Оборудование: Проектор, компьютер, колонки, сценический антураж

ВВЕДЕНИЕ

Подросток переживает кризисное состояние и проверяет на прочность царящие в мире ценности. По-прежнему для подростков, как и во все времена, важны вопросы: «кто я?» (попытка определить свою социальную сущность) и «какой я?» (поиск психологической сущности). В подростковом возрасте человек встает в позицию наблюдателя по отношению к себе, часто видит много противоречивого. Ответ на главные вопросы невозможен без углубленного самоанализа Еще один важный элемент роста самосознания – принятие себя, удовлетворение собой как личностью. Его можно достичь через самоутверждение, которое бывает социально ценным, социально приемлемым или, наоборот, асоциальным. Подростку необходимо утвердить себя в поведении (через право решать), в эмоциональной жизни (через право выбирать привязанности), в морально-ценностной сфере (через право на собственный взгляд). После детства, с его ограничением свободы, у юности очень много свободы: нет собственной семьи, постоянной работы, жизненного опыта, но есть ощущение уникальности, неповторимости и бесконечности своей жизни.

Что толкает подрастающее поколение на вступление в «неформальные движения»? Да, это могут быть социальные условия, благоприятствующие возникновению таких удручающих последствий; напряжённый психологический климат в семье, пагубно влияющий на едва сформировавшуюся, а в отдельных случаях и не сформировавшуюся детскую психику. Как известно, систематические конфликты в семье оказывают негативное воздействие на ребёнка, в последствии его отношение к родителям перерастает в агрессию и выходит за рамки семейных; это могут быть и другие причины. Но хотелось бы напомнить, что существуют правовые последствия, наступающие за участие в таких группировках при условиях совершения ими неправомерных действий.

При подготовке к проведения мероприятия было проведено предварительное анонимное анкетирование студентов колледжа. При подборе материала был применён метод работы со студентами ­работа в сотрудничестве. Такой метод был применен не случайно,- с целью наиболее глубокого осмысления студентами существующей проблемы и попытки её решения представителями молодёжи.

План мероприятия

Тема мероприятия: Неформальные молодежные движения: «За и Против»

Тип мероприятия: Семинар

Форма мероприятия: Диалог субкультур

Цели:

• обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности студентов с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

• мотивация и активизация развития всех сфер личности.

• формирование и развитие у учащихся творческой инициативы, интеллектуальных способностей, самостоятельности мышления.

• воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, коллективизма и т.д.

Методы и приемы обучения- проблемно – поисковые, творчески – воспроизводящие.

Оборудование: Проектор, компьютер, колонки, сценический антураж

РЕГЛАМЕНТ СЕМИНАРА:

1. Вступительное слово ведущего: цели, задачи.-(5мин)

2. История возникновения неформальных движений…. (5-10 мин)

3. Неформальные молодежные движения: Агрессивные и неагрессивные (и др.) презентации. Общая характеристика: (15 мин)

4. Дискуссии студентов: «За и Против» (15мин)

5. Слово специалистов. (10 мин)

6. Антиобщественная направленность: меры административной и уголовной ответственности за правонарушения и преступления.(?слайды). (5 мин)

7. Позитив и Альтернатива. (5 мин)

8. Подведение итогов: (5 мин)

На мероприятии присутствуют:

Ведущий:

Человек выходит в мир, но еще не знает, как в нем себя вести. Можно попробовать многие роли. «Пробующее поведение» – фактически вынужденная форма существования, которая влечет за собой много опасностей (алкоголь, наркотики, другие формы зависимости, различные субкультуры и т.п.), возникает риск социально и нравственно «прогореть». Прохождение кризиса идентичности либо способствует обретению «взрослой идентичности», либо вызывает задержки в развитии, если возникают осложнения.

Всех нас присутствующих объединяет одно: все мы родом из детства. Но в то же время все мы разные. Не только внешне отличаемся друг от друга, но у каждого свой внутренний мир, который и определяет жизнь человека, его поведение, успехи и неудачи. Поэтому люди и объединяются в группы по интересам – и дети, и подростки, и молодежь, и взрослые, и даже убеленные сединами старики. В зависимости от того, какие интересы положены в основу организации, возникают и различные типы объединений. К различным молодежным объединениям также относятся неформальные молодежные движения.

Преподаватель правовых дисциплин, юрисконсульт:

Организация формальная – социальная группа, взаимоотношения в которой построены на правилах и нормах, деятельность регулируется государством, законами и правовыми документами (уставом, положением, планом работы и т.д.)

В основе формальных организаций лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Разделение труда выступает в виде системы социальных позиций индивидов-должностей, каждая из которых наделена специфическими функциями, таким образом, все функциональные задачи оказываются распределенными между членами организации, не повторяясь, как правило, даже у двух из них. Также формальной называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.

Виды: политические (ПАРТИИ), правозащитные, спортивные (СЕКЦИИ, ФИТНЕС КЛУБЫ), досуговые, экологические (ГРИН ПИС), религиозные.

Неформальные молодежные объединения – это группировки лиц в возрасте до 29 лет, объединяющиеся по каким-либо интересам и ценностям, формально юридически не зарегистрированные, отличающиеся чаще всего эпатажем (вызывающие агрессию на себя), как правило, не имеющие устава и программ, четкой организационной структуры, часто отличающиеся низким уровнем сплоченности и устойчивости, стремящиеся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.

Неформалов стали определять по различным внешним характеристикам: одежда, сленг, знаковая атрибутика, манеры, мораль, с помощью которых подростки отгораживаются от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.

ИСТОРИЯ НЕФОРМАЛОВ

Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго (многие из вас вспомнят имевший шумный успех американский фильм «Банды Чикаго» с любимцем девушек всего мира Леонардо ди Каприо в главной роли). Здесь рассматривалось ненормативное (то есть нестандартное с точки зрения общественных норм) поведение молодежи. Фильм, естественно, в силу специфики жанра несколько романтизирует образы и ситуации; исследователи же анализировали их причины и суть. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное («асоциальное») поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью. В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участи в строительстве социалистического государства. Так, одно из конкретных форм борьбы с неграмотностью населения стало созданное по инициативе В.И. Ленина общество "Долой неграмотность". (ОДН), которое существовало с 1923 по 1936 г. В числе первых 93 членов общества были В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие видные деятели молодого советского государства. Подобные организации имелись на Украине, Грузии и в других союзных республиках.Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать

Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.

Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

Причины вступления в группы:
одиночество – 37%;
непонимание родителей – 24 %.
Среди прочих были названы: стремление к защищенности;
обособленность-15%
подражание, группирование- 25%

Свобода-40%
эмоциональная насыщенность общения;-35%
стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.23%
Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок:
умение постоять за себя (54%),
смелость (40%),
независимость (35 %).
Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип неформального движения Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи. Они – своеобразный культурный авангард •

Молодежь весьма плюралистична по своим политическим ориентациям. Связь с различными партиями и движениями имеет отчетливо выраженный рациональный, прагматический характер. В молодежной среде ярко выражено понимание своей значимости в делах общества. Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на ее возросшей тяге к образованию, освоению престижных профессий. Ценность образования, во многом утерявшая свое значение для молодежи в начале 90-х годов, вновь заняла место среди приоритетных жизненных ценностей молодежи. В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. Несмотря на все проблемы и трудности, часть молодежи смотрит в будущее уверенно.

Доминантными ценностями выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. Исторически возвышающаяся ценность человеческой жизни выражена, как правило, через стремление молодежи к благополучию и к повышению уровня ее гарантированности.

При всей тяжести нынешнего положения, вообще, и молодежи в частности, надо видеть, что молодежь обрела большую меру свободы как необходимое условие для плодотворной деятельности, самоопределения и самоутверждения, экономическую свободу, свободу политических убеждений, гражданские свободы, свободу философских убеждений, свободу вероисповедования. Имея эти предпосылки, новое поколение сегодня уже вступает в практическую жизнь.

Молодежь является наиболее социально ущемленной частью общества. Каждое поколение по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего: менее духовно и культурно, более безнравственно и криминально, более отчужденно от знаний и образования, менее профессионально подготовлено и менее ориентировано на труд.

Состояние разработки и реализации государственной молодежной политики

Цели и задачи государственной молодежной политики

Ведущий:

Предлагается характеристика некоторых распространенных молодежных субкультур и неформальных организаций: Различают агрессивные и неагрессивные молодежные движения и др…..

Ведущий:

Ведущий:

Основные принципы и правила проведения дискуссии, критерии. Особенности дискуссии.

Принципы проведения дискуссии в основу дискуссии положены коллизия, альтернативные подходы, противоположные точки зрения; участники дискуссии аргументировано доказывают свою позицию (приводят убедительные аргументы); дискуссия уместна при наличии у учащихся достаточной информации по данному вопросу

Правила проведения дискуссии:

· цель дискуссии — поиск истины, а не выяснение отношений;

· высказывать возражение следует корректно, не искажая и не «передергивая» смысла сказанного, не добавляя ничего к словам оппонента. Для предупреждения конфликта надо использовать выражения: “Я правильно тебя понял? Другими словами, можно сказать...”;

· всегда надо помнить о том, что объединяет дискутирующих друг с другом, то есть о стремлении к истине, а не о том, что их разъединяет на данный момент;

· не следует высказываться по малознакомым вопросам, дискуссия - не повод “пустить пыль в глаза”, угодить или досадить кому-либо.

Среди основных правил проведения дискуссии следует назвать такие:

· цель дискуссии — поиск истины, а не выяснение отношений;

· высказывать возражение следует корректно, не искажая и не «передергивая» смысла сказанного, не добавляя ничего к словам оппонента. Для предупреждения конфликта надо использовать выражения: “Я правильно тебя понял? Другими словами, можно сказать...”;

· всегда надо помнить о том, что объединяет дискутирующих друг с другом, то есть о стремлении к истине, а не о том, что их разъединяет на данный момент;

· не следует высказываться по малознакомым вопросам, дискуссия - не повод “пустить пыль в глаза”, угодить или досадить кому-либо».

Доклады студентов. Дискуссии «За и Против».

Ведущий слово специалиста:

Ведущий:

Современное общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и агрессия. Одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп является молодёжь.

Антиобщественная направленность: меры административной и уголовной ответственности за правонарушения и преступления. Презентация

Основные понятия и характеристика групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью.

1. Асоциальная группа.

Следует различать:

-группы с отклоняющимся поведением асоциального характера, участники которых совершают аморальные поступки;

-группы с отклоняющимся поведением антиобщественного характера, участники которых совершают административные правонарушения;

-группы смешанного асоциально-антиобщественного характера, участники которых совершают и аморальные и административно наказуемые действия. Подобные антисоциальные группы несовершеннолетних не имеют четкой преступной ориентации и направленности, в них отсутствуют тесные связи с уголовным элементом. Тем не менее, в криминогенных ситуациях данными группами совершаются преступления.

2. Преступная группа.

Важнейшей характеристикой группировки, элементом, связывающим все ее звенья, является лидерство.

Лидеры – наиболее физически развитые участники группы, выделяющиеся, кроме того, организаторскими способностями, интеллектом, волей, наиболее

Ведущий:

Студент: Просмотр видео клипа 5 мин.

Ведущий подведение итогов.

Наша встреча проходит под девизом “Счастье, когда тебя понимают”. Но очень часто между детьми, входящими в какую-то группировку, и их родителями нет взаимопонимания, доверия, в результате чего возникают конфликтные ситуации, которые зачастую имеют печальный конец: дети уходят из семьи, бомжуют, вступают на путь наркомании, попадают в различные неприятные ситуации. Думаю, каждый из Вас возьмет все лучшее из нашей встречи, что каждый проявит свою индивидуальность, творческие способности, волю и готовность находить правильные решения в любых жизненных ситуациях.

Всем спасибо за внимание!

Наши рекомендации