Эффективное разделения бюджета
Один из объектов государственного регулирования региональная бюджетно-налоговая система. Это обособленная часть соответствующей государственной системы, связанная с последней генетически и структурно. Она составляет именно часть целого (пока существует целостность государства), по-своему отражая соотношение централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных тенденций. Региональная бюджетно-налоговая система символ и гарант региональной ослабленности, независимости, самостоятельности. Региональные бюджетно-налоговые системы – порождение и результат территориальной организации общества.
Один из аспектов регулирования региональных бюджетов – рационализация разделения бюджетов.
Мощным фактором сдерживания инфляционных процессов и объединения регионов в едином движении за «тяжелый рубль» могло бы стать существенное сокращение доли в доходах бюджетов территорий именно инфляционных налогов. При этом перераспределение доходов в пользу территорий должно тесно увязываться с передачей на их уровень определенных статей расходов с соответствующей им частью дефицита бюджета. В противном случае доходы станут перераспределяться в пользу территорий, тогда как бюджетные расходы в подавляющей их части будут производиться федеральными органами.
Можно выделить и сформулировать следующие принципы эффективного разделения бюджета по доходам и расходам.
1. Доходы федерального бюджета целесообразно ориентировать преимущественно на косвенные (инфляционные) налоги, доходы бюджетов территорий – на прямые налоги.
2. Перечень налоговых поступлений территориям и федеральным органам должен обеспечивать достаточную стабильность доходов бюджетов относительно уровней экономической активности и инфляции.
3. При формулировании доходной части государственного бюджета должен быть максимально соблюден принцип равенства субъектов Федерации в бюджетно-налоговом отношении.
4. Разделение доходов между бюджетами следует осуществлять в строгом соответствии с разграничением объектов расходов.
5. Эффективное разделение бюджетов базируется на принципе соответствия между расходами на развитие, расходами «рентного характера», «безвозвратными» расходами (на социальные программы) и группами налогов, выполняющих стимулирующие функции (налог на прибыль), рентные (платежи за природные ресурсы) и собственно фискальные функции (подоходный налог).
6. В то же время одним из основных принципов разделения доходов и расходов является принцип субсидиарности, согласно которому принятие решений и расходы осуществляются наиболее компетентной инстанцией.
7. Крайне важно в процессе разделения бюджетов свести к минимуму перераспределение налогово-бюджетных ресурсов, как на федеральном, так и на республиканском, областном, краевом уровнях.
8. При разделении должно быть соблюдено единство налогово-бюджетной системы и ответственности за ее исполнение. Регионам следует предоставить самостоятельность в определении налогов и сборов в пределах выделенной компетенции и социально-политической ответственности.
При реализации данного принципа большое значение имеют раз-работка и формирование эффективных механизмов разделения ответственности за образующийся дефицит бюджета между федеральными органами и регионами.
Если в регионе в процессе исполнения бюджета образовался его дефицит к собранным по единой схеме разделения бюджетным доходам территории, превышающий величину, которая соответствует 8% дефицита консолидированного бюджета к российскому ВВП – регион обязан перечислить в федеральный бюджет дополнительные средства в размере величины превышения. В случае отказа или приостановления перечислений налоговых платежей в центр, на указанную величину «недоимок» автоматически сокращаются региональные бюджетные кредиты и средства финансовой поддержки региона, а если указанной меры недостаточно, корректируются и соответствующие региональные квоты лимитов кредитования Центральным банком России. При этом в любом случае образующаяся величина неплатежей оформляется Минфином РФ как кредит по действующей ставке ЦБР.
Подобные механизмы регулирования дефицита российского бюджета должны заставить регионы более тщательно подходить к своим расходам.
Одним из элементов планирования являются регулирование государством в регионах целевых программ, иными словами национальных проектов. Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.
Один из аспектов региональной политики государства нейтрализация различий в развитии региона.
. Модель стратегического плана социально-экономического развития региона
В заключение в качестве вывода приведем стратегический план социально-экономического развития региона.
Стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:
обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;
законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов;
структурная перестройка организационно-производственной инфраструктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);
оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;
обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;
повышение уровня социальной защищенности населения;
создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;
создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;
формирование экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.
Заключение
В процессе реализации мер государственного управления региональным социально-экономическим развитием происходит корректировка осуществляемых программ госрегулирования через оценку достигаемой эффективности и социальной значимости, определение соответствия произведенных затрат полученным результатам, а также посредством контроля со стороны гражданского общества.
Очевидно, что осуществление процесса госрегулирования и достижение поставленных целей требует совершенствования рассмотренного механизма государственного управления на основе реализации ряда мер.
Формирование механизма целевого стратегического планирования с учетом имеющихся у региона ресурсов и их эффективного использования, региональных особенностей и специфики, сильных и слабых сторон социально-экономического потенциала, положительных и негативных тенденций развития.
Лекция 9 (Тема 9)
Регулирование развития экспортного сектора экономики и импорта
Введение
Внешнеэкономические связи это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.
Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.
Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы :
-внешнюю торговлю;
-международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;
-международное инвестиционное сотрудничество;
-международное научно-техническое сотрудничество;
-экономическое и техническое содействие;
-валютно-финансовое сотрудничество.
Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны.