Законодательство Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной молодежной политики.
· Действует специальный Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.). Значительные изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 г., были внесены в указанный Федеральный закон в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
· Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации, именуемых в данном Федеральном законе "молодежными и детскими объединениями".
Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений согласно преамбуле к указанному Федеральному закону понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
Согласно статье 1 Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки молодежных и детских объединений, при этом иные отношения, в которые вступают молодежные и детские объединения с федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами, регулируются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Действие рассматриваемого Федерального закона не распространяется на молодежные и детские коммерческие и религиозные организации, молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами, а также молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями.
В соответствии со статьей 2 Федеральный закон признается частью основывающегося на положениях Конституции Российской Федерации законодательства Российской Федерации о государственной поддержке молодежных и детских объединений .
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона предусматривает, что вопросы государственной поддержки молодежных и… регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона определяет основные принципы государственной поддержки молодежных и детских объединений.
Государственная поддержка в соответствии со статьей 4 Федерального закона может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке:
1) молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов;
2) детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.
При этом государственная поддержка общероссийских, международных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий:
1) объединение должно являться юридическим лицом и действовать не менее одного года с момента его государственной регистрации;
2) в объединении должно насчитываться не менее 3000 членов.
Федеральный закон предусматривает наличие федерального органа исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики.
Согласно Главе III Федерального закона, определяющей организационные основы государственной поддержки молодежных и детских объединений, осуществлять меры по оказанию такой поддержки должен прежде всего федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики государственной поддержки молодежных и детских объединений. Вместе с тем предусматривается, что возможно направление Правительством Российской Федерации поручений иным федеральным органам исполнительной власти по осуществлению отдельных мер государственной поддержки молодежных и детских объединений.
Молодежные и детские объединения согласно статье 5 Федерального закона имеют право готовить доклады Президенту о положении детей и молодежи, участвовать в обсуждении докладов федеральных органов исполнительной власти по указанным вопросам, вносить предложения по реализации государственной молодежной политики, вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы детей и молодежи, а также участвовать в подготовке и обсуждении проектов федеральных программ в области государственной молодежной политики. Представители молодежных и детских объединений, их координационных советов имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи. Предусмотрена необходимость информационного обеспечения молодежных и детских объединений, в частности, о проводимых мероприятиях в области государственной молодежной политики.
Согласно статье 10 Федерального закона, меры государственной поддержки молодежных и детских объединений предусматриваются в разделах (подпрограммах) федеральных программ в области государственной молодежной политики и защиты детства. Статья 13 Федерального закона предусматривает формирование Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, осуществлять которое должен федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики. Предусмотрено, что включение молодежных и детских объединений в данный Федеральный реестр осуществляется бесплатно в течение месяца после представления ими письменного заявления и документов, подтверждающих соответствие объединения требованиям пункта 2 статьи 4 Федерального закона.