Специальность 060101 «Лечебное дело»

Специальность 060501 «Сестринское дело»

Продолжительность одного теоретического занятия 90 мин.

Разработка на 12 лекций (всего на 24 часа)

Место проведения теоретического занятия –

Учебная комната

Преподаватель: Федотова Г.Е.

Каковкина И.Н.

Утверждено на заседании ЦМК_________

Протокол №__________________________

Председатель ЦМК педиатрии _________

Г.

Лекция № 1

Тема: «История развития педиатрии. Периоды детского возраста»

План лекции

1. Педиатрия как наука и основные этапы ее развития.

2. Периоды детского возраста:

· период внутриутробного развития;

· период новорожденности;

· период грудного возраста;

· период «молочных зубов»

а) преддошкольный возраст;

б) дошкольный возраст;

· младший школьный возраст;

· старший школьный возраст.

Краткая характеристика, основные потребности ребенка в каждый период и способы их удовлетворения.

Вопросы для закрепления нового материала лекции.

1. Что изучает педиатрия?

2. Чем характеризуется период новорожденности?

3. Сколько длится период новорожденности?

Урок - лекция № 1

Тема: «История развития педиатрии. Периоды детского возраста»

История развития педиатрии

Педиатрия– это греческое слово, состоит из двух частей: paidos – ребенок, iatrea- врачевание. Педиатрия изучает человеческий организм от рождения до подросткового возраста включительно.

В задачи педиатрии входит изучение анатомо-физиологических особенностей растущего организма, диагностики, особенностей течения, лечения и профилактики различных заболеваний у детей.

Педиатрия, как наука, имеет свою историю. Профессор-акушер С.Ф.Хотовицкий впервые выделил педиатрию как отдельную отрасль медицины. Ему принадлежат замечательные слова: «…ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого». С.Ф. Хотовицкому принадлежит первое руководство по детским болезням.

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г.- детская больница имени Н.Ф. Филатова, затем в Москве в 1842 г. Н.Ф. Филатов основатель отечественной педиатрии. Он впервые описал корь, краснуху, скарлатину и др. заболевания.

Н.П. Гундобин первым описал анатомо-физиологические особенности детского организма которые актуальны до настоящего времени. Поликлиническая помощь детям до революции оказывали в амбулаторных условиях при больницах и клиниках. После Октябрьской революции охрана материнства и детства была объявлена государственной задачей. Развернулась широкая сеть яслей, домов матери и ребенка, молочных кухонь, поликлиник. В 1998г. в России была 491 детская поликлиника. Большое значение предавалось профилактической работе, рациональному вскармливанию детей раннего возраста.

Периоды детского возраста

Ребенок находится в процессе постоянного роста и развития, совершенствования органов и систем. Поэтому нельзя рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре, а также говорить об анатомо-физиологических нормах для детей вообще или об особенностях течения той или иной болезни у ребенка без учета возрастного аспекта.

Условно все детство подразделяется на следующие периоды:внутриутроб-ный, новорожденного, грудного возраста, преддошкольный, дошкольный, младший школьный и старший школьный.

Внутриутробный период.Для развивающегося плода организм матери является внешней средой, и состояние здоровья, условия жизни матери во время беременности имеют важнейшее значение для нормального физиологического развития плода. Первые 8 нед беременности - это эмбриональный период, плаценты еще нет. В этот период заболевания женщины могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности или грубым порокам развития.

При благоприятном течении зародыш быстро развивается, происходит бурная дифференцировка тканей, формирование органов и систем. С 9-й недели зародыш превращается в плод, образуется плацента – это плацентарный период. Продолжаются интенсивные процессы созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к внеутробной жизни. При вредных воздействиях – менее грубые пороки развития или прерывание беременности.

Плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом, однако на фоне заболеваний ее проницаемость может увеличиться, и она становится проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков.




Поэтому вирусные заболевания матери грипп, краснуха и др.— являются чрезвычайно опасными для плода и могут отразиться в последующем на физическом и психическом развитии новорожденного. Различные нарушения питания, эмоциональная и физическая перегрузка беременной и другие вредные факторы могут создавать задержку созревания плода, а также дистрофические и воспалительные изменения в его органах и тканях.

В связи с этим особенно важна так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей врачей, а также медицинских работников среднего звена. Фельдшер или медицинская сестра должны регулярно посещать будущих матерей, в первую очередь из групп риска, контролировать состояние их здоровья, проводить профилактику и лечение токсикозов. Необходимо также следить за комфортностью окружающей среды, психологическим настроем женщины, соблюдением ею правил личной гигиены, своевременным устранением профессиональных вредностей, переходом на легкую работу.

Период новорожденности или неонатальный период длится от момента пережатия пу­повины до 28-го дня жизни ребенка и является самым ответственным периодом детского возраста. Первые 7 дней жизни определяются как период ранней адаптации новорожденного. Меняются условия жизни: температура, влажность окружающей среды, ребенок переходит на внешнее дыхание. Все это заставляет его приспосабливаться к новым условиям жизни. Необходимо со­здать оптимальные условия для удовлетворения всех жизненных потребностей новорожденного, строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы, обучать мать правилам вскармливания и ухода за ребенком. Все это позволит облегчить период адаптации, сохранить здоровье малышу.

Возможные проблемы здорового ребенка: Беспокойство; срыгивание и аспирация молока; затруднения при кормлении грудью со стороны ребенка или матери; гипогалактия; отказ матери от кормления грудью; беспокойства из-за боли в животе в результате метеоризма; дефицит знаний матери правил вскармливания и ухода за ребенком.

Период грудного возрастаусловно начинается с 29-го дня жизни и заканчивается в 12 мес, В это время дети интенсивно растут, прибавляют в массе тела. Длина тела в среднем за первый год увеличивается на 25 см и достигает 75—80 см, масса тела утраивается, составляя около 10,5 кг. Развиваются статические функции, ребенок к 6 мес сидит, к 1 году — ходит. С 5—б мес начинают прорезываться молочные зубы; к году бывает обычно 8 зубов (передние — 4 верхних и 4 нижних). Ребенок рождается с безусловными врожденными рефлексами, к которым относятся сосание, глотание, мигание, чиханье, акт дефекации, мочеиспускания и др. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2 нед жизни, происходит развитие условных рефлексов. Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, на приготовление к кормлению, но уже с 3-го месяца рефлексы значительно усложняются: ребенок устойчиво фиксирует взгляд, следит за движением предмета, поворачивает голову к источнику звука, отвечает улыбкой, активными движениями рук и ног на разговор с ним. Начиная с 6 мес произносит отдельные слоги, громко смеется. К году дети обычно знают около десяти слов, и с этого момента начинается развитие речи. Интенсивный рост и дифференцировка мозга сопровождается быстрым увеличением объема головы Частота сердечных сокращений на первом году жизни составляет в среднем 130 в 1 мин, частота дыханий — 30—35 в 1 мин.

В связи с интенсивностью обменных процессов характерна большая потребность в пище, которая компенсируется правильно организованным вскармливанием. При любых погрешностях режима питания легко развиваются заболевания желудочно-кишечного тракта, рахит, анемия, заболевания органов дыхания, масса тела ребенка может быстро снижаться, развивается гипотрофия, рахит.

У детей грудного возраста при заболеваниях, особенно инфекционных, отмечается склонность к диффузным, общим реакциям; при пневмониях, гриппе, дизентерии, диспепсии могут появиться судороги, легко развиваются токсикоз, обезвоживание.

В этом периоде очень важны профилактика указанных заболеваний и своевременная их диагностика. В связи с этим дети первого года жизни подлежат ежемесячному диспансерному наблюдению с измерением параметров тела, тщательным осмотром, проведением анализов крови и мочи. После этого оценивается состояние здоровья и развития ребенка.

При полном здоровье с трехмесячного возраста начинают комбинированные профилактические прививки согласно вакцинальному календарю. Диспансеризация здоровых детей и проведение прививок - обязанность фельдшера, работающего в кабинете здорового ребенка и прививочном кабинете.

Возможные проблемы здорового ребенка: Отставание в физическом развитии; отставание или задержка нервно-психического развития; трудности в организации рационального вскармливания проблемы в организации режима дня, вопросах воспитания; дефицит знаний родителей о развитии детей этого возраста и правилах рационального вскармливания.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет ясельный возраст) характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжается активный, но замедляющийся рост. Прибавка массы тела за второй год жизни составляет 3—3,5 кг, за третий - около 2,5 кг. Длина тела увеличивается соответственно на 8—10 и 7—8 см. Частота сердечных сокращений составляет 110—120, частота дыхания — 25-—30 в 1 мин. К 2-м годам 8 молочных зубов. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой деятельности является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас, ребенок начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы, а к 2—3 годам предложения становятся многословными, он подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ребенком правильно. Начиная с 1,5 лет, дети спят днем около 3 ч, ночью -11 ч.

В связи с увеличивающимися контактами детей между собой в этом возрасте увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этот период несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. Среднегодовая прибавка массы тела в этом периоде детства составляет 2—2,5 кг, длины тела — 5—6 см. Частота сердечных сокращений 90— 100, частота дыханий—18—20 в 1 мин.

В 5—6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократным - 2—2,5 ч, ночной 10 - 11 ч. В этом возрасте развиваются тонкие навыки у детей: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы. В дошкольном периоде по-прежнему часты детские инфекции, но проявляются заболевания, в основе которых большую роль играют аллергия, измененная реактивность организма. В эти возрастные периоды продолжаются профилактические прививки, проводится диспансерное обследование детей специалистами. Дети готовятся к школе. Медицинские работники среднего звена организуют эту подготовку в детских учреждениях, следят за соблюдением индивидуального календаря прививок обеспечивают карантинные мероприятия в случае инфекции, отвечают за питание детей.

Возможные проблемы здорового ребенка: Дефицит или избыток массы тела; нарушение осанки; риск травматизма; повышенная эмоциональная лабильность; сложности адаптации при поступлении в ДДУ; дефицит знаний и умений ребенка по самоуходу; дефицит знаний родителей особенностей дошкольного возраста.

Период младшего школьного возраста(от 7 до 12 лет). Продолжается совершенствование функций организма ребенка. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система, скелет. Молоч­ные зубы полностью заменяются постоянными. Нарастание массы и длины тела происходит по тем же законам, что и в дошкольном периоде. Частота сердечных сокращений - 80—90, частота дыханий — 20—18 в 1 мин.

Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное сидение ребенка за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника. Изменение динамического стереотипа и характера питания с началом учебы в школе приводят к возникновению функциональных, а затем и органических заболеваний желудочно-кишечного тракта в этом периоде детства. Недостаточность гигиенических навыков обусловливает частоту гельминтозов, кишечных инфекций и острого вирусного гепатита.

Период старшего школьного возраста (12—10 лет) - это период полового созрева-ния. Характеризуется значительной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, нервной системы, обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой – неустойчи-востью вегетативно-эндокринной системы.

Частота сердечных сокращений и частота дыханий приближаются к нормам взрослого человека и составляют 70—80 и 16—18 в 1 мин, но очень часты различного рода аритмии.

Функции фельдшера или медицинской сестры в школе очень разнообразны: контроль за состоянием здоровья и физическим развитием школьников, их питанием, соблюдением календаря прививок, санитарным состоянием классов, гигиеническими навыками детей, оказание неотложной помощи При диспансерных осмотрах периодически определяется острота зрения и слуха, измеряется артериальное давление, подсчитывается частота пульса и дыхания.

Возможные проблемы: Нарушение осанки; снижение остроты зрения; нарушение физического развития; нарушение полового развития; наличие вредных привычек; затруднения в организации питания, режима дня, воспитания; дефицит знаний подростка и его родственников особенностей данного возрастного периода.

Примерный перечень возможных проблем у здорового ребенка

Новорожденный ребенок Грудной возраст Дошкольный возраст Школьный возраст
Беспокойство; срыгивание и аспирация молока; затруднения при кормлении грудью со стороны ребенка или матери; гипогалактия; отказ матери от кормления грудью; беспокойства из-за боли в животе в результате метеоризма; дефицит знаний матери правил вскармливания и ухода за ребенком Отставание в физическом развитии; отставание или задержка нервно-пси- хического развития; трудности в организации рационального вскармливания проблемы в организации режима дня, вопросах воспита- ния; дефицит знаний родителей о развитии детей этого возраста и правилах рационального вскармливания Дефицит или избы- ток массы тела; нарушение осанки; риск травматизма; повышенная эмо- циональная лабиль- ность; сложности адаптации при поступлении в ДДУ; дефицит знаний и умений ребенка по самоуходу; дефицит знаний родителей особенностей до- школьного возраста Нарушение осанки; снижение остроты зрения; нарушение физического разви- тия; нарушение по- лового развития; наличие вредных привычек; затруд- нения в организации питания, режима дня, воспитания; дефицит знаний подростка и его родственников особенностей данного возрастного периода

Примерный перечень возможных проблем у здорового ребенка

Новорожденный ребенок Грудной возраст Дошкольный возраст Школьный возраст
Беспокойство; срыгивание и аспирация молока; затруднения при кормлении грудью со стороны ребенка или матери; гипогалактия; отказ матери от кормления грудью; беспокойства из-за боли в животе в результате метеоризма; дефицит знаний матери правил вскармливания и ухода за ребенком Отставание в физическом развитии; отставание или задержка нервно-пси- хического развития; трудности в организации рационального вскармливания проблемы в организации режима дня, вопросах воспита- ния; дефицит знаний родителей о развитии детей этого возраста и правилах рационального вскармливания Дефицит или избы- ток массы тела; нарушение осанки; риск травматизма; повышенная эмо- циональная лабиль- ность; сложности адаптации при поступлении в ДДУ; дефицит знаний и умений ребенка по самоуходу; дефицит знаний родителей особенностей до- школьного возраста Нарушение осанки; снижение остроты зрения; нарушение физического разви- тия; нарушение по- лового развития; наличие вредных привычек; затруд- нения в организации питания, режима дня, воспитания; дефицит знаний подростка и его родственников особенностей данного возрастного периода

Лекция № 2

План лекции

Наши рекомендации