Тема 4.1. Государство и право Российской империи в начале ХХ в.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Составьте схему, отражающую систему органов Российского государства, сложившуюся в ходе революции 1905-1907 гг.

2. Составьте схему, отражающую систему взаимодействия ординарных (конституционных) и чрезвычайных органов Российского государства в 1914-1916 гг.

II. Тема семинарского занятия: Государство и право Российской империи в начале ХХ в.

План семинарского занятия (2 часа)

1. Характеристика новых черт российской государственности в начале 20 века.

а) статус императора,

б) Государственный Совет: порядок формирования, роль в системе государственной власти,

в) Государственная Дума: порядок избрания депутатов, роль в системе государственной власти,

2. Изменения в российском праве в 1905 - 1914 гг.

а) Права и свободы российских подданных по Основным законам Российской империи 1906 г.

б) Избирательное право в 1905 – 1907 гг.

в) Аграрное законодательство 1906-1911 гг.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.

Ранее изученные материалы по отечественной истории являются основой для общих представлений о состоянии Российской империи в начале ХХ века.

Рассмотрите меры государства по преодолению политической напряженности в 1902-1904 гг. Охарактеризуйте события, положившие начало первой русской революции.

Тема 4.1. Государство и право Российской империи в начале ХХ в. - student2.ru Изучите проекты реформирования государства и права на начальном этапе революции, в частности проект создания Государственной Думы, наделенной лишь законосовещательными полномочиями (так называемая Булыгинская Дума).

При подготовке к семинарскому занятию следует

сосредоточить внимание на изучении тех изменений, которые определили облик Российского государства в период революции 1905-1907 гг. В дополнение к материалам лекции и учебной литературе следует внимательно ознакомиться с текстами важных памятников права данного периода: Манифестами от 17 октября 1905 г. и 20 февраля 1906 г., «Основными законами Российской империи» (апрель 1906 г.). Нужно изучить содержание и осознать значение данных правовых актов.

Охарактеризуйте содержание и значение Манифеста 17 окт. 1905 г.

Обратите внимание на то, что создание Государственной Думы (ГД) и преобразование Государственного Совета (ГС), наделение их законодательными полномочиями лишили Российскую империю прежних качеств самодержавной монархии.

Следует определить, какие изменения произошли в статусе императора в результате реформ 1905-1906 гг.

Изучите способы комплектования и функции каждого из представительных органов (ГС и ГД), порядок их взаимодействия с императором в сфере законодательной и исполнительной власти, а также порядок взаимодействия Государственного Совета и Государственной Думы между собой.

Изучите реформирование Совета Министров. Задумайтесь, как следует определить тот тип государственного устройства, который в 1905-1907 гг. существовал в России. Подумайте также, в какой степени в России был реализован принцип разделения властей.

Обратите внимание на то, что единоличное принятие императором нового избирательного закона в июне 1907 г., было показателем нового соотношения сил в государстве и усиления абсолютистских тенденций. Подумайте, менялись ли при этом принципиальные черты российской государственности, определившихся в ходе государственно-правовых преобразований 1905-1906 гг.

Изучите систему источников права в начале ХХ века, обратите внимание на те тенденции, которые определяли развитие российского права.

Рассмотрите основные изменения в праве, произошедшие в 1905-1914 гг., обратив внимание

- на общие принципы правовой политики государства, провозглашенные в «Основных законах Российской империи»

- на изменения в конкретных отраслях права.

Изучите избирательное право в 1905-1906 гг. и новый избирательный закон 1907 г. Рассматривая аграрное законодательство 1906-1911 гг., выделите: изменения в личном статусе крестьян, расширение их имущественных прав, изменение отношений крестьянина с общиной, государственное регулирование крестьянского землевладения и крестьянских платежей.

Обратите внимание на формирование на данном этапе новых подотраслей гражданского права: авторского права, промышленного права. Рассмотрите новые черты наследственного права.

Изучая изменения в уголовном праве в период революции, отметьте, что черты гуманизации уголовного права сочетались с ужесточением мер ответственности за преступления против государства, что прямо было связано с борьбой против революционного движения.

При изучении изменений в государственно-правовой системе в период первой мировой войны следует иметь в виду, что введение военного положения предопределило усиление регулирующей роли государства, общее ужесточение политико-правового режима. Изучите реорганизацию ординарных (конституционных) органов государственного управления. Рассмотрите систему чрезвычайных органов, обращая внимание на следующие вопросы:

- состав, компетенция Особых совещаний.

- чрезвычайные комитеты.

- чрезвычайные полномочия губернаторов и военных властей.

- изменения в системе судебных органов (военно-полевые суды).

Проанализируйте механизм привлечения к сотрудничеству с государством общественных организаций (Особые совещания, военно-промышленные комитеты, Земгор).

Изучите чрезвычайное законодательство периода первой мировой войны. В том числе: меры по охране порядка и безопасности, усиление государственного регулирования экономики, изменения в уголовном праве.

IV. Рекомендуемая литература.

Источники:

История отечественного государства и права. Учебное пособие, Ч.2. Хрестоматия. – М.,1996.

Хрестоматия по истории государства и права России. /Сост. Титов Ю.П. - М., 2002.

Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. - М.,1990.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Х век. – 1917 год. / Сост. Томсинов В.А. – М.: Зерцало, 2004.

Основная литература

Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2007.

Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1,2. – М., 2003.

Тарановский Ф.В. История Российского права . - М.2004.

Дополнительная литература:

Балыбин В.А. К истории уголовного уложения 1903 г. в России // Вестник ЛГУ. Серия "Экономика, философия, право". - 1977. - Вып. 2.

Бородин А.П. Государственный Совет и указ 9 ноября 1906 г. (Из истории аграрной реформы Столыпина).// ОИ. –1994. - №2.

История государства и права России./Под ред. Чибиряева С.А. - М., 1998.

История государственного управления России. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999.

История отечественного государства и права / Под ред. Чистякова О.Н. - М., 1997.

Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века. – М.: Маркетинг, 2000.

Кутьина Г.А., Мулукаев Р.С., Новицкая Т.П. и др. История отечественного государства и права. – М., 2001.

Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России.// ВИ. - 1994. - №8.

Очерки по истории выборов и избирательного права. – М., 1997.

Решетников А.Б. Законодательная база аграрной реформы 1906-1911 гг. в России.// ГиП. – 2002. - №12.

Романов Р.М. Российский парламент начала ХХ века.// Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 2.

Скриплев Е. Деятельность и внутренний распорядок Государственной Думы.// Социалистическая законность. – 1990. -№1.

Совет министров и Государственная Дума. Из опыта российского парламентаризма.// Свободная мысль. – 1993. - №8-9.

Софроненко К.А. Аграрное законодательство в России (2-я половина ХIХ - начало XX века). - М., 1981.

Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906-1911 гг. - М.,1991.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие общественно-политические силы выработали в 1902-1904 гг. проект конституционного преобразования России?

2. Каково содержание проекта Положения о ГД, выработанного МВД весной 1905 г.?

3. Каково содержание царского Манифеста от 17 окт.1905 г.?

4. Охарактеризуйте положение императора по Основным законам РИ.

5. Какие исключительные права и полномочия имел император в соответствии с Основными законами Российской империи?

6. Охарактеризуйте механизм комплектования Государственного Совета.

7. Каковы были цензы для членов ГС?

8. Охарактеризуйте механизм комплектования Государственной Думы.

9. Каковы были цензы для членов ГД?

10. Кому принадлежало право законодательной инициативы по основным (конституционного значения) законам?

11. Охарактеризуйте компетенцию ГД и ГС по Основным законам РИ.

12. Охарактеризуйте положение СМ по Основным законам РИ.

13. Охарактеризуйте систему органов исполнительной власти по Основным законам РИ.

14. Почему роспуск Государственной Думы в июне 1907 г. и принятие нового избирательного закона расценивалось современниками как государственный переворот?

15. Охарактеризуйте систему источников российского права в начале ХХ века.

16. На каких принципах было основано избирательное законодательство 1905-1907 гг.?

17. Какие права и свободы российских подданных были закреплены Основными законами РИ?

18. Каковы были обязанности российских подданных по Основным законам РИ, 1906 г.?

19. Каково содержание положения "О правилах о собраниях" (март 1906 г.)?

20. Охарактеризуйте основные направления аграрного законодательства, обеспечивавшего реформу 1906-1911 гг.

21. Какие права получили крестьяне по аграрному законодательству 1906 г.?

22. Охарактеризуйте изменения в государственном механизме Российской империи, произошедшие в связи со вступлением России в первую мировую войну.

23. Каков был состав Особых совещаний в период 1 мировой войны?

24. Каковы были полномочия Особых совещаний в период 1 мировой войны?

25. Каковы были функции Военно-промышленных комитетов в период 1 мировой войны?

26. Каковы были особые процессуальные нормы для военно-полевых судов в 1914-1916 гг.

27. Охарактеризуйте основные тенденции в правой политике государства в период 1 мировой войны.

Наши рекомендации