Перечень ресурсов сети «интернет»
Официальный сайт МВД России: www.mwd.inform.ru
Официальный сайт ФСБ РФ: http://www.fsb.ru
Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ:http://www.genproc.gov.ru/
Официальный сайт Верховного Суда РФ: www.supcourt.ru
Официальный сайт Конституционного Суда РФ: www.ksrf.ru
Официальный сайт «Консультант Плюс»: www.konsultant.ru
Официальный сайт ФТС РФ: http://www.customs.ru
Информационно-правовой портал «Гарант»: www.garant/ru
Сайт Юридической научной библиотеки издательства «Спарк»: www.lawlibrary.ru
Англоязычные интернет-ресурсы:
1). http://www.uplink.com.au/lawlibrary/ - The Law library (Австралия) – на сайте расположены более 400 полнотекстовых документов посвященных правовым вопросам, а так же представлены обзоры юридической литературы и ссылки на крупные правовые базы данных Австралии.
2). http://library.findlaw.com/ - Find Law - for legal professionals (США) – правовой поисковый портал по законодательству США. Представлены материалы судебных дел по тематическим категориям, а также законодательные акты.
3). http://www.bsos.umd.edu/gvpt/ - Government and politics – сайт юридического факультета университета Мэриланд.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Технические средства – компьютерная техника, проектор, интерактивные доски.
2. Поисковые системы, электронная почта, он-лайн энциклопедии и справочники.
3. Методы обучения с использованием информационных технологий:
- компьютерное тестирование;
- демонстрация лекционных материалов с использованием мультимедийной технологии.
4. Информационно-справочные системы:
www consultant.ru – Справочная правовая система «Консультант Плюс»;
www.garant-park.ru – Справочная правовая система «Гарант».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КУРСА
№ | Виды аудиторий | Основное значение |
Лекционные аудитории | Для проведения лекций требуются аудитории оснащенные проекторами, мультимедийными досками. Для проведения лекции-дискуссии требуется аудитория, оборудованная микрофонами. | |
Компьютерный класс | Для выполнения лабораторных работ требуется обеспечение студентов персональным компьютером (ноутбуком) с установленным программным обеспечением | |
Аудитории для проведения практических занятий | Для проведения практических занятий, мастер-классов, тренингов требуются аудитории, оборудованные мобильными столами, стульями, маркерными досками. |
УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Виды образовательных технологий | Оценка в баллах | Аттестация (в баллах и %) | неаттестация (в баллах и %) |
Посещение лекций | до 5-ти баллов | |||
Посещение семинарских и иных практических занятий | до 3 –х баллов | |||
Письменные экспресс -контрольные задания | до 3 –х баллов | |||
Тест контроль знаний | до 5 –ти баллов | |||
Реферирование научных работ | до 3 –х баллов | |||
Домашние индивидуальные задания | до 4 –х баллов | |||
Экспертное заключение на проекты нормативных актов | до 2 –х баллов | |||
Активное участие в семинарских и других практических занятиях, в том числе интерактивных (участие в диспутах, деловых играх, решение конкретной правовой ситуации, критическое отношение к правовой норме, решению суда по конкретному делу, творческая работа в полигоне) т.п. | до 25 баллов | |||
Проведение магистрам отдельных семинарских занятий | до 2 –х баллов | |||
Итого | 60 балов | 35 баллов | менее 35 баллов |
16. ШКАЛА ПЕРЕВОДА РЕЙТИНГОВЫХ БАЛЛОВ В ОЦЕНКИ****
№ | Аттестационная оценка по дисциплине | Рейтинговые баллы |
1. | 2 - неудовлетворительно (с повторным изучением дисциплины) | менее 31 балла (F) |
2. | 2 – неудовлетворительно (с возможной пересдачей) | 31-59 (FX) |
3. | 3 – удовлетворительно | 60-70 (D, E) |
4. | 4 – хорошо | 71-84 (С) |
5. | 5 - отлично | 85-100 (А, В) |
Примечания:
*** Баллы, полученные на зачете, складываются с баллами, полученными в течение семестра. Путем сложения этих баллов определяется итоговая оценка по дисциплине.
**** Данная шкала перевода рассчитана на курс (дисциплину), изучаемую в течение одного семестра.
***** Допуск к экзамену возможен, если в течение семестра студент набрал не менее 35 баллов.
ГЛОССАРИЙ
Антикоррупционное образование – формирование у населения антикоррупционных установок.
Антикоррупционные стандарты – совокупность поведенческих и правовых норм, запретов, ограничений, обязанностей, установленных для соответствующей области социальной деятельности и направленных на предупреждение коррупции.
Агент — (от. лат. agens, род. п. agentis —действующий) —доверенное лицо (юридическое или физическое), совершающее в пределах полученных полномочий действия по поручению и в интересах другого лица (принципала).
Акт нормативный правовой федерального органа государственной власти. Юридический акт одного из органов законодательной и исполнительной власти РФ. Им является: нормативный акт (указ) Президента РФ; акт одной
из палат представительного и законодательного органа РФ; акт (постановление) Правительства РФ.
Безопасность. 1. Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (З‑н РФ
«О безопасности», cm. 1,ч. I).
2. В научной и справочной литературе термин «Б.» (ч.-л.) толкуют неоднозначно. Напр., как: состояние, при котором не угрожает опасность; есть защита от опасности; отсутствие опасности; сохранность, надежность.
Безопасность государства. Совокупность общественных отношений, которая проявляется в защищенности жизненно важных интересов основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз (прежде всего конституционного строя) и позволяет ему функционировать и развиваться.
Взятка -принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения[1]
Разновидностью взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки.
Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму. Так, во Франции предельная стоимость подарка, который
не может считаться взяткой, составляет 35 евро, в Великобритании – 140 фунтов стерлингов (250$), в США – 50$, в России – не должна превышать 3 тысяч рублей.
Взяточничество – действие, когда государственный служащий или приравниваемое к нему лицо в своих или чужих интересах прямо или опосредованно принимает, обещает или договаривается принять взятку, требует дачи взятки или провоцирует его на законное действие или бездеятельность при выполнении полномочий.
Виды коррупции – административная, политическая, частная, международная.
Волокита –форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки.
Вымогательство – незаконное требование от кого-либо (например, личности или организации) совершения каких-либо действий (например, имущественного характера) под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, распространения истинных или ложных сведений, позорящих или могущих причинить любой вред тем, кому это требование предъявляется, или их близким.
Выявление коррупции – установление коррупционных действий, превращение в жизнь принципа неизбежности и справедливости наказания.
Внедрение оперативное (сыскное). Одна из предусмотренных ФЗ об ОРД оперативно-розыскных операций. Заключается в приобретении оперативно-розыскным органом конфиденциального источника информации внутри объекта оперативного интереса (преступное сообщество и др.) и (или) в его окружении (криминогенная среда и т.п.) для оптимального решения задач о.-р.д.
и достижения ее целей в сложившейся оперативной обстановке.
Государство. 1. Форма организации классового общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей системе производственных отношений; основной институт политической системы.
2. Основной институт политической системы классового общества; осуществляет управление обществом.
Гражданин(Российской Федерации). Лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации в соответствии с действующим в России законодательством. Гражданство Российской Федерации является равным, независимо от оснований его приобретения (в результате его признания по рождению, в порядке регистрации, в результате приема в гражданство или восстановления
в гражданстве России, путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории и др.).
Государственный служащий – лицо, которое находится на государственной службе: государственный политик, государственный служащий публичного администрирования согласно закону о государственной службе, а также другое лицо, которое, работая в государственных или муниципальных органах или учреждениях, в судебных, правоохранительных органах, в органах госконтроля и надзора, а также в приравниваемых к ним органах, выполняет функции представителя власти, или лицо, наделенное административными полномочиями, а также официальный кандидат на упомянутые должности.
Должностные преступления – преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения. Должностными преступлениями являются:
злоупотребление должностными полномочиями;
превышение должностных полномочий;
дача взятки;
получение взятки;
служебный подлог;
халатность и др.
Деятельность оперативно-розыскная(О.-р.д.).
1. Определение Д.о.-р. изложено законодателем в ст. 1 ФЗ об ОРД.
2. В научной литературе Д.о.-р. понимается в «широком»и «узком»смысле слова. Д.о.-р. в «узком» смысле слова (иначе уголовно-розыскная) —основывающийся на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности. С предметно-практической стороны – система оперативно-розыскных средств, действий и решений, применяемых, совершаемых и принимаемых уполномоченными на то законодателем субъектами с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при условии наличия объективного затруднения (или невозможности) достижения этой цели посредством реализации иных законных мер. В «широком» смысле слова в определении Д.о.-р. (иначе сыскной) целью является обеспечение безопасности человека и общества (включая государство).
Деятельность розыскная. 1. Часть уголовно-процессуальной деятельности. Регламентирована уголовно-процессуальным законодательством. Представляет собой совокупность действий уполномоченных на то субъектов (следователя, органа дознания) по установлению места нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда (обвиняемых и др.).
2. Часть о.-р.д. Регламентирована законодательством в области о.-р. д. Состоит в решении одной из задач данной деятельности посредством осуществления о.-р.м. уполномоченными на то субъектами (оперативниками и др.) по установлению места нахождения: лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда (обвиняемых и др.); уклоняющихся от уголовного наказания (осужденных, бежавших из уголовно-исполнительных учреждений и др.); лиц, пропавших безвести.
Дознание. Одна из двух форм предварительного расследования уголовного дела, осуществляемая в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке. Отличие от предварительного следствия: субъекты, меньшие подследственность и объем прав участников уголовного процесса и др.
Законность. Один из определенных законодателем конституционных принципов о.-р.д. Обеспечение 3. в данной деятельности предполагает:
- ее осуществление исключительно субъектами, уполномоченными на то ФЗ об ОРД;
- то, что, никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом о.-р.д., а также никто не может подвергаться воздействию оперативно-розыскных средств, методов и действий иначе как по решению оперативника, принятому в соответствии с законодательством в области о.-р.д.;
- недопущение в работе оперативных подразделений и оперативников нарушений требований и предписаний, закрепленных в действующих законодательных и ведомственных нормативных актах, кот. они руководствуются при осуществлении о.- р.м. (в частности, возможность ограничения конституционных прав человека и гражданина лицами, участвующими в о.- р.д., исключительно по основаниям, указанным в ФЗ об ОРД);
- выявление, пресечение и устранение таких нарушений, а также установление причин и условий, им способствующих;
- привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении закона;
- разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушения закона и др.
3аконность о.-р.д. гарантируется проведением вневедомственного контроля, включая судебный, а также осуществлением прокурорского надзора.
Заявитель. 1. Лицо, официально обратившееся в компетентный орган или к должностному лицу с заявлением: а) по поводу реализации к.-л. его права или законного интереса; б) о наличии недостатков в деятельности к.-л. юридического лица; в) содержащим предложения по устранению к.-л. недостатков
и улучшению работы предприятия, учреждения или организации.
2. Лицо, официально обратившееся в суд, прокуратуру или иной правоохранительный орган с заявлением о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении или ином правонарушении.
3. По смыслу соответствующей нормы ФЗ об ОРД (ч.4 — ст. 5) —жалобщик, т.е. лицо, обратившееся с жалобой в суд по поводу, возможно, неправомерного решения или действия оперативного сотрудника (оперативного подразделения).
Злоупотребление – действие, с помощью которого государственный служащий или лицо, приравниваемое к государственному служащему, злоупотребляет служебным положением или превышает полномочия, если в результате этого государству, международной общественной организации, юридическому или физическому лицу была причинена большая утрата.
Информация конфиденциальная. 1. Документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Сведения, представляющие повышенный интерес для законного обладателя (собственника или владельца), имеющие ограничение на доступ к ним со стороны пользователей и защищаемые от несанкционированного доступа. Может содержать сведения, составляющие государственную, коммерческую, личную и другие виды тайны.
Информация оперативная. 1. Сведения о ч.-л., наиболее быстро (в конкретных условиях) поступившие к пользователю.
2. Данные, полученные в результате осуществления о.-р.д
Информация с ограниченным доступом. Установленные федеральным законодательствам Российской Федерации сведения о человеке, обществе и государстве, предусматривающие специальный режим их сохранности и защиты от несанкционированного доступа или неправомерного обращения. И.с о.д. по, условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Клиентизм – взаимовыгодные связи покровителя и другого лица или группы лиц (клиентов) и система обязательств между ними.
Конфликт публичных и частных интересов – ситуация, по которой лицо, которое находится на государственной службе, в ходе выполнения своих обязанностей или доверенности обязано принимать решение о доверенности, связанной также и с ее личными интересами, или принимать участие в его принятии, или выполнять такую доверенность.
Коррумпированность – это вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения. Реализация этой возможности зависит от нравственных устоев человека, честности, уважения к самому себе, обществу и государству, от отношения к своему долгу.
Коррупционер – служащий государственной, муниципальной (должностное или не должностное лицо) или негосударственной (лицо, выполняющее управленческие функции или не выполняющее таковых) организации, обладающий специальной деликтоспособностью (т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершение акта коррупции), признанный виновным
в совершении коррупционного правонарушения на основании судебного решения или в ином установленном законом порядке (например, в случае совершения дисциплинарных коррупционных проступков).
Коррупционное правонарушение – как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.
Коррупционное преступление – это предусмотренное в Уголовном кодексе Российской Федерации общественно опасное деяние, которое выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации
(в том числе, международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.
Коррупционные сети – формирование взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления, а также по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами.
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (Федеральный закон о противодействии коррупции № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года)
Корысть – одно их альтернативных свойств коррупционных правонарушений, выражающееся в стремлении обогатиться или обогатить других лиц за счет чужого имущества или прав на него с нарушением установленного правовыми нормами и договорами порядка распределения материальных благ.
Кумоство (устар.) – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников.
Лицо. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин (подданный), Л. без гражданства, постоянно или временно проживающее или пребывающее на территории Российской Федерации.
Лицо должностное. Человек, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющий функции представителя власти, либо выполняющий организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Лицо физическое. Человек, способный иметь гражданские права и нести обязанности (обладать гражданской правоспособностью).
Лицо юридическое. Организация, кот. имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Лихоимство (устар.) – получение лицом, состоявшим на государственной или общественной службе каких-либо преимуществ за совершение незаконных действий (бездействия) по службе (см. ст.402 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, 1845 г.).
Мздоимство (устар.) – получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе,
каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия)
по службе (см. ст.401 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, 1845 г.).
Мошенничество –хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. При этом под обманом понимается как сознательное искажение истины (активный обман), так и умолчание об истине (пассивный обман). В обоих случаях обманутая жертва сама передает свое имущество мошеннику.
Невыполнение должностных обязанностей – имеет место в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения по неосторожности государственным служащим или лицом, которое приравнивается к нему, своих обязанностей, в результате чего государству, юридическому или физическому лицу наносится большой убыток.
Непотизм– определение на рабочее место родственников, друзей и лиц из узкого круга знакомых в обход конкурсов и с нарушением принципа наибольшего соответствия работника должности и, тем самым, создание системы подчинённых и коллег – должников, используемой при принятии решений
Отмывание денег – действия, с помощью которых осуществляется попытка узаконить или припрятать происхождение полученных преступным путем денег.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния (в о.-р.д.). Ими признаются такие обстоятельства, при кот. деяние, признаки кот. предусмотрены уголовным законом, не является преступлением ввиду отсутствия общественной опасности, противоправности или вины.
В соответствии с УК РФ к О.,и.п.д., относятся: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения
Ответственность (юридическая). Возникшее в связи с совершением правонарушения правовое отношение между государством (в лице его органов или Представителей) и лицом, совершившим правонарушение, подвергающимся за содеянное конкретным правовым санкциям негативного для него свойства.
Различается четыре основных вида О.: уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная.
Подкуп – передача материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих договорных обязательств или долга. Подкуп служащего – разновидность коррупции – называется дачей взятки.
Противодействие коррупции – скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции.
Поручение (следователя, органа дознания). Одно из оснований для проведения оперативным подразделением к.-л. о.-р.м. Состоит в документально оформленном (по правилам уголовно-процессуального законодательства) требовании следователя (органа дознания) о проведении конкретных о.-р.м. по уголовному делу, находящемуся в его производстве.
рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел в установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательствами порядке.
Предварительное следствие. Основная форма предварительного расследования преступлений, начинающаяся после возбуждения уголовного дела и заканчивающаяся направлением уголовного дела прокурору (с обвинительным заключением) или прекращением уголовного дела по основаниям, предусмотренным в Уголовно-процессуальным кодексе (см. также Дознание).
Преступление особо тяжкое. Умышленное деяние, за совершение кот. УК РФ пре предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (пожизненное лишение свободы или смертная казнь).
Преступление тяжкое. Умышленное или неосторожное деяние, за совершение кот. максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.
Результат (результаты) оперативно-розыскной деятельности.Фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном ФЗ об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия
и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Теневая экономика – официально незарегистрированная экономическая деятельность. Включает законные, в принципе, виды деятельности (о которых не сообщается в налоговые органы) и незаконные виды деятельности (торговля наркотиками, проституция и др.).
Фаворитизм –форма коррупции, покровительство, попустительство, получение незаконных привилегий, назначение услуг или предоставление ресурсов от должностного лица родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т. п.
Частные интересы – личная имущественная или неимущественная заинтересованность лица, которое находится на государственной службе, или ее родственника, или члена семьи, который может влиять на принятие решений при исполнении служебных обязанностей.
Экзогенная коррупция – вид коррупции, в которой отношения выходят за рамки властных структур, а клиентами являются отдельные граждане и организации. Экзогенная коррупция делится на:
бытовую –коррупционные отношения возникают между должностным лицом и гражданином;
деловую –коррупционные отношения возникают между должностным лицом и организацией (юридическим лицом или его представителем, а также индивидуальным предпринимателем);
криминальную –коррупционные отношения возникают между должностным лицом и представителем криминального мира.
Эндогенная коррупция – вид коррупции, в которой в качестве клиентов выступают должностные лица органов власти и бюджетных организаций, то есть отношения происходят внутри властной структуры (или нескольких властных структур) между отдельными должностными лицами. Эндогенная коррупция делится на следующие виды:
горизонтальная –вид коррупции, выражающийся в сговоре между должностными лицами, не состоящими друг с другом в отношениях начальника – подчиненного, для достижения корыстных интересов (например, сговор между чиновниками из разных управлений);
нисходящая – подкуп, давление со стороны вышестоящего должностного лица по отношению к нижестоящему в целях достижения корыстных интересов (влияния на принятие определенного желаемого решения в той или иной ситуации);
восходящая – подкуп вышестоящего должностного лица нижестоящим
с целью получения от него защиты коррупционного дохода;
смешанная – коррупционные отношения представляют собой систему, состоящую из перечисленных выше трех видов.
TRANSPARENCY INTERNATIONAL – антикоррупционная международная неправительственная организация.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Понятие коррупции
Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 102-ФЗ (далее - Закон о противодействии коррупции) следующее:
коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица, (часть 1 статьи 1 Закона о противодействии коррупции).
Противодействие коррупции: деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, (часть 2 статьи 1 Закона о противодействии коррупции).
.Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) установлен запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Установленный для муниципальных служащих запрет направлен на противодействие коррупции и, необходимо заметить, что получение муниципальным служащим вознаграждения вопреки установленному запрету может быть расценено как получение взятки и привести к возбуждению уголовного дела по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации[1] (далее – УК РФ).
Вместе с тем запрет не распространяется на случаи дарения в связи
с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, поскольку пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ содержит ссылку на исключения, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с требованиями федерального законодательства подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Исключение из комментируемого запрета установлено статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающей дарение муниципальным служащим обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Следовательно, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями муниципальный служащий вправе получить обычный подарок стоимостью до трех тысяч
рублей.
В случае, если стоимость подарка, полученного муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, превышает три тысячи рублей, они признаются муниципальной собственностью и подлежат передаче по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в котором муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено право муниципального служащего выкупить подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом следует отметить, что основополагающей чертой дарения является его безвозмездность, которая, в свою очередь, определяет особенности правового регулирования дарения.
При рассмотрении вопроса о дарении подарков должностным лицам
необходимо отграничивать дарение от взяточничества. Если одаряемому необходимо выполнить определенное действие (бездействие) с использованием служебного положения, подарок независимо от стоимости будет являться взяткой.
Следовательно, основным признаком разграничения подарка и взятки является не стоимость вещи или материальная выгода, а то, за что она вручается и принимается.
Взяточничество среди коррупционных преступлений является наиболее распространенным и опасным явлением. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Коррупционные отношения между дарителем и одаряемым возникают только тогда, когда у одаряемого имеется интерес в подарке в обмен на совершение определенных действий или, наоборот, их несовершение в интересах дарителя. Поэтому при оценке коррупционных деяний следует исходить
из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе получение подарков стоимостью меньше 3000 рублей) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.