Основы налоговой системы российской федерации. источники налогового права

НК РФ определяет отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах РФ. К ним относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий(бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Правовое содержание НК РФ:

1) виды налогов и сборов;

2) объект и субъект налоговых правоотношений;

3) основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений;

4) порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

5) права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;

6) формы и методы налогового контроля и налогообложения;

7) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

8) порядок судебного обжалования действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц. Главными задачами налоговых органов является контроль за:

1) соблюдением налогового законодательства – правильностью исчисления налогов и других платежей;

2) полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленныхзаконодательством Российской Федерации;

3) контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Источники (формы) налогового права – официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, т. е. формы внешнего содержания налогового права.

Система актов, регулирующих налоговое право:

1) Конституция РФ;

2) законодательство о налогах и сборах – включает в себя следующие элементы:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах;

б) региональное законодательство о налогах и сборах;

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Подзаконные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить НК РФ, включают в себя:

1) акты органов общей компетенции:

а) указы Президента Российской Федерации;

б) постановления Правительства Российской Федерации;

в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, принятые исполнительными органами местного самоуправления;

2) акты органов специальной компетенции:

а) ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

б) решения Конституционного Суда РФ;

в) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

НАЛОГИ И СБОРЫ

Налоги и сборы – два вида обязательных бюджетных платежей, которые определяют понятие «налоговые платежи».

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.

Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Взыскание налога – непроизвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаки налогов:

1) императивно-обязательный характер – так как уплата налогов является конституционно-правовой обязанностью;

2) индивидуальная безвозмездность – так как уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу конкретного налогоплательщика определенные действия. Уплатив налог, налогоплательщик не приобретает дополнительных субъективных прав. Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий;

3) денежная форма – уплата налогов в Российской Федерации производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта Российской Федерации. В этом одно из отличий налога от сбора, именуемого в НК РФ взносом. Взнос может быть внесен как денежными средствами, так и в иных формах;

4) публичный и нецелевой характер налогов – именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращаетс я:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Наши рекомендации