Царствование Александра Павловича в 1915-1825 года: вторая серия реформ

Укрепив в результате победы над Наполеоном свой авторитет, Александр в сфере внутренней политики предпринял серию реформаторских попыток. Вторая половина правления Александра Павловича показала все двойственность его внутренней политики. В итоге в Российской империи сформировалось несколько отдельных политико-правовых режимов.

Так, в 1809 году было организовано Великое княжество Финляндское, бывшее автономией в ставе Российской империи с собственным сеймом и сенатом с функциями исполнительной власти. Финляндия стала первым автономным образованием управлявшимся по образцу просвещенных стран Европы.

В 1815 году Александр Павлович обнародовал конституцию Царства Польского, которая предусматривала создание двухпалатного сейма, введение системы местного самоуправления и гарантий свободы печати. Более того, Польша получила право на значительную культурную автономию, польский язык использовался в государственных учреждениях наравне с русским, а так же Польша имела вою армию, управлял Польшей великий князь Константин Павлович – родной брат Александра I. Такие широкие прав не имела ни одна российская губерния, а поляки и финны пользовались объемом личных прав большим, чем русские крестьяне 9правда, в Финляндии существовала смертная казнь, практически не применявшаяся в России)[8].

После институционального оформления европейских окраин империи в 1821 году наступил черед южных окраин, и на Кавказе было создано наместничество. Наместник имел права равные императорским, он мог решать вопросы войны и мира (так как до Петербурга было далеко), решать вопросы помилования осужденных на смертную казнь. Поэтому на Кавказе, где местные народы вели борьбу с российской армией было фактически введено чрезвычайное положение.

Но Александр I проведя локальные реформы, опять отказался от общероссийских. Он хотел дать значительные права русскому населению, гарантировать права своих подданных, но опасался сопротивления аристократии.

В 1817- 1818 годах ряд высших чиновников в том числе Н.Н. Новосильцев и А. А. Аракчеев разрабатывали по указанию Александра Павловича проектов ликвидации крепостного права в стране. Эти проекты разрабатывались и даже Аракчеев подготовил хороший проект отмены крепостного права[9].

В 1818 году Александр передоложил Н. Н. Новосильцеву создать проект конституции для всего российского государства. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи», был подготовлен к концу 1820 года и даже одобрен Александром, однако введение проекта в практику было отложено императором на неопределенный срок. Связано это было с тем, что в результате войн 1805-1814 годов страна была разорена, вся центральная часть ее лежала в руинах и в этих условиях подушная подать, которую платили за своих крестьян помещики была важнейшей частью наполнения государственного бюджета страны. Отпустить на волю миллионы безграмотных крестьян означало на годы. Если не на десятилетия подорвать даже ту слабую финансовую систему, которая была в России.

Второй этап правления Александра Павловича связан с открытой политической реакцией наступившей после смещения Сперанского и заключительно периода наполеоновских войн.

Парадоксом внутренней политики Александра Павловича в 1815-1825 года стало то, что попытки конституционного обновления государства сопровождались установлением жесткого полицейского режима и усилением цензуры. После бунта в 1820 году Семеновского полка усилились наказания в армии[10].

Таким образом, период 1815-1825 годов был второй попыткой реформирования самодержавия фактически не состоявшееся в силу внутренней неустойчивости Российской империи.

Заключение

Таким образом, в работе нами рассмотрены проблемы развития самодержавие в начале XIX века.

Самодержавие было формой правления в Российской империи в начале XIX века, это была архаическая и устаревшая форма правления. Начало века было связано с попытками ее модернизировать. Для этого в 1802 году были созданы министерства, в 1809-1811 года проведена административная реформа, но это были преобразования незначительного масштаба, на серьезные реформы император Александр I не решился. На то были как внутренние, так и внешние причины. Практически все начало века Российская империя провела в состоянии войны, особенно тяжелым было положение страны после Отечественной войны 1812 ода и заграничного похода 1813-1814 годов. В этих условиях, экономического разорения реформирование было фактически невозможным. Другой причиной было то, что российское дворянство, особенно аристократия, выступало против реформ. В этом была главная причина того, что буржуазные по своему духу реформы в России начала XIX века не состоялись.

Оценивая попытки преобразований, предпринятые Александром Павловичем и Сперанским надо отметить, что реформы 1802-1812 годов. не изменили и не могли изменить самодержиц в России. Но они усилили централизацию государственного аппарата Российской империи. Как и прежде, император обладал неограниченной верховной властью. Эти последствия связаны в первую очередь с «половинчатостью» этих реформ, которые были задуманы Сперанским как кардинальное изменение государственного строя России, а осуществлены как локальные изменения высших государственных органов.

Вместе с этим полное осуществление проектов Сперанского, несомненно, ускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии и укрепило государственный строй России.


Наши рекомендации