Начало правления Александра I: попытки реформ

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

ФАКУЛЬТЕТ

ЛОГИСТИКИ И ОБЩЕТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ

Кафедра «Социологии и управления»

Реферат

На тему «Самодержавие в начале XIX века»

по дисциплине

«История»

Выполнил студент гр. 1ТД4:

Мешков Н.Н. /_____________/

Проверил преподаватель: Гольдин А.П. /______________/

Г. Москва 2017 г.

Содержание

Введение. 3

1. Начало правления Александра I: попытки реформ. 4

2.Попытки реформ М.М. Сперанского. 8

3. Царствование Александра Павловича в 1915-1825 года: вторая серия реформ 11

Заключение. 14

Список использованных источников. 16

Введение

Царствование Александра I стало для Российской империи своеобразным пиком внешней политики, никогда позднее Российская империя не достигала такого могущества в Европе и не пользовалась таким авторитетом в международных делах. В эпоху Александра I Россия вела несколько войн, в том числе и одну из самых величественных и драматических в своей истопи – Отечественную войну 1812 года. но в правление Александра I так же предпринималась серьезные попытки реформирования государственного строя России, перехода от самодержавия к конституционной монархии ограниченной законодательством. Неудача этих попыток была обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, что впоследствии сыграло негативную роль в истории Российской империи.

Поэтому представляется актуальным рассмотреть в рамках данной работы самодержавие в начале XIX века.

Объект работы – система российской власти в начале XIX века.

Предмет работы – самодержавие в начале XIX века.

Цель работы – исследовать российское самодержавие в начале XIX века, особенности функционирования и попытки реформ.

Задачи работы:

- исследовать особенности российского самодержавия в первые годы правления Александра I;

- изучить самодержавие в 1815-1825 годах;

- проанализировать попытки реформ М.М. Сперанского;

- сделать вывод об особенностях развития самодержавия как формы правления в начале XIX века.

Заключение

Таким образом, в работе нами рассмотрены проблемы развития самодержавие в начале XIX века.

Самодержавие было формой правления в Российской империи в начале XIX века, это была архаическая и устаревшая форма правления. Начало века было связано с попытками ее модернизировать. Для этого в 1802 году были созданы министерства, в 1809-1811 года проведена административная реформа, но это были преобразования незначительного масштаба, на серьезные реформы император Александр I не решился. На то были как внутренние, так и внешние причины. Практически все начало века Российская империя провела в состоянии войны, особенно тяжелым было положение страны после Отечественной войны 1812 ода и заграничного похода 1813-1814 годов. В этих условиях, экономического разорения реформирование было фактически невозможным. Другой причиной было то, что российское дворянство, особенно аристократия, выступало против реформ. В этом была главная причина того, что буржуазные по своему духу реформы в России начала XIX века не состоялись.

Оценивая попытки преобразований, предпринятые Александром Павловичем и Сперанским надо отметить, что реформы 1802-1812 годов. не изменили и не могли изменить самодержиц в России. Но они усилили централизацию государственного аппарата Российской империи. Как и прежде, император обладал неограниченной верховной властью. Эти последствия связаны в первую очередь с «половинчатостью» этих реформ, которые были задуманы Сперанским как кардинальное изменение государственного строя России, а осуществлены как локальные изменения высших государственных органов.

Вместе с этим полное осуществление проектов Сперанского, несомненно, ускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии и укрепило государственный строй России.

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

ФАКУЛЬТЕТ

ЛОГИСТИКИ И ОБЩЕТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ

Кафедра «Социологии и управления»

Реферат

На тему «Самодержавие в начале XIX века»

по дисциплине

«История»

Выполнил студент гр. 1ТД4:

Мешков Н.Н. /_____________/

Проверил преподаватель: Гольдин А.П. /______________/

Г. Москва 2017 г.

Содержание

Введение. 3

1. Начало правления Александра I: попытки реформ. 4

2.Попытки реформ М.М. Сперанского. 8

3. Царствование Александра Павловича в 1915-1825 года: вторая серия реформ 11

Заключение. 14

Список использованных источников. 16

Введение

Царствование Александра I стало для Российской империи своеобразным пиком внешней политики, никогда позднее Российская империя не достигала такого могущества в Европе и не пользовалась таким авторитетом в международных делах. В эпоху Александра I Россия вела несколько войн, в том числе и одну из самых величественных и драматических в своей истопи – Отечественную войну 1812 года. но в правление Александра I так же предпринималась серьезные попытки реформирования государственного строя России, перехода от самодержавия к конституционной монархии ограниченной законодательством. Неудача этих попыток была обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, что впоследствии сыграло негативную роль в истории Российской империи.

Поэтому представляется актуальным рассмотреть в рамках данной работы самодержавие в начале XIX века.

Объект работы – система российской власти в начале XIX века.

Предмет работы – самодержавие в начале XIX века.

Цель работы – исследовать российское самодержавие в начале XIX века, особенности функционирования и попытки реформ.

Задачи работы:

- исследовать особенности российского самодержавия в первые годы правления Александра I;

- изучить самодержавие в 1815-1825 годах;

- проанализировать попытки реформ М.М. Сперанского;

- сделать вывод об особенностях развития самодержавия как формы правления в начале XIX века.

Начало правления Александра I: попытки реформ

В начале XIX века Российская империя по форме правления была самодержавной монархией, император обладал всей полнотой власти, которая была ничем не ограничена. Примечательно и то, что в течении XVIII века самодержавие только усиливалось и Сенат, задуманный Петром I как правительственный орган, делящий власть с императором уже к 1760- м годам превратился в высший судебный органов. Система управления в начале века была уже достаточно устаревшей, страной непосредственно управляли коллегии учрежденные еще Петром I, по образцу исполнительной власти Швеции. Но реалии XIX века требовали больше централизации власти и управления, такой же как в республиканской Франции.

Начало XIX века было связано с правлением Павла I самодурство и некомпетентность которого вызвали недовольство в обществе, созрел заговор в результате которого Павел был убит, а власть перешла к его сыну - Александру I[1].

Александр I взошел на престол Российской империи, намереваясь осуществить ряд радикальных реформ по образцу просвещенных государств того времени. Он хотел модернизировать политический строй России путем учреждения конституционного устройства, гарантировавшего всем подданным как личную свободу так и гражданские права. Александр Павлович сознавал, что такая «революция сверху» приведет к фактической ликвидации самодержавия как формы правления и был готов в случае успеха такой реформы удалиться от власти. Он вообще не держался за власть, считал ее бременем и неоднократно заявлял, что хотел бы жить на берегу Рейна и читать Гете. Однако Александр также понимал, что для такой радикальной реформы он нуждается в сильной социальной опоре, в единомышленниках. Молодому императору нужно было избавиться и от давления со стороны заговорщиков, убивших его отца – императора Павла Петровича и от поддерживавших его в момент восшествия на престол «екатерининских стариков»[2].

Однако в первые дни правления Александр Павлович объявил, что управлять страной он будет согласно «законам и по сердцу» - как его бабушка Екатерина II. Это успокоило русское общество. Одновременно Александр прекратил внешнеполитическую авантюру своего покойного отца – поход казаков атамана Платова в Индию. После этого началась подготовка реформ.

5 апреля 1801 года Александром был сформирован Непременный совет, который был неким законосовещательным органом при особе государя, но Непременный Совет получил право опротестовывать указы императора. Так была упразднена практика самовластия императора, от которой во время правления Павла I пострадало значительное число дворян. Одновременно подданные (в первую очередь знать и высшее дворянство) получили некоторые гарантии личных прав.

В мае 1801 года Александр внес на рассмотрение Совета проект императорского указа о запрещении продажи крестьян без земли, однако члены Совета дали понять, что такой указ вызовет недовольство среди дворян и может привести к новому перевороту.

Поэтому Александр сосредоточил усилия на разработке планов реформы в кругу так называемых «молодых друзей» в который входили А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев). К коронации Александра состоявшейся в сентябре 1801 года Непременным советом была подготовлена реформа государственного строя России состоящая из двух проектов - «Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой» с гарантиями ключевых гражданских прав подданных, свободы слова, совести, печати, личной безопасности и проекта императорского манифеста по крестьянскому вопросу предусматривавшего запрет продажи крестьян без земли, учреждение порядка выкупа крестьян у помещика и третий проект заключавшийся в реорганизации Сената[3].

Однако в ходе обсуждения этих проектов обнаружились противоречия между членами Непременного совета, а в итоге ни один из трех проектов принят и обнародован не был. Александр пошел только на прекращение раздачи государственных крестьян в частное владение.

Дальнейшие пытки решения крестьянского вопроса привели к обнародованию 20 февраля 1803 императорского указа о «свободных хлебопашцах», позволявшего помещикам отпускать частновладельческих крестьян на волю, закрепляя за этими крестьянами землю в собственность, что фактически создавало социальную категорию лично свободных крестьян.

Одновременно правительство Александра осуществило административную и образовательную реформы.

Наиболее значительным было создание в 1802 году министерств. К этому времени система коллегий исчерпала ресурсы своего развития, коллегиальное управление должно было смениться новой моделью – единоначалием министра. Именно такая система эффективно показала себя в республиканской Франции, поэтому переход на такую управленческую технологию был значительным шагом по пути развития государственного управления в российском государстве.

В первых отечественных конституциональных проектах очевидно стремление решит две основные проблемы – установить основу взаимоотношения власти и подданных (дворян, в первую очередь) и установить порядок преемственности власти. Иначе говоря, основной задачей ранних конституционных проектов выступало решение задач монархической государственности[4].

Таким образом, начало правления Александра I было связано с проведением государственных реформ в частности организации министерств, которая усилила централизацию власти и улучшила управление, при этом серьезные системные реформы имели сильных противников в среде высшего дворянства и аристократии. Сложнее всего было подступить к крестьянской реформе, предполагавшей поэтапную отмену крепостного права. Ещё при вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казённых крестьян. Указом от 12 декабря 1801 года предоставлено право покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получат это право лишь в 1848 году и только на имя помещика).

«Указ о вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 года предполагал принципиальную возможность освобождения крестьян с землей за выкуп (с согласия помещика). Проблему крестьянской зависимости он не решил: за всё время действия указа на его основании было освобождено от крепостной зависимости около 1,5 % крепостных крестьян.

Наибольшее возмущение у прогрессивной части общества вызывала распродажа крестьян в отрыве от земли, приводившая к разлучению семей. Соответствующие объявления печатались во всех газетах. Азиатские негоцианты могли купить крестьянина на Макарьевской ярмарке и увезти его на Восток, где он до конца дней жил на положении обычного раба. Намерение Александра запретить продажу крестьян без земли разбилось о сопротивление консерваторов. Настойчивость была чужда характеру молодого императора, и он уступил, запретив лишь публикацию объявлений о продаже людей.

Указ от 10 марта 1809 года отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплён за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. Правда, право помещиков ссылать крестьян в Сибирь было восстановлено уже в 1816 году.

Последующие действия правительства перечеркнули эти благородные начинания. За 1810—1811 годы в связи с тяжёлым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казённых крестьян. В ноябре 1815 года российским крестьянам запрещено «отыскивать вольность». В 1823 году вышел указ, подтверждающий право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.

В 1818 году Александр I тайно поручил адмиралу Мордвинову, графам Аракчееву и Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права.

Проект Мордвинова:

· крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остаётся за помещиками.

· размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9—10 лет — 100 руб.; 30—40 лет — 2 тыс.; 40—50 лет — …

Проект Аракчеева:

· освобождение крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землёй (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Гурьева:

· медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 года.

Крестьянская реформа была «обкатана» на примере Прибалтики, где крестьянский вопрос осложнялся национальным: остзейское дворянство состояло сплошь из немцев. В 1804-05 гг. за прибалтийскими крестьянами было признано право на наследственное владение их земельными участками, а для безземельных крестьян-батраков и дворовых людей был установлен минимум обязательного вознаграждения. В 1816-19 гг. прошёл второй этап реформы: крестьяне-прибалты освобождались от личной крепостной зависимости под условием сохранения за дворянством собственности на землю.


Наши рекомендации