Лечебное дело (060101); педиатрия (060103); стоматология (060201)
Дневной формы обучения
по специальностям:
Лечебное дело (060101); педиатрия (060103); стоматология (060201)
Составители:
М.В. Казьмина,
М.Н. Мякишев,
В.В. Асауляк
УДК…………….
Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры истории и психологии…………2014 протокол №…………..
Рецензенты:
Макарчук С. В. - доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Ведьмин О.П. – кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Казьмина М. В., д.и.н., Мякишев М.Н., к.и.н., Асауляк В.В. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории Отечества (IX – XXI вв.) студентам КемГМА дневной формы обучения по специальностям: лечебное дело (060101); педиатрия (060103); стоматология (060201)[Текст]. - Кемерово:……, 2014. - ……с.
Методические указания и планы семинарских занятий предназначены для организации самостоятельной работы студентов и подготовки их к аудиторным занятиям по дисциплине «История Отечества». Планы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и ориентированы на реализацию компетентностного подхода в обучении. Они содержат перечень тем и вопросов занятий, рекомендации по самостоятельной работе, список литературы и интернет ресурсов, тематику рефератов.
Пособие предназначено для студентов 1-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Кемеровской государственной медицинской академии.
УДК…………..
©М.В. Казьмина, М.Н. Мякишев, В.В. Асауляк, 2014
ВВЕДЕНИЕ
Планы семинарских занятий по истории Отечества составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.
Предмет дисциплины- отечественная история с древнейших времен до начала XXI в.
Структурнокурспостроен на основе проблемно-хронологического принципа. Отражены важнейшие периоды развития российской истории: древнейший и средневековье; новое и новейшее время.
Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях истории России.
Задачи дисциплины:
- подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире, к свободному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;
- углубление и систематизация исторических знаний;
- формирование аналитического мышления;
- обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- сущность, формы и функции исторического знания;
- методы и источники изучения отечественной истории;
- периодизацию отечественной истории;
- современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;
- общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;
- историю политических институтов российского общества;
- важнейшие события и явления; имена исторических деятелей, определивших ход отечественной истории;
- особенности экономического, социального и политического развития страны;
- программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов.
Уметь:
- анализировать исторические факты, документы на основе научной методологии;
- владеть основами исторического мышления;
- выражать и обосновывать, опираясь на исторические документы, свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;
- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы.
Владеть:
- навыками научно-исследовательской работы;
- навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
- навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
- навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;
- способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
Курс «История отечества» на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах рассчитан на 72 часа аудиторных занятий: лекции - 24 ч.; семинарские занятия - 48 ч. Итоговый контроль курса - зачет.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Результатом освоения дисциплины «История Отечества» должно стать формирование у студентов компетенций, обозначенных в рабочей программе по конкретной специальности.
Семинарские занятия – одна из форм учебного процесса, в рамках которой рассматриваются наиболее значимые и сложные вопросы. Их изучение позволяет лучше понять закономерности исторического процесса. Для освоения дисциплины студентам необходимо тщательно готовится к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию логично вести в следующей последовательности:
1. Ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия.
3. Использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные к курсу в качестве основной литературы. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой по теме и источниками.
4. На основе изученных материалов необходимо подготовить конспект, оформив соответствующие записи в тетради. При составлении конспекта нужно фиксировать наиболее важные положения источника, приводить необходимые рассуждения и доказательства. На полях полезно делать собственные замечания и размышления.
5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы рефератов. Подготовку к ним следует начинать с составления плана, подбора материала. Продуктивно использовать разнообразную литературу: монографии, статьи в исторических журналах («Вопросы истории», «Российская история» и др.), а также в центральных и местных периодических изданиях и сети Интернет.
6. Защита реферата предполагает устное выступление на семинаре (7-10 минут) с изложением основных положений работы и выводов.
7. В целях активизации внимания аудитории студентам рекомендуется использовать средства визуализации:
а) иллюстрации;
б) презентации и т.п..
8. На семинарских занятиях студент должен:
а) принимать активное участие в обсуждении предложенных вопросов;
б) внимательно слушать выступления коллег;
в) уметь корректно отстаивать собственную точку зрения;
г) участвовать в дискуссиях по предлагаемым темам.
Тема 1. Введение. Теория исторического процесса (1 час)
План семинара
1. История России как наука. Предмет и объект истории. Источники отечественной истории.
2. Основные общеисторические методы и подходы в изучении истории.
3. Отечественная историография. Крупнейшие российские историки и их вклад в развитие исторической науки.
4. Факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России. Основные функции истории.
По первому вопросу:
Ø Сформулировать определение истории как науки;
Ø Цель исторической науки (дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик);
Ø Предмет (исторический процесс, т.е. общественное развитие в его конкретно-историческом проявлении) и объект истории (деятельность людей);
Ø Исторические источники (вещественные, письменные, изобразительные, фонические).
По второму вопросу:
Ø Понятие метода как способа изучения и познания предмета данной науки;
Ø Методология, как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;
Ø Основные общеисторические методы (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный);
Ø Методы исторического познания (идеографический, ретроспективный, синхронный);
Ø Основные подходы к изучению истории (субъективистский, объективно-идеалистический, формационный, цивилизационный).
По третьему вопросу:
Ø Определение историографии;
Ø Выдающиеся историки России (С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, С.Ф. Платонов и др.). Их вклад в изучение отечественной истории.
По четвертому вопросу:
Ø Факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России:
o природно-климатический;
o геополитический;
o конфессиональный;
o социальной организации.
Ø Функции истории:
o воспитательная;
o прогностическая;
o познавательная;
o социальной памяти;
o практически-рекомендательная.
Темы рефератов:
1. В.О. Ключевский, как выдающийся историк России.
2. Научная деятельность Н.М. Карамзина.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Литература (основная):
1.Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Предисловие. Введение.
2. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. – Введение.
Литература (дополнительная):
1.Гуськов А.Г. Тихонов В.В. II Всероссийская научно-практическая школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI в.: проблемы, дискуссии, новые взгляды»/ Российская история. 2013. № 6.
2. Медушевский А.Н. История как наука и профессия: журнал «Российская история» за пять лет (2007-2012) /Российская история. 2012 - №4.
3. Поляков Ю.А., Щербань Н.В. История и политика: суждения В.О. Ключевского /Российская история. 2013 - №2.
4. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
5. Карамзин Н.М. История государства Российского/ Н.М. Карамзин - любое издание.
6. Ключевский В.О. Курс русской истории/В.О. Ключевский - любое издание.
7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей /Н.И. Костомаров - Любое издание.
8.Соловьев С.М. История России с древнейших времен/С.М. Соловьев - М., 1988.
План семинара
1. Этногенез славян.
2. Восточные славяне: общественный строй, хозяйство, быт, верования, отношения с соседями.
По первому вопросу:
Ø Современные научные представления о происхождении славян. Данные археологов, лингвистов, историков древности о славянах;
Ø Выделение ветви восточных славян.
По второму вопросу:
Ø Территория проживания восточных славян. Природно-климатический фактор и его роль в жизни славян;
Ø Общественный строй славян. Эволюция общественного устройства (родовая и соседская община; племена и союзы племен);
Ø Складывание ранних политический образований (Киев, Новгород);
Ø Вечевая демократия;
Ø Хозяйство и быт восточных славян;
Ø Языческие верования;
Ø Отношения с соседями (Византия, Хазарский каганат, Арабский халифат). Кочевники и Древняя Русь;
Ø Варяги и Русь.
Темы рефератов:
1. Языческие верования восточных славян.
2. Вече в Древней Руси.
Литература (основная):
1.Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, глава 1.
2. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. – Главы 1,2.
3.История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел I, глава1.
Литература (дополнительная):
1.Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.
2.Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003.
3.Карамзин Н.М. История государства Российского/ Н.М. Карамзин. - любое издание.
4.Ключевский В.О. Курс русской истории/В.О. Ключевский - любое издание.
5.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей /Н.И. Костомаров - Любое издание.
6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988.
Тема 3. Древнерусское государство: этапы становления и развития (1 занятие -2 часа)
План семинара
1. Причины образования Древнерусского государства.
2. Основные этапы развития. Киевские князья.
3. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.
По первому вопросу:
Ø Обосновать хронологические рамки существования Древнерусского государства;
Ø Сформулировать комплекс причин, приведших к возникновению государства:
o географический фактор и влияние пути из «варяг в греки»;
o уровень социально-экономического, политического и культурного развития союзов племен, вошедших в состав государства;
o значение внешнеполитического фактора;
o роль варягов в этом процессе.
По второму вопросу:
Ø Выделить основные этапы в становлении и развитии Древнерусского государства:
o начальный этап (конец IX - вторая половина Х в.). Становление государственности. Кризисные процессы и их преодоление;
o период расцвета Киевской Руси (конец Х - середина XI в.). Достижения в экономическом, политическом и культурном плане. Значение принятия христианства. «Русская правда» - первый, из дошедших до нас, письменный закон Древней Руси;
o завершающий этап (середина XI - начало (т.з. первая треть XII в.).
Ø Дать характеристику князьям Древнерусского государства, обратив особое внимание на историческую роль
o Олега;
o Игоря;
o Ольги;
o Владимира Святого;
o Ярослава Мудрого;
o Владимира Мономаха и Мстислава Великого.
По третьему вопросу:
Ø Дать определение понятию «раннефеодальная монархия»;
Ø Выявить истоки ее становления;
Ø Раскрыть систему государственного устройства;
Ø Охарактеризовать социальный строй (князья, бояре, дружинники, крестьяне, холопы и т.д.);
Ø Показать уровень экономического развития Древней Руси;
Ø Подвести итоги по теме, подчеркнув историческое значение существования Древнерусского государства.
Темы рефератов:
1. Владимир Святой и его роль в принятии христианства.
2. Культура Киевской Руси.
Литература (основная):
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, глава 1.
2. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел I, главы 2, 3,4
3. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. – Главы 2,3.
Литература (дополнительная):
1. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.
2.Кондратова Г.А. Династия Рюриковичей: философско-исторический анализ//Вопросы истории. 2014.- №1.
3. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. М., 2005.
4. Поляков А.Н. Киевская Русь как цивилизация. Оренбург, 2010.
5. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003.
6. Сахаров А.Н. 860 год в истории России// Вопросы истории. 2012. №7.
Тема 4. Русские земли и княжества во второй трети XII-первой половине XIII в. (1 занятие– 2 часа)
План семинара
1. Феодальная раздробленность на территории русских земель: причины, основные центры, последствия.
2. Монголо-татарское нашествие и его влияние на Русь.
По первому вопросу:
Ø Обосновать хронологические рамки феодальной раздробленности на Руси;
Ø Сформулировать комплекс причин, приведших к разделению земель:
o сложный порядок престолонаследия;
o относительная политическая самостоятельность удельных княжеств;
o утрата Киевом роли центра торговли на пути «из варяг в греки»;
o рост вотчинного землевладения;
o усиление боярской олигархии в Новгороде и Пскове;
o внешнеполитический фактор.
Ø Итоги социально-политического развития уделов в отсутствии централизованной власти на Руси.
По второму вопросу:
Ø Выделить основные этапы в становлении и развитии Золотой Орды;
Ø Причины поражения Руси:
o политическая раздробленность русских земель, которая повлекла невозможность концентрировать военные силы;
o превосходство монгольских войск: численное, военное и техническое;
o большой опыт ведения боевых действий и проведения быстрых захватов городов с осадой;
o железная дисциплина в войске монголов (военное воспитание начиналось с детства, а трусость считалась пороком, который карается смертью целого отряда).
Ø Зависимость Руси от Орды:
o экономический аспект – выплата ордынцам дани (ясака);
o дань кровью – участие русских воинов во многих походах хана Золотой Орды;
o политическая зависимость – именно монгольский хан решал, кому выдать ярлык на великое княжение;
o к середине XIII века, за ярлык боролись две группировки князей – западные князья (борьба с Ордой) и северо-восточные князья (покорность Орде).
Ø Последствия монгольского нашествия:
o 49 из 75 городов Руси было уничтожено;
o подорвано формирование третьего сословия свободных людей;
o экономическая отсталость;
o убыль населения, особенно ремесленников;
o усиление натурализации и экономической изоляции отдельных регионов;
o возвращение к государственному феодализму, т. е. боярство и служивые люди оказались в большой зависимости от своих князей (в отличие от домонгольского периода);
o нарастание деспотической тенденции во власти;
o продолжался процесс деления Русских земель;
o произошло отчуждение южной и юго-западной Руси (включены в состав Польши и Литвы);
o пострадали памятники духовной и материальной культуры;
o превращение Руси в улус Золотой Орды. Произошел цивилизационный раскол на Руси. С одной стороны – Юго-Западная Русь оказалась под влиянием Европы, с другой – Северо-Восточная Русь попала под контроль Орды;
o влияние позиции Александра Невского на монголо-татар. В период своего княжения пытался сделать минимально тяжелыми отношения между Ордой и Русью.
Ø Процесс развития государства (экономика, культура, политика и социально-психологическая сфера) был частично замедлен и деформирован;
Ø Подвести итоги по теме, подчеркнув историческое значение феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия.
Темы рефератов:
1. Феодальная раздробленностьна Руси и в странах Европы и Азии: общее и особенное.
2. Основные политические центры раздробленной Руси и особенности их развития.
3. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
4. Золотая Орда: мифы и реальность.
5. Монголо-татарское нашествие на Русь.
Литература (основная):
1. Зуев М.Н. История России: учебник / М. Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 656 с.
2. Орлов, А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н. Г. История России: учебник / А.С. Орлов., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева – М.: Проспект, 2011. – 528 с.
3. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по истории / С.Ф. Платонов. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.
4. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова. М.: Проспект, 2012.– 768 с.
Литература (дополнительная):
1. Валеев Р. М. Торговля и товарно-денежные отношения Золотой Орды // Вопросы истории. – 2009. – № 4. – С. 97-105.
2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь: ЛЕАН; – М.: АГРАФ, 2000. – 480 с.
3. Головко А.Б. Князь Роман Мстиславич // Вопросы истории. – 2002. – № 12. –С. 52-70.
4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 1993. –781 с.
5. Комаров К.И. О нашествии Батыя на Северо-Восточную Русь в 1237-1238 гг. // Вопросы истории. – 2012. – №10. – С. 87-96
6. Крадин Н. Н. Империя Чингисхана в новых западных исследованиях // Вопросы истории. – 2010. – №5. – С. 9-25.
7. Майоров А.В. Монгольская угроза и христианский мир Европы в середине XIII в. // Вопросы истории. – 2013. – №4. – С. 34-49.
8. Риер Я. Г. Золотая Орда: проблемы генезиса Российского государства // Вопросы истории. – 2009. – №10. – С. 166-169.
Тема 5. Русские земли в конце XIII-XVI вв. Образование Российского государства (2 занятия-4 часа)
План семинара
1. Образование Московского княжества и возвышение Москвы.
2. Этапы становления Российского централизованного государства.
3. Иван IV Грозный. Реформы Избранной Рады.
4. Опричнина: причины, сущность, последствия.
По первому вопросу:
Ø Выявить истоки становления Московского княжества. Борьба Москвы и Твери;
Ø Показать причины возвышения Москвы:
o выгодное географическое положение;
o развитый экономический центр;
o конфессиональный фактор;
o активная политика московских князей.
По второму вопросу:
Ø Выделить основные этапы в становлении и развитии Российского централизованного государства:
o начальный этап (конец XIII - 80-е годы ХIV в.). Становление государственности. Кризисные процессы и их преодоление. Куликовская битва 8 сентября 1380 г.;
o второй этап (конец ХIV - середина XV в.). Феодальная война второй четверти XV в.
o завершающий этап (вторая половина XV – первая треть XVI в.). Политика Ивана III (1462-1505 гг.) – появление нового титула «государь всея Руси» и местничества. Складывание централизованного аппарата управления (Боярская дума – бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки). Стояние на Угре в 1480 г. Отказ платить дань монголо-татарам. Судебник 1497 г. Василий III (1505-1533 гг.). Ликвидация независимости Пскова и Рязани. Интенсивный рост феодального землевладения (вотчина, поместье).Собственность на землю:вотчинная и государственная; поместное владение. Деление крестьян по социальному положению– владельческие, дворцовые и черносошные.
Ø Итоги:
o главной особенностью образования российского централизованного государства является преобладание политических причин над экономическими;
o борьба с Золотой Ордой и Ливонским орденом;
o Россия охватывала площадь в 2 800 тыс. кв. км с населением (по разным оценкам) от 6,5 до 7-8 млн. человек.
По третьему вопросу:
Ø Рассмотреть период царствования Ивана IV (1547-1584 гг.):
o Избранная рада (А. Адашев, князь А. Курбский, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, дьяк И. Висковатый и др.);
o стремление к централизации;
o созыв в 1549 г. первого в русской истории органа представительства различных социальных слоев (боярство, духовенство, дворянство, служилые люди и др.) – Земского собора;
o Судебник (1550 г.);
o «Стоглав» (1551);
o отмена кормления (1556 г.);
o появление органов центральной исполнительной власти – приказы (Разрядный, Посольский, Стрелецкий, Челобитный и др.);
o ограничение местничества;
o создание стрелецкого войска;
o «Уложение о службе»;
o установление единицы налогообложения («соха») и размера взимаемых с нее повинностей («тягло»);
o территориальный рост;
o безопасность восточных границ;
o предпосылки для дальнейшего продвижения в Приуралье и Сибирь;
o Ливонская война 1558-1583 гг. (причины, цели, этапы, итоги).
По четвертому вопросу:
Ø Определение опричнины (1565-1572 гг.) - политика Ивана IV, приведшая к разделу земель русского государства на земские и «опричные». Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения целей;
Ø Цели опричнины (установление неограниченной власти царя, борьба с феодальной аристократией, ликвидация остатков феодальной раздробленности);
Ø Причины опричнины (объективные и субъективные);
Ø Террор, обрушившийся против:
o древних боярских родов (князь Владимир Старицкий);
o духовенства (митрополит Филипп);
o дворян (Адашев);
o городов (погром в Новгороде зимой 1569-70 гг., террор в Москве 1570-1571 гг.).
Ø Последствия опричнины:
o разорение экономики страны. Для удержания бежавших от насилия и невыносимых налогов крестьян были приняты законы о заповедных годах (1581 г.), отменявшие правило Юрьева дня и запрещавшие крестьянам менять своих хозяев;
o консервация феодальных отношений;
o сокращение численности населения страны;
o централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок;
o самодержавная власть;
o ослабление военной мощи России. На западе были войска Речи Посполитой, а шведские войска захватили Нарву, Копорье и др.;
o в 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары сожгли Москву;
o династический кризис.
Ø Подвести итоги по теме.
Темы рефератов:
1. Иван IV и политика опричнины.
2. Социально-экономическое развитие России в XVI в.
3. Избранная рада и ее реформы.
Литература (основная):
1. Зуев М.Н. История России: учебник / М. Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 656 с.
2. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. История России: учебник / А. С. Орлов., В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева – М.: Проспект, 2011. – 528 с.
3. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по истории / С. Ф. Платонов. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.
4. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н.Сахарова. М.: Проспект, 2012.– 768 с.
Литература (дополнительная):
1. Валишевский К. Иван Грозный: Историческое исследование / К. Валишевский. – М.: «Издательство АСТ», 2002. – 416 с.
2. Володихин Д. М. Рюриковичи / Д. М. Володихин. – М.: Молодая гвардия 2013. – 496 с.
3. Иоанн Грозный. Петр Великий. А. Д. Меншиков. Г. А. Потемкин: Биогр. очерки. – М.: Республика, 1998. – 366 с.
4. Казарезов В. В. Самые знаменитые реформаторы России / В.В. Казарезов. – М.: Вече, 2002. – 480 с.
5. Скрынников Р. Г. Иван Грозный и его время // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История». – 2008. – № 7 – С. 64-72.
6. Флоря Б. Н. Иван Грозный. – М.: Мол. гвардия, 1999. – 403 с.
7. Хорошкевич А. И. Россия в системе международных отношений середины XVI в. – М.: «Древлехранилище», 2003. – 622 с.
Тема 6. Россия в XVII в. (2 занятия-4 часа)
План семинара
1. Смутное время в истории России: причины, основные события, итоги.
2. Социально-экономическое и политическое развитие России. «Бунташный век».
3. Церковный раскол и его последствия.
По первому вопросу:
Ø Сформулировать понятие и указать временные рамки Смутного времени;
Ø Причины Смуты:
o династический кризис (умер в 1591 г. царевич Дмитрий, а в 1598 г. Федор Иванович);
o сословные противоречия. Бояре стремились к власти, крестьяне были недовольны своим положением (им запретили переходить в другие поместья, они были привязаны к земле);
o экономический спад, в том числе из-за неурожаев (голод 1601-1602 гг.), Ливонской войны и завоевательных походов;
o социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей. Они винили правителя и периодически устраивали восстания, поддерживая Лжедмитриев;
o последствия опричнины, подорвавшей уважение к власти и закону.
Ø Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.), Лжедмитрия I (1605-1606 гг.), Лжедмитрия II и В. И. Шуйского (1606-1610 гг.), Семибоярщина (1610-1613 гг.). Второе народное ополчение и освобождение Москвы;
Ø Последствия Смутного времени:
o временное усиление роли сословно-представительных органов власти;
o воцарение династии Романовых (1613-1917 гг.);
o расстройство местничества ослабило позиции боярства и усилило роль дворянства;
o экономическая разруха и обнищание народа;
o Россия сохранила независимость;
o ухудшилось международное положение:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o a)1617 г. – Столбовский договор со Швецией. Россия лишилась выхода в Балтику; b)1618 г. – Деулинское перемирие с Польшей на 14,5 лет. Польше переданы Смоленская и Чернигово-Северская земли.
o
По второму вопросу:
Ø Рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.:
o восстановления разоренных хозяйств;
o укрепления феодально-крепостнического уклада;
o основой экономики аграрной России становится барщина и оброк;
o Соборным уложением (1649 г.) были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей (окончательное закрепощение);
o признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве;
o рост ремесленного производства (литейного, оружейного, медного и др.). Появилась новая форма производства – мануфактура;
o формируется всероссийский рынок;
o товарное производство и торговля (Устав 1653 и 1667 гг.) становятся причиной возникновения и роста новых российских городов;
o переход к абсолютизму (концентрация власти);
o дать определение абсолютизма, указав его ключевые признаки (наличие регулярной армии, чиновничество и т.п.);
o возникновение централизованного аппарата управления. Система приказов;
o в местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов – приказчиков, старост;
o отмена местничества, стершая грани между сословными группами и объединившая дворянство (1682 г.).
Ø Указать, почему современники называли XVII век «бунташным» временем;
Ø Перечислить причины восстаний:
o неурожаи;
o голод;
o нехватка средств на содержание армии (увеличение налогов);
o внедрение системы откупов.
Ø Назвать годы, места, состав участников, основные требования выступлений XVII века:
o Восстание Хлопка (1601-1603 гг.);
o Восстание И. И. Болотникова (1606-1607 гг.);
o «Соляной бунт» (1648 г.) и городские восстания (1648-1650 гг.);
o «Медный бунт» 1662 г.;
o крестьянская война под предводительством С. Т. Разина (1670-1671 гг.).
По третьему вопросу:
Ø Церковная реформа середины XVII в. Ее причины и суть:
o необходимость централизации и унификации обрядов, книг русской православной церкви;
o рост недовольства церковью среди народа;
o стремление царя объединить православные церкви Украины и Балканских стран с русской церковью;
o преобразования патриарха Никона и церковного собора вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем.
Ø В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния:
o нововведения касались обрядовой стороны, а не сущности православия;
o с 1667 г. раскольников предавали суду и сжигали;
o Соловецкое восстание (1668-1676 гг.);
o в 1674 г. старообрядцами было принято решение о прекращении молитв за царя (полный их разрыв с обществом) и массовые самосожжения (погибло около 20 тыс. человек);
o Подвести итоги по теме.
Темы рефератов:
1. Феномен самозванства в период смутного времени.
2. Исторический портрет Алексея Михайловича Романова.
3. Крестьянские войны XVII в.
4. Русско-польская война (1609-1618 гг.).
Литература (основная):
1. Зуев М. Н. История России: учебник / М. Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 656 с.
2. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. История России: учебник / А.С. Орлов., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева – М.: Проспект, 2011. – 528 с.
3. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по истории / С.Ф. Платонов. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.
4. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. М.: Проспект, 2012.– 768 с.
Литература (дополнительная):
1. Володихин Д. М., Курукин И. В., Козляков. ??Царская Россия Рюриковичи. Герои Смуты. Романовы. В 3-х книгах. – М. Молодая гвардия, 2013 – 1336 с.
2. Володихин Д.М. Пожарский / Д. М. Володихин. – Вече, 2012 – 336 с.
3. Нефедов С. Первые шаги по пути модернизации России: реформы середины XVII в. // Вопросы истории. – 2004. – № 4. – С. 33-52.
4. Низовский А. Русские самозванцы / А. Низовский. – М.: Прибой, 2000. – 320 с.
5. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. – М.: Памятники исторической мысли, 2006 –368 с.
6. Скрынников Р. Г. Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках / Р. Г. Скрынников. – М., 2009. – 430 с.
7. Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смутного времени» / Р. Г. Скрынников. – М.: «Мысль», 2006. – 205 с.
8. Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев / Р. Г. Скрынников. – Новосибирск: Наука, 1990 – 278 с.
9. Широкорад А. Б. Дмитрий Пожарский против Михаила Романова / А. Б. Широкорад. – М.: Вече, 2005 – 340 с.
План семинара
1. Александр II. Реформы 1860 – 1870-х гг. Внутренняя политика Александра III.
2. Идейная борьба и общественное движение во второй половине XIX в. (консерваторы, либералы и радикалы).
3. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
По первому вопросу:
Ø Крестьянская реформа 1861 г. Причины отмены крепостного права:
o кризис феодально-крепостнической системы;
o рост антикрепостнических выступлений и настроений в обществе;
o военно-техническая отсталость России;
Ø Значение и оценка реформы.
Ø Рассмотреть реформы Александра II:
o земская (1864 г.). Распорядительные и исполнительные органы на местах. Функции земств;
o городская (1870 г.). Распорядительные и исполнительные органы в городах.
o судебная (1864 г.). Общие и мировые суды;
o реформы в сфере образования (1863 г.) и печати (1865 г.);
o военная (1874 г.).
Ø Контрреформы Александра III (в сфере местного управления, образования, печати; в области судопроизводства).
По второму вопросу:
Ø Три направления общественного движения России второй половины XIX века:
o консервативное (К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой и др.);
o либеральное (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.);
o радикальное (народничество, основные течения и лидеры, организация «Земля и воля». Марксистское направление. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).
По третьему вопросу:
Ø Борьба России за пересмотр Парижского трактата заключенного по итогам Крымской войны.
Ø Присоединение Средней Азии к России.
Ø Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Ø Русско-французский союз 90-х гг. XIX века.
Темы рефератов:
1. Исторический портрет Александра II.
2. Исторический портрет Александра III.
3. Значение реформ Александра II.
4. Продажа Аляски в 1867 г.
5. Достижения науки и культуры в России во второй половине XIX в.
Литература (основная):
1. История России: учебное пособие для бакалавров по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. – Раздел III, глава 13.
2. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. – Глава 23-26.
3. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. - М. : Проспект, 2012. – Раздел IV, глав