Основы налоговой системы российской федерации. источники налогового права
НК РФ определяет отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах РФ. К ним относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий(бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Правовое содержание НК РФ:
1) виды налогов и сборов;
2) объект и субъект налоговых правоотношений;
3) основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений;
4) порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
5) права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
6) формы и методы налогового контроля и налогообложения;
7) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
8) порядок судебного обжалования действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц. Главными задачами налоговых органов является контроль за:
1) соблюдением налогового законодательства – правильностью исчисления налогов и других платежей;
2) полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленныхзаконодательством Российской Федерации;
3) контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Источники (формы) налогового права – официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, т. е. формы внешнего содержания налогового права.
Система актов, регулирующих налоговое право:
1) Конституция РФ;
2) законодательство о налогах и сборах – включает в себя следующие элементы:
а) федеральное законодательство о налогах и сборах;
б) региональное законодательство о налогах и сборах;
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
Подзаконные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить НК РФ, включают в себя:
1) акты органов общей компетенции:
а) указы Президента Российской Федерации;
б) постановления Правительства Российской Федерации;
в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, принятые исполнительными органами местного самоуправления;
2) акты органов специальной компетенции:
а) ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ;
б) решения Конституционного Суда РФ;
в) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
НАЛОГИ И СБОРЫ
Налоги и сборы – два вида обязательных бюджетных платежей, которые определяют понятие «налоговые платежи».
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.
Взыскание налога – непроизвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Признаки налогов:
1) императивно-обязательный характер – так как уплата налогов является конституционно-правовой обязанностью;
2) индивидуальная безвозмездность – так как уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу конкретного налогоплательщика определенные действия. Уплатив налог, налогоплательщик не приобретает дополнительных субъективных прав. Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий;
3) денежная форма – уплата налогов в Российской Федерации производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта Российской Федерации. В этом одно из отличий налога от сбора, именуемого в НК РФ взносом. Взнос может быть внесен как денежными средствами, так и в иных формах;
4) публичный и нецелевой характер налогов – именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращаетс я:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;
3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;
4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ