Темы для семинарских занятий

1. Психологическая готовность ребенка к школе.

2. Младший школьник как субъект учебной деятельности.

3. Психологическая помощь детям в случаях школьной дезадаптации.

Задания для самостоятельной работы

1. Проверьте готовность к обучению в школе одного перво­классника по предложенной методике, дайте характеристику го­товности.

2. Разработайте психологические рекомендации в помощь учи­телю начальных классов, работающих с гиперактивными деть­ми.

3. Вместе с учителем начальных классов составьте перечень заданий по развитию эмоционального компонента субъекта учеб­ной деятельности.

Литература

Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения у младших школьников // Семья в психологической консульта­ции / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.

Гилъбух З.В., Коробко С.Л., Андрющенко Л.Л. Методика распре­деления первоклассников по классам различных типов. Киев, 1988.

Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.,-1994.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. М., 1991.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.

Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельно­сти в младшем школьном возрасте. Л., 1991.

Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.

Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.

Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.

Психолог в начальной школе / Под ред. Л.Л. Андрющенко. Вол­гоград, 1995.

Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990.

Глава 3

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ

3.1. ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯИ ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО

ВОЗРАСТА

Отрочество, подростковый возраст — период жизни чело­века от детства до юности (14—15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности.

В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В совре­менном обществе стремление подростка к статусу взросло­го — мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве под­росток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности (Мухина B.C., 1977).

По инерции детства большая часть подростков остро реа­гирует на свои восприятие, речь, память и стараются придать им блеск и глубину. Они переживают радость от приоб­щения к познанию. Моральные ценности, качество личнос­ти также становятся для них объектом самовоспитания. Ин­тенсивно умственно работая и так же интенсивно бездель­ничая, подросток постепенно осознает себя как личность.

Отрочество — период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как лич­ность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в нега­тивизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Подросток проходит через дружбу, общение в группе. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве ребенок нацелен на поиск новых продуктивных форм об­щения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя на себя и других, подро­стки открывают в отрочестве глубины своего несовершен­ства и уходят в состояние психологического кризиса. Субъек­тивно — это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помо­гают ему пройти трудную школу идентификации и отсто­ять свое право быть личностью.

Выделив психические новообразования возраста, психо­лог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей:

1. Развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность.

2. Интенсивное формирование характера — акцентуации характера.

3. Чувство взрослости — реакции эмансипации.

4. Интимно-личностное общение (ведущая деятель­ность) — реакции группирования.

5. Потребность в самоутверждении — патологические ув­лечения и хобби-реакции.

6. Потребность в активности и социально значимой дея­тельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации.

7. Критическое мышление — негативизм и реакции от­каза.

8. Любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.

9. Повышенная эмоциональность — аффективное пове­дение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.

Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидерс):

— физиологических потребностей, запускающих физи­ческую и сексуальную активность;

— потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;

— потребности в независимости и эмансипации от семьи;

— потребности в привязанности;

— потребности в успехе, проверке своих возможностей;

— потребности в самореализации и развитии собственно­го «Я».

Возможны и серьезные затруднения, связанные со спе­цификой учения подростков:

— неумение выполнять действия по образцу, инструкции;

— затруднения при самостоятельном выполнении учеб­ных действий (анализ, восприятие, классификация, обоб­щение);

— инертность мыслительной деятельности;

— несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;

— неосознанность учебной деятельности (целеполагание);

— дисгармония мотивов учения.

Проблемы и трудности любого возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы даже общих рекоменда­ций по их разрешению. Наше решение определить методи­ческие подходы к работе с подростками — лишь попытка наметить ее основные вехи для психолога.

3.2. ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ

Основными задачами психологической работы с подрос­тками с целью их социальной адаптации можно считать предоставление им возможности осознать значимость при­обретения ими социально-психологических навыков, расши­рение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение ком­муникаций и актуализацию процесса социального самоопре­деления.Средствами решения поставленных задач являются групповая деятельность (социально-психологический тре­нинг), индивидуально-консультативная работа с подрост­ками, их родителями и педагогами по вопросам межлично­стных отношений, семейной ситуации, школьной адапта­ции, учения и профориентации; консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитатель­ного потенциала.

Технология психологической работы с подростками в школе

Организационные вопросы

1.Запрос администрации на работу с подростками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации).

2. Встреча с педагогами, работающими в этих классах (получение информации о детях; .знакомство с воз­можностями сотрудников ПМС-центра).

3. Встреча с родителями сотрудников ПМС-центра (озна­комление с целями работы, получение их согласия на ди­агностическую и коррекционную работу).

4. Встреча психолога Центра с подростками (формирование мотивации на совместную работу, презентация тренинга).

5. Проработка полученной информации.

6. Планирование деятельности специалистов Центра, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.

Наши рекомендации