно сильно давление придворного окружения пытавшегося не допустить реформ. Против Сперанского объединились консервативные круги дворянства.

В итоге в 29 марта 1812 года Сперанский был отстранён от должности и сослан в Нижний Новгород в ссылку. В сентябре 1812 года, когда к Москве подошла французская армия Наполеона, Сперанского перевели в Пермь под строгий полицейский надзор. Так закончилась наиболее радикальная попытка реформировать российское самодержавие[7].

Таким образом. Сперанскому удалось осуществить некоторые административные преобразования, но добиться смены модели самодержавия он не смог.

Помимо конституционной реформы Сперанский в 1808-1809 разрабатывал проект нового русского Гражданского уложения. И в этом важнейшем деле он проявил свойственный ему абстрактный, голо-рационалистический подход. Совершенно не сообразуясь с историческими и законодательными традициями России, Сперанский составлял для неё новые гражданские законы исходя лишь из требований отвлечённого разума, по учениям просветительских философов. Между тем, практическую несостоятельность многих «принципов разума» ясно показали произошедшие незадолго до того события кровавой Французской революции. Многие статьи проекта Уложения Сперанского оказались почти буквально списанными с Наполеоновского Кодекса. Это дало повод называть его франкофилом и даже агентом Бонапарта. Кроме того Сперанский издал указ о новых правилах производства в чины, выработал план борьбы с бюджетным дефицитом (который создали постоянные войны и завоевания тех лет), помогал разрабатывать новый таможенной тариф 1810 для преодоления трудностей, вызванных присоединением России к континентальной блокаде.

Из всего проекта широкой государственной реформы Сперанского в действие вошла (1 января 1810) лишь самая маловажная его часть – учреждение Государственного совета. 1 мая 1810 года предполагалось назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября – открыть её. Но эти части реформы Сперанского были отсрочены, а потом и отменены. Причиной стало упорное противодействие консервативно настроенных сановников. Они указывали на многочисленные частные недостатки реформаторского проекта Сперанского и на недопустимость столь широкого и стремительного государственного преобразования перед лицом уже назревавшей борьбы с объединённой Наполеоном Европой. Крупнейший русский литератор Николай Михайлович Карамзин раскритиковал реформу Сперанского в особой записке «О древней и новой России», доказывая необходимость сохранить прочное самодержавие.

Оппозиция Сперанскому в верхах и широкое недовольство рядом его мер в населении заставило Александра I в марте 1812 отставить реформатора со всех постов и сослать его в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Однако в 1819 Сперанский вновь получил высокую должность (генерал-губернатора Сибири). В 1821 он был возвращён в Петербург и сделан членом учреждённого по его же проекту Государственного совета. За годы ссылки Сперанский пересмотрел многие свои прежние взгляды и теперь нередко высказывал совершенно противоположные им мнения.

В начале царствования Николая I опытному юристу Сперанскому была поручена важнейшая работа по упорядочению (без изменений) существующего государственного законодательства. Такое упорядочение не производилось с момента издания Соборного Уложения 1649. Итогом этого труда Сперанского стало издание «Полного собрания законов Российской Империи» и «Свода законов Российской империи» (1833).

За первые десять лет пребывания на троне Александр вполне вошёл во вкус самодержавного правления и охладел к преобразованиям[5]. Ему казалось, что стоит «расшевелить» общество, как России будут обеспечены революционные волнения, подобные тем, что периодически вспыхивали в Европе. Охранительные взгляды императора подпитывались внушениями консерваторов, которые объединились перед лицом грядущих реформ. Так, Н. М. Карамзин в аналитической записке 1811 годаувещевал императора[6]:

Попытки реформ М.М. Сперанского - student2.ru Одна из главнейших причин неудовольствия россиян на нынешнее правление есть излишняя любовь его к преобразованиям, потрясающим Империю, благотворность коих остаётся сомнительной. Попытки реформ М.М. Сперанского - student2.ru

После нашествия французов на Россию императором и вовсе овладевают религиозно-мистические настроения. Он сводит знакомство с баронессой Криденер, считавшей всякий земной прогресс иллюзорным, и с Юнг-Штиллингом, автором сочинений с характерными названиями «Сцены из царства духов», «Теория познания духов», «Приключения по смерти», где Французскую революцию олицетворяет «зверь из бездны», а трёхцветная французская кокарда трактуется как «знамение зверя».

В 1812 году Сперанский потерял расположение императора, и на систематическом реформировании абсолютистской империи был поставлен крест. В целом, преобразования Александра, постоянно колебавшегося между консервативно-реакционным (Аракчеев) и либерально-реформаторским (Сперанский) лагерями, носили непоследовательный, межеумочный и поверхностный характер, затронув главным образом верхушку государственного управления и наименование отдельных ведомств. Существенных изменений в социально-экономическое и политическое устройство страны они не внесли.

Пробуксовывание старых и свёртывание новых реформ вызывало разочарование прогрессивной части русского общества, вдохнувшей во время заграничных походов 1813-15 гг. свободный воздух Европы. Офицеры выплёскивали своё недовольство на тайных собраниях, строя проекты более радикальных преобразований. Так родилось движение декабристов[7].


Наши рекомендации