П. Темы семинарских занятий.
Семинарское занятие 1. Конституция РСФСР 1918 г.(2 часа)
1. Общая характеристика Конституции (создание, структура, принципы)
2. Система власти и управления в центре и на местах.
3. Основные принципы советской федерации, национально-государственное устройство РСФСР.
4. Основные черты советской демократии, права и свободы граждан.
5. Избирательное право
Семинарское занятие 2. Создание основ советского гражданского и уголовного права(2 часа).
1. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (1918 г.)
2. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР (1919 г.)
2.1. Условия и цели принятия «Руководящих начал». Источники советского уголовного права. Характеристика задач советского уголовного права.
2.2. Понятие о преступлении
2.3. Сущность наказания и его задачи, виды наказания.
Ш. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
С данной темы начинается изучение истории отечественного государства и права советского периода. Документы, которые должны быть изучены студентами в рамках данной темы, были приняты в условиях острой политической борьбы, каждый из них нес в себе отпечаток этого бескомпромиссного противостояния. В связи с этим при изучении данных документов необходимо следовать принципам историзма: анализировать конкретно-исторические условия подготовки и принятия документов, их взаимосвязь, роль каждого из документов в решении актуальных вопросов новой государственности.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду важное теоретико-концептуальное значение для советского государства и права принципов и норм, утверждавшихся в тот период. Воплотившиеся в декретах съездов Советов, в первой советской Конституции установки и подходы стали базовыми, основополагающими ориентирами для последующих десятилетий отечественной государственно-правовой истории.
При изучении темы целесообразно максимально мобилизовать знания, полученные при изучении курса отечественной истории.
Самостоятельная работа студентов в рамках данной предполагает внимательное изучение как учебной литературы, так и текста нормативно-правовых актов, опубликованных в хрестоматии.
Октябрьский 1917 г. политический переворот. Завоевание власти большевиками. На основе повторения материалов по отечественной истории рассмотрите причины и предпосылки политического кризиса в октябре 1917 г., действия большевиков по подготовке к захвату власти. Рассмотрите в связи с этим обстоятельства созыва второго Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов, состав депутатов по социальной и партийной принадлежности, политическую борьбу на съезде в связи с событиями 25 октября.
Устройство Советского государства, возникшего в результате политического переворота. При изучении истории советского государства и права следует исходить из понимания того, что в Советской России стала формироваться своеобразная «идеократическая» государственно-правовая система, которая была попыткой реализовать на практике теоретические замыслы большевиков.
Основами этой новой государственности были:
- идеи классовой борьбы, понимаемые как основа всей советской политики и нового, советского демократизма
- политическая и идейная монополия большевистской (коммунистической) партии.
- принцип соединение властей, реализуемый в форме системы Советов.
- признание права наций на самоопределение как принципиальная основа национально-территориальной федерации.
Система органов нового государства была установлена в декретах второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в Конституции РСФСР 1918 г.
Рассматривая документы второго Всероссийского съезда Советов, обратите внимание на то, что съезд имел учредительный характер: на нем были приняты правовые акты, имевшие конституционное значение. Вместе с тем, политико-правовая доктрина нового государства на этом этапе еще не была ясно выражена, не получила окончательного оформления, т.к. предполагался созыв Учредительного собрания. Документы второго съезда Советов, рассмотренные в контексте политической истории осени 1917 г. позволяют, таким образом, видеть существенные черты и особенности первого этапа советского государственно-правового строительства.
Рассматривая Декрет второго Всероссийского съезда советов об образовании рабочего и крестьянского правительства, обратите внимание сначала на то, как были решены общеполитические вопросы, как определена опора новой власти. В связи с этим найдите в тексте декрета ответ на вопрос: какие политические обязательства брала на себя новая власть?
Рассмотрите систему организации власти на местах. Для этого изучите текст воззвания второго Всероссийского съезда "Рабочим, крестьянам и солдатам" и Декрета об образовании рабочего и крестьянского правительства.
Второй этап (январь 1918 г.) связан с созывом и роспуском Учредительного собрания, решениями третьего Всероссийского съезда Советов.
Рассмотрите обстоятельства созыва и роспуска Учредительного собрания, под лозунгом созыва которого развивалась вся политическая история России в течение 1917 г. Следует иметь в виду, что судьба Учредительного собрания в истории российской революции имела очень важное значение. Отказавшись от парламентской альтернативы системе Советов, большевистское руководство подтвердило курс на осуществление в России грандиозного исторического эксперимента по строительству государства диктатуры пролетариата.
Охарактеризуйте систему органов власти и управления, созданную в январе 1918 г. на основе Декрета второго Съезда Советов об образовании рабочего и крестьянского правительства и решения третьего Съезда "О федеральных учреждениях Российской республики". Обратите внимание на то, какие события произошли в период между принятием этих документов, и подумайте, какое влияние они оказали на принятые решения.
В связи с анализом документа "О федеральных учреждениях…" задумайтесь о принципиальных подходах к формированию федерации и о характере отношений между республиками, о типе и особенностях советской федерации.
К моменту принятия первой советской Конституции, к третьему этапу конституционного строительства (июль 1918 г.) уже были практически решены не только задачи слома старого государственного аппарата, но и в основном был создан аппарат новой государственности.
Таким образом, изучаемые документы позволяют составить целостное представление о сравнительно непродолжительном, но чрезвычайно важном периоде, определившем наиболее существенные черты советского государства.
Изучите процесс создания органов защиты революции. В связи с этим рассмотрите формирование Красной Армии и Флота (принципы их комплектования и организации), создание рабочей милиции, создание ВЧК при СНК (изучите задачи и полномочия ВЧК, её организационную структуру).
Изучите процесс создания советской судебной системы. Ознакомьтесь с содержанием Декретов о суде № 1, № 2, №3. Изучите принципы организации и деятельности нового суда, составьте представление о системе общих судов (структура, компетенция звеньев, порядок деятельности), о революционных трибуналах (компетенция, состав). На основе Декрета "О революционных трибуналах" (май 1918) рассмотрите виды революционных трибуналов, систему трибуналов, общие принципы деятельности трибуналов.
Механизм и особенности функционирования советского государства в условиях гражданской войны. Следует обратить внимание на новые черты в работе конституционных органов государства (съездов советов, ВЦИК, СНК), Составив ясное представление об особенностях деятельности основных (конституционных) органов Советского государства в 1918-1920 гг., рассмотрите также систему чрезвычайных органов, которые дополнили и усилили возможности всеобъемлющего государственного руководства в период гражданской войны (Совет рабочей и крестьянской обороны, чрезвычайные комиссии, ревкомы и др.). Рассмотрите также особенности устройства и деятельности судов, революционных трибуналов (общих и специальных), армии, милиции и органов государственной безопасности. Подумайте и сформулируйте вывод о том, какие качества советской государственной системы обеспечили победу большевиков в гражданской войне.
Рассмотрите национально-государственное устройство РСФСР в этот период и отношения РСФСР с другими советскими республиками. Ознакомьтесь с содержанием Договора о совместной борьбе советских ре публик против мирового империализма (1919 г.), определите на этой основе черты советской конфедерации 1919-1920 гг. Изучите аппарат сотрудничества республик.
Формирование основ советского права.
Прежде всего, следует уяснить вопрос об источниках права данного периода, его общих идейно-теоретических основах и принципах. На основе изучения материалов лекции и учебной литературы составьте представление об общих целях советской правовой политики. Изучите особенности советского законодательства периода революции и гражданской войны, виды законодательных актов.
Студенту необходимо самостоятельно ознакомиться с текстом важных законодательных актов советской власти - первых декретов и деклараций. О них уже говорилось в контексте вопросов государственного устройства. Для нового государства они имели принципиальное, конституционное значение. И внимательное изучение этих документов необходимо также для понимания сущности и особенностей советского права.
В связи с их изучением декретов второго Всероссийского съезда советов, остановите своё внимание на революционном законодательном процессе (на вопросе о том, кем и как готовились декреты съезда, какова была процедура обсуждения и принятия декретов на съезде). Проанализируйте, какова общая концепция, идеология этих первых декретов (свои суждения аргументируйте текстом документов).
Прочитав текст Декрета о земле, обратите внимание на следующее:
- Национализация земли. Рассмотрите, на каких условиях была осуществлена национализация, а также на то, за каким органом признавалось право окончательного решения земельного вопроса.
- Неотложные решения по земельному вопросу, которые были приняты вторым Съездом советов.
- Судьба частновладельческих земель в соответствии с декретом. Обратите внимание на то, зависела ли она от уровня развитости хозяйства.
- Организации, которым было дано право распоряжения земельными владениями.
- Права, которые признавались за бывшими собственниками земель.
- Субъекты, за которыми признавалось право пользования земелей, недрами, лесами, реками.
- Условия и формы землепользования.
- Возможности использования наемного труда в сельском хозяйстве.
Внимание к этим вопросам позволит осмыслить содержание и значение Декрета о земле.
Изучите содержание Декрета о мире, который даёт общее представление о понимании законодателем внешней функции государства и международно-правовых вопросов. Обратите внимание на то, являлась ли Советская Россия правопреемником царского и Временного правительств в международных отношениях. Рассматривая текст декрета, задумайтесь, какой мир назывался в этом документе справедливым и демократическим, кто являлся, с точки зрения советской власти, субъектом международного права.
Далее следует внимательно ознакомиться с Деклараций прав народов России, которая провозгласила основы национальной политики советского государства и имела не только принципиальное теоретическое значение, но и большое практическое влияние на состояние России. Обратите внимание на то, как сформулировано в Декларации положение о праве народов на свободное самоопределение, какие еще общие принципы национальной политики просматриваются в Декларации прав народов России.
Изучите текст Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа - первого документа, комплексно характеризовавшего цели и задачи, устройство нового государства.
Анализируя текст Декларации, остановитесь на вопросах:
- определение в ней общих задач советского государства;
- общие установки по вопросу о формировании органов власти (гл.4);
- принципиальная позиция государства по вопросу о собственности (рассмотрите вопрос о собственности на землю, на промышленные и транспортные объекты, банки) (гл.2);
- общие задачи советской внешней политики (сравните, какими положениями данной Декларации был существенно дополнен "Декрет о мире" второго Съезда Советов?) (гл.3).
Изучению Конституции РСФСР 1918 г. посвящено
семинарское занятие.
1.Общая характеристика Конституции (создание, структура, принципы)
Рассмотрите процесс подготовки текста Конституции, споры, которые были в конституционной комиссии при подготовке проекта Конституции. Изучите события, предшествовавшие принятию Конституции. Подумайте, почему Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была включена в текст Конституции.
2. Система власти и управления в центре и на местах.
Центральный вопрос Конституции – вопрос о власти. При характеристике изложенной в Конституции системы власти и управления в центре и на местах покажите каждый из структурных элементов этой системы, их соподчиненность, компетенцию и полномочия (гл.6-8,10,11). При изучении этих вопросов студенту целесообразно опираться на составленную схему, отражающую систему органов советской власти в центре и на местах.
Проанализируйте, по каким основаниям определен круг предметов ведения центральных и местных органов советской власти (гл.9, 12).
3. Основные принципы советской федерации, национально-государственное устройство РСФСР.
Покажите, каким образом в Конституции получили развитие принципы советского федерализма. Прежде всего, вновь обратитесь к тесту "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" (гл.4, ст.8) и "Общим положениям Конституции…" (гл.5), где определены общие подходы к федеративному строительству. Обратите внимание на то, кем и как должен определяться факт и уровень участия республики в федерации.
Попытайтесь найти в главах, определяющих предметы ведения центральных и местных учреждений, положения направленные на реализацию заявленного в Декларации подхода к решению узловых вопросов федерации. Кроме того, подумайте, каким образом в деятельности высших органов Советской власти предполагалось учитывать интересы и своеобразие отдельных национальных образований.
4. Основные черты советской демократии, права и свободы граждан.
Важнейшими для советского законодательства были вопросы о советской демократии, о правах и свободах граждан. Каковы же были принципиальные черты нового советского демократизма? Для ответа на этот вопрос вновь обратитесь к тексту "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" (гл. 4), сравните положения этого документа с известными вам классическими декларациями демократии, известными в мировой истории права.
Изучая главу 5 Конституции, выделите:
- свободы, доступные для всех граждан страны
- свободы, доступные лишь для трудящихся, для рабочих и крестьян.
Сделайте вывод, по каким критериям равенство граждан РСФСР являлось полным (гл.5, ст.22). Рассмотрите, каковы были основания для лишения гражданских прав (п.23).
Какие обязательства брало не себя Советское государство в отношении иностранцев? Каковы были условия получения иностранцем прав российского гражданина? Какие государственные органы были в праве решать вопрос о правах гражданства в отношении иностранца? (Для ответа на эти вопросы, ознакомьтесь с гл. 5. ст.20,21.)
Какие обязанности граждан были провозглашены Конституцией? Изучите, каковы были отличия в исполнении этих обязанностей для представителей разных социальных групп населения (гл.5, ст.18,19).
5. Избирательное право.
Рассмотрите гл.13, обратите внимание на следующие аспекты:
- Критерии обладания пассивным и активным избирательным правом.
- Основания для лишения определенной категории населения избирательных прав.
- Возможность участия в выборах лиц, не имевших российского гражданства.
Рассмотрите также положения Конституции, говорящие о процедуре выборов (гл.14). Сделайте вывод о степень демократизма и политической корректности нового избирательного права.
Подводя итог изучению Конституции 1918 г., покажите значение ее принятия для истории страны и становления советской государственно-правовой системы.
Самостоятельно студенты изучают основные документы формировавшегося советского трудового права. В Кодексе законов о труде 1918 г. получили отражение социальные завоевания революции. Следует изучить содержание данного кодекса. При этом нужно иметь в виду, что в условиях «военного коммунизма» большинство положений данного кодекса имели, как отмечал законодатель, лишь «перспективное» значение.
Гражданское право в максимальной степени было деформировано новой революционной политикой. Учебная литература и лекционные материалы в полной степени дадут студенту возможность изучить новые тенденции и черты в гражданско-правовой сфере:
- ограничение в правах физических и юридических лиц
- политика в вопросах собственности и владения
- ограничение гражданского оборота осенью 1917 – весной 1918 гг., революционное реформирование сферы оборота в период "военного коммунизма".
Изучение первого систематизированного акта в сфере
гражданского права выносится на семинарское занятие.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (1918 г.)
Рассматривая кодекс, остановимся, прежде всего, на условиях и необходимости принятия данного правового документа, его общей характеристике. Следует понять, почему именно этот кодекс стал первым в истории советского законодательства. Подумайте, проанализировав документ: какова его идеология, концепция? Какие конкретные задачи решала новая власть, принимая данный кодекс?
Начните изучение с 1-3 глав раздела 1. Ознакомившись с текстом документа, ответьте на вопрос: каков был общий порядок регистрации актов гражданского состояния (кем регистрация проводилась, какие виды регистрационных записей осуществлялись, каков был порядок записей)?
Анализируя брачное право, обратите внимание на то, что понятие "гражданский" и "светский" брак рассматриваются как синонимы (ст.52). Рассмотрите, какой общий порядок заключения брака установлен кодексом (ст.54-57, 60,61).
Каковы условия вступления в брак? Для ответа на этот вопрос, ознакомьтесь со ст.58,59,66-73. Как вы думаете, почему особо оговорены права вступления в брак представителей духовенства?
На основании изучения главы 3, изучите основания признания брака недействительным. Обратите внимание на то, кем решался вопрос о действительности или недействительности брака.
Как известно, брак в Советской России был признан расторжимым. Какие законные основания для развода супругов указаны в Кодексе? Для ответа на этот вопрос, ознакомьтесь с главой 4. После этого, сопоставьте: какие изменения произошли в законодательстве по данному вопросу в сравнении с дореволюционным этапом? Чем эти изменения могли быть мотивированы?
При рассмотрении прав и обязанностей супругов в браке выделите:
- вопрос о фамилии супругов (ст.100-102),
- вопрос о месте жительства супругов (ст.104),
- имущественные права супругов (ст.105,106),
- взаимные обязанности супругов (ст.107,108, 130 и др.)
В разделе "Семейное право" обратите внимание
- на положение брачных и внебрачных детей (ст.133),
- возможность установления отцовства (ст.136, 142,143),
- установление сроков совершеннолетия (ст.149, 191),
- содержание родительских прав (ст.150, 153-157),
- обязанности родителей по отношению к детям (ст.154,161,162)
- обязанности детей по отношению к родителям (ст.163),
- имущественные отношения родителей и детей (ст.160),
- механизм обеспечения прав родителей и детей (ст.164-167),
- обязанности родственников (ст.172-175).
Прокомментируйте содержание ст.182-183 "Об усыновленных".
Обратите внимание на те положения Кодекса, которые заменили собой нормы наследственного права (ст.105,119,121,122,124,128,129,170).
В заключение, необходимо остановиться на вопросе о значении данного кодекса.
Уголовное право.
На основе учебной литературы изучите основные факторы, определявшие уголовно-правовую политику советского государства в 1918-1920 гг.
На семинарском занятии изучается основной
уголовно-правовой документ данного периода – «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» (1919 г.).
1. Условия и цели принятия «Руководящих начал». Источники советского уголовного права. Характеристика задач советского уголовного права.
Приступая к изучению "Руководящих начал…", имейте в виду, что данный документ являлся первой после Октября 1917 г. попыткой систематизации и изложения норм общей части уголовного права. Но ему предшествовали различные документы по поводу конкретных преступлений, в которых были определены многие принципиальные для уголовного права вопросы. Изучите, какие проблемы, какие аспекты уголовного права и получили выражение в советском законодательстве в 1917- середине 1919 гг.
Следует уяснить источники революционного уголовного права и в частности остановиться на понятии "революционного правосознания".
Рассмотрите, в каких условиях принимались "Руководящие начала". Подумайте, в какой мере эти условия отразились в принятом документе? Для понимания общей концепции документа, внимательно ознакомьтесь с Введением и разделом 1. Обратите внимание на обоснование законодателем необходимости принятия данного документа.
Готовясь к выступлению на семинарском занятии, остановитесь на вопросах: Как трактуется в документе само понятие "право"? Каковы задачи советского уголовного права вообще и данного правового документа в частности?
2. Понятие о преступлении.
Понятие о преступлении формируется через определение его сущности (п.5-6). Подумайте, изучая текст документа, через какие главные признаки законодатель определяет сущность преступления.
Обратите внимание на то, как объясняет законодатель источники преступности (п.10) и какое это имеет значение для определения задач уголовного права.
Охарактеризуйте следом за законодателем стадии его совершения (ст.17-19). В связи с этим остановитесь на вопросе о зависимости меры ответственности от степени реализации преступного намерения (ст.20).
Рассмотрите, какие стороны пре6ступления характеризует документ. Содержит ли документ понятие об умысле и неосторожности? Как решает законодатель вопрос о виновности?
Посмотрите, какие формы соучастия выделяет законодатель (ст.21-24). Обратите внимание, влияет ли ролевое распределение функций при совершении преступления на установление меры наказания соучастникам. Как Вы думаете, почему «Руководящие начала…» именно так подходят к характеристике преступления?
Рассматривая преступление, совершенное группой лиц, посмотрите, какое новое в сравнении с предыдущими документами права определение преступной группы лиц вводит законодатель (ст.21).
3. Сущность наказания и его задачи, виды наказания.
Рассматривая вопрос о наказании, прежде всего, обратите внимание на то, как законодатель определяет его сущность и задачи (ст.7,8,9,10), какие принципы установления наказания декларируются в "Руководящих началах" (ст.10,25).
Из текста документа необходимо уяснить, чем должен руководствоваться суд, определяя меру наказания (ст.11, 20,21), какие действия он должен предпринять прежде, чем вынести решение (ст.11).
Законодатель прямо указывает, какие характеристики преступника следует принять во внимание при определении меры наказания (ст.12). Составьте на основе текста данного пункта "Руководящих начал" представление об отягчающих и смягчающих вину обстоятельствах, которые принимались судом во внимание при установлении наказания.
Обратите внимание на то, как был решен вопрос о возрасте наступления уголовной ответственности (ст.13). Рассмотрите, какие категории лиц могли быть освобождены от уголовной ответственности (ст.14,15).
Объясните содержание и значение ст.16, в связи с этим вспомнив об особенностях времени создания данного документа.
Обратившись к видам наказания (ст.25), проанализируйте систему наказаний, выделив:
а) меры общественного воздействия;
б) административные
в) имущественные
г) лишение свободы
д) политические.
Подумаете, являлось ли положение, выраженное в пункте "р", отдельным видом наказания или определяло общий принцип установления наказаний?
Обратите внимание на то, каковы условия применения условного осуждения (ст.26) и по каким видам наказания была возможна условность.
В заключение изучения данной темы необходимо на основе учебной литературы и материалов лекции рассмотреть квази-государственные образования, возникшие в период гражданской войны на Востоке и на Юге страны.
Ознакомьтесь с организацией власти и управления на территориях, относящихся к белогвардейскому (контрреволюционному) лагерю. При этом рассмотрите по отдельности положение в Сибири при диктатуре А.В.Колчака и на юге страны на территориях, занятых Добровольческой армией под руководством А.И.Деникина. Обратите внимание на те общие черты, которые проявились в политико-правовом устройстве данных квази-государственных образований.
IV Рекомендуемая литература.
Источники
См. в Хрестоматии:
Декреты II Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов: Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет об образовании рабочего и крестьянского правительства
Декларация прав народов России.
Резолюция III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов "О федеральных учреждениях Российской республики".
Конституция РСФСР 1918 г.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Сентябрь, 1918 г.
Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Декабрь, 1919 г.
Основная. литература
Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2007.
Кузин В.Н., Францифоров Ю.В. История отечественного права в новейшее время. 1917- 2002./ Учебное пособие. – М., 2002.
Кутьина Г.А., Мулукаев Р.С., Новицкая Т.П. и др. История отечественного государства и права. – М., 2001.
Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1,2. – М., 2003.
Кузнецов И.Н. История государства и права России. - Минск, 2002.
Тарановский Ф.В. История Российского права. - М.2004.
Дополнительная литература
Бурганов А.Х. Была ли возможность создания демократического правительства после Октябрьской революции? // ОИ. – 1993. – №5.
Всероссийское Учредительное собрание и демократическая альтернатива. Два взгляда на одну проблему.// ОИ. – 1993. - №5.
Давыдов А.Ю. Мешочничество и советская продовольственная диктатура. 1918 – 1922.// ВИ. - 1994.- №3.
История государства и права России. /Отв. ред. Титов Ю.П. - М., 1996.
История государства и права России./Под ред. Чибиряева С.А. - М., 1998.
История государственного управления России. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999.
История отечественного государства и права / Под ред. Чистякова О.Н. - М., 1997.
Карр Э. История Советской России. Кн.1. Большевистская революция. 1917-1923. – М., 1990.
Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.
Коровин В. История отечественных органов безопасности. – М., 1996.
Литвин А.Л. Красный и белый террор в России. 1917-1922.// ВИ. – 1993.- №6.
Медведев В.Г. Несостоятельность отечественного парламентаризма – одна из важнейших причин возникновения белого движения и гражданской войны в России.// ИГиП. – 2000. - №2.
Семидеркин Н.А. Создание первого брачно-семейного кодекса. – М., 1989.
Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный период. М.: Юристъ. – 1999.
Трукин Г.А. Путь к тоталитаризму. 1917-1929. – М., 1994.
Хрисанфов В.И. История государства и права России. 1917 - 1999. – СПб., 1999.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы были общие принципы новой государственности, установленные первыми декретами и декларациями советской власти?
2. Когда произошло окончательное формальное объединение системы органов Советов рабочих и солдатских депутатов и Советов крестьянских депутатов?
3. Какие изменения произошли в порядке деятельности высших органов советского государства в период гражданской войны (лето 1918-1920 гг.)?
4. Что такое «выдвиженчество»?
5. Какой орган государственной власти и управления имел высшие полномочия по мобилизации сил для борьбы с врагом в 1918-1920 гг.?
8. Охарактеризуйте систему чрезвычайных государственных органов РСФСР периода гражданской войны.
9. Каковы были принципы строительства Красной Армии в период декабря 1917 – марта 1918 гг.? Как изменились они в 1918-1920 гг.?
10. Какой тип союзных отношений сложился между РСФСР с другими советскими республиками всоответствии с декретом "Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом" (июнь 1919 г.)?
11. Какие общие принципы организации и деятельности нового суда были провозглашены Декретами о суде №1,2,3?
12. Какие основные звенья составляли систему общих судов в 1918-1920гг.?
13. Охарактеризуйте систему специальных революционных трибуналов. Являлись ли они звеньями судебной системы РСФСР?
14. Когда была создана ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем? Каковы были полномочия ВЧК?
15. Каковы общие принципы и особенности советского права периода революции и гражданской войны?
16. Назовите источники советского права периода революции и гражданской войны.
17. За кем признавалось право пользования землей по Декрету о земле?
18. На каких условиях предлагалось заключить мир (по Декрету о мире)?
19. Каково было отношение новой власти к международным договорам, заключенным предыдущими правительствами?
20. Какие права и свободы, по Конституции 1918 г., принадлежали гражданам России?
21. Каковы были установленные в 1917-1920 гг. ограничения способов приобретения прав собственности?
22. С какого момента в РСФСР брак, заключенный в церкви, не признавался в качестве законного?
23. Охарактеризуйте принципы семейно-брачного права, согласно Кодексу 1918 г.
24. Каковы были цели и задачи советского уголовного права по «Руководящим началам…»?
25. Каковы были общие черты правовой политики белогвардейских режимов Колчака и Деникина?
Тема 5.2. Советское государство и право в условиях социально-экономической многоукладности 1920-х гг.
I. Задания для самостоятельной работы
1. На основе изучения Конституции СССР 1924 г. составьте схему, характеризующую систему органов власти и управления в СССР и союзных республиках.
3. Изучите содержание судебной реформы 1922-1924 гг. Составьте схему, характеризующую систему судебных органов СССР в 1920-х гг. Дополните схему сведениями об органах, которые не являлись частью судебной системы, но были наделены судебными полномочиями.
П. Темы семинарских занятий:
Семинарское занятие 1. Конституция СССР 1924 г.(2 часа)
План семинарского занятия (2 часа).
1. Образование СССР: причины, подготовка, оформление союза.
2. Система органов государственной власти и управления.
3. Национально-государственное устройство СССР.
4. Правоохранительные органы (судебная система, ОГПУ).
Семинарское занятие 2.Советское гражданское и уголовное законодательство 1920-х гг.
План семинарского занятия (2 часа).
1. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
1.1. Цели и задачи советского гражданского права. Общая характеристика ГК РСФСР 1922 г.
1.2. Субъекты (лица) и объекты (имущества) гражданских правоотношений.
1.3. Вещное право (право собственности, право владения, право залога, право застройки).
1.4. Основания возникновения обязательств. Виды договоров.
1.5. Наследственное право.
2. Уголовный Кодекс РСФСР 1922 г.
2.1. Общая характеристика УК РСФСР 1922 г. Задачи советского уголовного права.
2.2. Основные положения Общей части УК:
а) понятие преступления; проблема вины; стадии совершения преступления; соучастие; возраст наступления уголовной ответственности; обстоятельства, смягчающие или отягчающие уголовную ответственность
б) цели, система наказаний
Ш. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.
Прежде всего, обратите внимание на те факторы, которые определяли развитие советского государства в начале 1920-х гг. Вывод большевистских идеологов о том, что «мировая революция задерживается», привёл к пониманию необходимости стабилизации и укрепления государственности. Впоследствии было сформулировано положение о возможности построения социализма в одной стране. Эти положения стали концептуальной основой советской политики в 1920-х гг.
Изучите особенности развития государства и права в период НЭПа. Стабилизация и укрепление Советской страны как оплота будущей мировой социалистической революции предполагали укрепление границ страны, урегулирование внешнеполитических отношений, укрепление власти внутри страны. В связи с этим назрела задача оформления отношений между советскими республиками, возникшими на пространстве бывшей Российской империи в результате победы большевиков в гражданской войне.
Создание Союза советских республик и первая
Конституция СССР изучаются на семинарском занятии.
Обращаясь к изучению проблемы образования СССР, следует остановиться на вопросе о причинах и предпосылках становления Союза, рассмотреть взаимоотношения республик в 1917-1922 гг., этапы объединительного движения.
Возникновение РСФСР как социалистического многонационального государства было связано с принятием Декларации прав народов России в 1917 г., провозгласившей новые принципы отношений между нациями. Именно в Декларации была высказана идея о федеративном устройстве страны, хотя этап федерации рассматривался как переходный на пути к более прочному союзу народов, становление которого связывалось с осуществлением мировой революции.
С 1918 по 1922 гг. развитие союза республик шло в двух направлениях: по пути вхождения республик и автономий в состав РСФСР и по пути заключения двусторонних договоров между РСФСР и другими независимыми республиками. Таким образом, складывались многоуровневые отношения между национально-государственными образованиями, ранее входившими в Российскую империю.
Следует внимательно ознакомиться с текстом принятых в 1922 г. Декларации и Договора об образовании СССР, которые в последующем были включены в Конституцию СССР 1924 г. На основе этих документов изучите содержащуюся в документе систему аргументов в пользу союза республик.
Модель государственного устройства союза республик, как известно, рождалась в резких дискуссиях. Необходимо проанализировать концепцию объединения, которая формировалась в партийно-политическом руководстве РСФСР, выделить при этом различные позиции участников дискуссии, оценить их. При изучении этих вопросов целесообразно вновь обратиться к уже изученным правовым документам 1917-1918 гг., касающимся национальной политики и национально-государ