Социальная-экономическая сфера.

Российское государство, миновав Смуту, устремляется восстанавливать сельское хозяйство. Наиболее эффективно этот процесс проходил в южных районах страны, обладающих черноземными почвами, сложнее дело обстояло на центральных территориях, так как они были сильно разорены(например, в 14 центральных уездах в 70-м г. XVII в. распаханная земля составляла 60% от ранее возделываемой). Но, в целом, к 40-ым годам 17 в. основная часть земель была восстановлена.

В сельском хозяйстве оставались рутинными методы обработки земли, традиционные для предшествующего времени, однако в XVII в. в целом по сравнению с XVI столетием в России было произведено больше сельскохозяйственной продукции, прежде всего за счет освоения новых посевных площадей на юге России, в Поволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового хозяйства.

Как и прежде, происходил постепенный процесс закрепощения крестьянства, получивший свое юридическое завершение в Соборном Уложении. Закреплялись привилегии знати.

Постепенно активизировалось развитие ремесленного производства. Крупнейшими центрами ремесленного производства были Москва, Устюг Великий, Ярославль, Новгород, Тула и др. Ремесленными центрами в XVII в. были и некоторые села, в которых крестьяне полностью или частично порывали с земледелием. Например, торгово-промышленные села в Поволжье — Павлово, Лысково, Мурашкино.

Всю тяжесть ликвидации последствий интервенции феодальное государство перекладывало на народные массы. Помимо поземельного налога прибегали к чрезвычайным денежным сборам —"пятинным деньгам", которые собирались с 1613 по 1633 г. семь раз. Население всячески сопротивлялось сбору чрезвычайных налогов. Сильно возрос самый тяжелый прямой налог на содержание войска — "стрелецкие деньги".

Трансформация(преобразование):

• Хозяйства крупных вотчинников и монастырей стали втягиваться в рыночные отношения. Интенсивное вовлечение в товарное производство хозяйств частновладельческих крестьян тормозилось их полным подчинением власти феодалов, невозможностью свободно распоряжаться своим трудом, ростом владельческих и государственных повинностей.

• Ремесленный труд стал все чаще основываться на мелкотоварном производстве. Многие хозяйства, работающие раньше на заказ, стали работать на рынок. Наметилась специализация некоторых территорий: в Ярославле и Казани активно развивалось производство кож, из Тулы и Устюжны Железопольской везли металл, из Устюга и Урала — металлические изделия, из Пскова и Ржева — лен, из Тотьмы и Старой Русы — соль, - всё это явилось почвой для образнования мануфактур(крупных предприятий, основанных на специализации труда и использовании рабочих рук). В XVII в. в России было 30 мануфактур. Первая мануфактура была создана в 1631 г. на Урале — Ницинский медеплавильный завод.

Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. Торговый устав 1653 г. устанавливал единую рублевую пошлину для купцов и отменял ряд внутренних пошлин. В 1667 г. был принят Новоторговый устав, по которому иностранным купцам запрещалась розничная торговля на территории России. В стране начинают складываться раннебуржуазные элементы, которые были подвержены деформирующему воздействию феодального строя. В советской историографии XVII в. именовался началом нового периода русской истории. К этому времени ряд историков относил начало разложения феодализма и возникновение в его недрах капиталистического уклада хозяйства. Вопросы, связанные с генезисом капитализма в России, остаются дискуссионными. Споры вызывает вопрос о том, носили ли новые явления в экономике страны буржуазный характер.

• Намечаются тенденции перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной(ограничение церкви, предоставление привилегий социальной опоре монарха – дворянству).Также см.Соб.Улож.;)

•Конфликт между Алексеем Михайловичем и Никоном показал превалирование светской власти над духовной. Земские соборы созывались все реже, их политический вес падал, да и отведенная им роль была сугубо совещательной. Была предпринята реорганизация системы приказов: приказы объединяли в группы, каждая из которых находилась в ведении 1-го лица. На местах власть осуществлялась воеводами, назначаемыми царем. Приказ тайных дел 1654г. под руководством самого царя. Было отменено местничество в 1682г.Боярство теряло свою былую полит. силу.

• Стрелецкие полки утратили свою эффективность. Им долгое время не выплачивали жалование. Источником доходов становилась торговля, которая в силу того, что главным назначением стрельцов являлось несение воинской повинности, производилась крайне редко. Тем более, за торговлю нужно было выплачивать налог, а командиры стрелецких полков часто использовали своих подчиненных для работы в хозяйстве. Всё это делало обременительным военную службу. Для дворян военная служба также утрачивает значение стимула( Соб. Улож. допускало передачу имения по наследству). Кроме того, многие из них были плохо обучены ведению военных действий. Создавались полки «нового строя», формировавшиеся из «охочих немцев». Одновременно в стране формировались драгунские и рейтарские полки из «даточных людей»(1 человек от 100 дворов отправлялся на пожизненную службу)

• Церковная реформа. В 40-х-60х гг. 17 века сформировался кружок „ревнителей древнего благочестия“. Его ядром был духовник царя – Стефан Вонифатьев. Также в этой организации состояли Федор Ртищев, Никон, Аввакум, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Цель кружка – поднятие авторитета православной церкви и предотвращение развращенности в народном сознании. Кружок распался в 1652 г. вследствие возникших противоречий между его членами. Никон в 1652г всходит на патриарший стол.В 1658 г в результате конфликта с царем покинул престол. Церковный собор 1666-1667гг. окончательно лишил Никона сана патриарха. Последний был сослан в монастырь на Белоозере,а в1681г. умер. Наметилось две группировки: первая находилась под руководством Аввакума(развитие в духи традиций,изоляция от мира, недопущение проникновения латинской ереси), а вторая - под руководством Никона(преемственность опыта и знаний других народов, унификация церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческими, исправление богослужебных книг.

Возрождение государства в прежнем виде было уже невозможным в связи с тяжелым отпечатком Смуты, оставшимся на духовном и материальном поприще российского народа. В экономической, духовной,социальной и политической сферах жизни наряду с прежними появляются и новые тенденции развития. Под знаком усилившейся борьбы с новизной протекает все столетие.

Обмирщение культуры.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Театр.Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Наши рекомендации